Изменения критериев приемлемости в связи с принятием Протокола 14.
В мае 2004 года был принят Протокол № 14, которым предусматривается реформа Суда. Кратко изменения коснутся следующих вопросов.
1. Принятие решений о неприемлемости по явно неприемлемым жалобам, которое сейчас производится комитетом из трех судей, будет приниматься судьей единолично. Идея этого новшества состоит в увеличении способности суда «отсеивать» безнадежные дела.
2. Повторяющиеся дела. Суд может отказаться рассматривать дело, которое является одним из целой серии дел, выявляющих идентичные нарушения. Иными словами, если в отношении Российской Федерации уже выносилось решение о том, что неисполнение решения суда против государственного органа, является нарушением статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола 1 к Конвенции, аналогичные жалобы на неисполнение решений национальных судов Суд рассматривать не будет. Государство-участник обязано будет устранить выявленное нарушение.
3. По новому правилу приемлемости суд может объявить не приемлемыми жалобы, в которых заявители не испытали глубокого и серьезного нарушения их прав, и от Суда не требуется вмешательство. Для того, чтобы гарантировать, что даже с менее серьезным нарушением заявитель должен иметь средства защиты, суд не сможет применить этот критерий, если будет установлено, что государство-ответчик не имеет адекватных внутренних средств защиты для восстановления указанного права.
|
|
Надо отметить, что эти правила вступят в силу, когда все государства ратифицируют этот протокол. На 23 ноября 2006 г. протокол не ратифицировала только Россия. Подписан протокол Россией был 5 мая 2006 г.
К числу особо важных контрольных полномочий относится институт парламентской ответственности правительства, применяемый в Европейском Союзе. (Механизм института ответственности рассмотрен в главе 12, посвященной Европейской комиссии.)
Характеризуя контрольные полномочия Европейского парламента, следует обратить внимание еще на два момента. Это, во-первых, введенное учредительными актами и подтверждаемое Конституцией право на подачу индивидуальных или коллективных петиций, подлежащих обязательному рассмотрению Европейским парламентом, при условии, что эта петиция касается вопросов, относящихся к ведению Сообществ. Во-вторых, создание института омбудсмана, учреждение которого предусмотрено ст. 195 Договора о ЕС и также подтверждаемое Конституцией. Постановления Договора детализируются в Регламенте Парламента, уточняющем порядок его назначения и деятельности. Он избирается депутатами тайным голосованием. Если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства в первых двух турах, то в третьем туре баллотируются только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов во втором туре. Омбудсман назначается Европейским парламентом на срок его полномочий каждый раз после очередных выборов. Возможно повторное назначение одного и того же лица. Он покидает свой пост либо по истечении срока полномочий, либо по собственной просьбе об отставке, либо по решению Суда ЕС, принятому на основе представления Европейского парламента. Оно выносится, если омбудсман более не соответствует условиям, требуемым для исполнения его обязанностей.
|
|
Омбудсман наделен правом принимать жалобы, исходящие от граждан ЕС или любого иного физического или юридического лица, находящегося под юрисдикцией государств-членов, в случае, если они обжалуют ненадлежащее управление со стороны институтов и органов Сообществ, за исключением жалоб, приносимых на деятельность Суда ЕС и СПИ.
Омбудсман по собственной инициативе, или основываясь на поданных ему жалобах, проводит независимое расследование, если считает его оправданным. По результатам такого расследования составляется доклад, направляемый соответствующим институтам и органам, коих эта жалоба касается. Эти последние должны в течение трех месяцев по получении доклада омбудсмана представить свои замечания.
После этого итоговый доклад направляется Парламенту и другим заинтересованным институтам. Лицо, подавшее жалобу, информируется о результатах проведенного расследования. В целом деятельность омбудсмана обобщается в итоговом ежегодном докладе, который направляется Европейскому парламенту.
Европейский парламент обладает определенными полномочиями в сфере внешних связей Сообществ и в более ограниченной мере в области ОВПБ. Конституция несколько расширяет полномочия Парламента, но не распространяет их на ОВПБ и ОЕПБО.
На практике Европейский парламент участвует в осуществлении внешнеполитических функций не столько за счет наделения его правом вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций, складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях.