Нормативно-правовые акты институтов Евросоюза. Их место в европейском праве.
Характеристика Европейского союза. Его отличия от Европейских сообществ.
Европейское экономическое сообщество и Евратом имели первоначально каждый свою собственную Комиссию и Совет. Парламент и Суд были объединены посредством Соглашения о слиянии от 25 марта 1957 г. и ведали всеми тремя Сообществами.
8 апреля 1965 г. последовало Соглашение о слиянии Евратома, ЕЭС и ЕОУС. В результате подписания вышеуказанного Соглашения все три Сообщества получили единые органы: комиссию, совет, суд и парламент.
Совет занимал верховенствующее положение в системе институтов ЕЭС. В его состав вошли представители всех государств-членов. Совет обладал важнейшими полномочиями в сфере обеспечения координации общей экономической политики государств-членов, принятия решений в установленных рамках, исполнения принятых решений. Все важнейшие вопросы, касавшиеся организации и функционирования Сообщества, выработки и реализации его политики, проходили через Совет.
Согласно Договору о ЕЭС Совет должен был принимать решения квалифицированным большинством голосов, начиная с 1966 г., в таких важных договорных областях, как сельское хозяйство и общая торговая политика. Позже было установлено, что решения, принимаемые большинством голосов (простым или квалифицированным), имеют силу тогда, когда все государства-участники с ним согласны, а не тогда, когда это предусмотрено Договорами о Сообществе.
Названный компромисс дал каждому государству — члену ЕЭС возможность блокировать голосование и требовать единогласного решения, если при этом оказывались затронутыми его жизненно важные интересы. Текущее управление делами было возложено на Комиссию, созданную в целях обеспечения надлежащего функционирования и развития общего рынка. Суд исполнял полномочия по сохранению единообразия права Сообществ. Парламент осуществлял функции консультации и контроля
Виды и правовой режим нормативно-правовых актов ЕС.
Нормативно-правовые акты Европейского союза включают:
1) регламент — нормативно-правовой акт общего характера, обязательный для исполнения субъектами европейского права. Все регламенты публикуются в официальном органе европейских сообществ — «Журналь офисьель» —. и вступают в силу на 20-й день после их опубликования, если иное не установлено в самом акте;
2) директива — отличается от регламента тем, что в ней указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты, и сроки их достижения. При этом государству предоставляется право самому определять, какие механизмы при этом использовать. Директивы могут быть адресованы как всем государствам — членам Союза (в этом случае они обязательно публикуются в «Журналь офисьель»), так и отдельным государствам — членам Союза; в этом случае государству направляется соответствующее сообщение (т. е. делается нотификация). Директивы вступают в силу с даты их опубликования или сообщения;
3) решения — акты не общего, а индивидуального характера. В них, как правило, речь идет о специальных, узких, нередко технических вопросах, они обязательны только для тех субъектов европейского права, которым адресованы.
Нормативно-правовые акты ЕС издают Совет (или Совет совместно с Европейским парламентом), Европейская Комиссия, Европейский центральный банк.
В рамках сообществ принимаются еще два вида актов — рекомендации и заключения, однако они не являются нормативно-правовыми актами, т. е. не носят обязательного юридического характера.
Регламенты, директивы и решения образуют основную и наиболее многочисленную часть источников европейского права. За годы существования сообществ их число составило многие десятки тысяч.
Долгое время Суд ЕС был единственной судебной структурой.
В 1986 году создан второй судебный орган – Трибунал первой инстанции, в ведение которого перешли жалобы физических и юридических лиц на действия институтов и органов ЕС.
Ниццским Договором 2001 года Совет ЕС получил полномочия учреждать специальные органы судебной юрисдикции – судебные палаты.
В компетенцию каждой судебной палаты передаются определенные категории дел. Количество палат не ограничено и после ЛС судебные палаты будут называться специальными трибуналами.
Статут суда – основной источник, закрепляющий внутреннюю организацию и порядок функционирования судебной власти в ЕС в общем.
Действующий статут принят в 2001 году. Включает 5 разделов, учитывает не только статус судей, но и лиц, которые проводят параллельное расследование и мониторинг судебных дел.
Кто вправе обращаться в суд:
1. Граждане ЕС
2. Институты и органы ЕС
3. Государства – члены ЕС
4. Иностранцы, если их права нарушены в соответствии с нормами, закрепленными в документах ЕС.
Суды ЕС формируются из 27 судей, по 1 судье от каждого государства – члена.
Но есть и др. категория – это генеральные адвокаты – их 8.
Судьи – полноправные члены суда – участвуют в рассмотрении и разрешении дел, а генеральные адвокаты – должностные лица, которые проводят параллельные расследования:
- рассматривают материалы поступивших дел
- предоставляют свое мотивированное заключение
Наличие генеральных адвокатов – позволяет выполнять наиболее компетентно свою деятельность:
- с одной стороны – судья, а с другой стороны – генеральный адвокат.
Генеральный адвокат – не является защитником персональных интересов. Они обязаны действовать полностью бескорыстно и независимо, но при этом пользоваться всеми гарантиями судейской неприкосновенности.
Судьи и ГА – выбираются на 6 лет, выдвигаются правительствами государств-членов по их общему согласию, обновление состава происходит каждые 3 года, по половине судей – 14 судей и 4 ГА. Могут быть назначены неоднократно. При осуществлении функций судьи полностью независимы, могут быть отрешены только судом, причем единогласно.
Порядок формирования статус судей трибунала 1-ой инстанции в целом аналогичен порядку суда ЕС, но только нет ГА.
Порядок формирования судебных палат определяется решением Совета. Каждая палата состоит из устойчивого количества судей и они пользуются всеми гарантиями судейской независимости.
Председатель Суда – высшее должностное лицо. Избирается самими судьями на 3 года (обычно неоднократно продлевать). Он может:
- проводить соединение дел по собственному усмотрению
- имеет право принимать меры по делу
- приостанавливать своими определением действия оспариваемых актов ЕС до вынесения решения судом.
Первый генеральный адвокат:
- распределяет дела между адвокатами
Секретарь Суда - вспомогательное должностное лицо, избирается на 6 лет. В отличие от судей и ГА не входит в состав Суда ЕС
- обеспечение получения и передачи документов в суд (исковые заявления, протоколы и т.д.)
- хранитель печати
- административные функции
- заведует канцелярией и в подчинении около 1000 человек.
Есть разница в судебных палатах (3-й инстанции) и судебными палатами – Палатами в составе Суда.
Палаты суда – все судьи ЕС в количестве от 3-х до 5 человек.
3 палаты по 3 судьи
палаты по 5 судей
Специализации между ними не существует в отличие от специализированных судов. Они нужны, чтобы ускорить рассмотрение дел. Однако, если дело особой важности оно может быть рассмотрено в Большой Палате – новое подразделение суда ЕС, созданное в 2003 году в связи с Ниццским договором – является президиумом Суда. Состав: Председатель Суда + председатели палат по 5 судей + другие члены суда, занимающие места в Большой палате в порядке ротации. Всего их 11 человек.
По делам исключительной важности может собираться пленум – все 27 судей – отрешение должностных лиц.
Порядок формирования и деятельность Суда ЕС.
Согласно положениям, действовавшим до реформы, предусмотренной Ниццским договором, члены Суда ЕС назначались с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Государство — член ЕС располагало одним местом в Суде ЕС, а затем и в Суд первой инстанции (СПИ). Оно же выдвигало кандидата на замещение места в Суде.
Принцип «одно государство — один судья» определял численный состав Суда. Единственную корректировку вносило требование нечетного числа судей. В канун расширения в 2004 г. их число равнялось 15 (после расширения достигло 25). Необходимость подобной системы комплектования мотивировалась не столько равноправием государств-членов, сколько целесообразностью представительства всех национальных правовых систем, что должно было служить целям эффективности и учета многообразия национальных форм и методов правового регулирования при рассмотрении дел в Суде. В основном аналогично формировался и СПИ. Помимо судейского корпуса в состав Суда ЕС вошли также восемь генеральных адвокатов.
Ниццский договор 2001 г. несколько изменил формулу комплектования судебных органов ЕС. Она предусматривает, что Суд ЕС состоит из одного судьи от каждого государства-члена. А СПИ состоит «по крайней мере, из одного судьи из каждого государства-члена».
Главные требования, предъявляемые к кандидатам - это высокая профессиональная квалификация и независимость. В рамках Суда ЕС и СПИ сохраняется абсолютная секретность судейских дебатов, мнения каждого из судей и результатов внутреннего голосования. Решение выносится от имени Суда в целом и никакому публичному оспариванию со стороны судей или генеральных адвокатов не подлежит. Нарушение этого правила рассматривается как посягательство на основы судопроизводства, нарушение обязанностей судьи и может влечь за собой весьма строгие санкции, вплоть до принудительного отрешения от должности. Такого рода решение принимается общим собранием судей и генеральных адвокатов, если, по их единогласному мнению, смещаемый член суда не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к его должности.
Учредительный договор предусматривает назначение восьми Генеральных адвокатов. Генеральные адвокаты это должностные лица Суда, которые выполняют полномочия, связанные с изучением дела, выносимого на рассмотрение Суда. Генеральный адвокат представляет Суду свое объективное, беспристрастное и обоснованное заключение по изученному им делу. В подавляющем большинстве случаев заключение генерального адвоката, излагаемое в открытом публичном заседании Суда, оказывает весьма большое влияние на вынесение решения. Однако формально Суд следовать рекомендациям генерального адвоката не обязан.
Обновление Суда происходит наполовину каждые три года. В том же порядке обновляется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для переизбрания на новый срок не установлено. Соответственно, судья или генеральный адвокат, срок полномочий которого истек, может быть назначен вновь. В случае досрочной вакансии замещение производится на оставшийся срок полномочий выбывшего члена Суда.
Из лекций: