Формирование рыночных цен. Равновесная рыночная цена

В рыночном хозяйстве значительная часть цен на товары устанавливается на рынке в результате конкуренции. Технология формирования цены в рыночных условиях состоит из нескольких этапов: изучение рынка, определение целей ценовой политики, определение спроса, оценку издержек, анализ предложения и цен конкурентов и установление окончательной цены Ценовая политика зависит от типа рынка, на который поступает товар. Многие закономерности формирования рыночных цен определяются конкурентной структурой рынка. В условиях свободной конкуренции, когда каждой фирме принадлежит небольшая доля рынка, ни одна из них не может оказать заметного влияния на формирование цен. Цены уже заданы рынком, они складываются под воздействием спроса и предложения, и предприятия вынуждены к ним приспосабливаться. В условиях монополии, когда на рынке присутствует один продавец, складывается иная ситуация. Монополисты предпочитают продать меньше продукции и назначить более высокие цены, чем конкурирующие производители. Поэтому государство нередко вынуждено ограничивать их деятельность, в том числе цены. Цены рынка монополистической конкуренции изменяются в широком диапазоне. Процесс их установления достаточно сложный и гибкий, широко используются приемы неценовой конкуренции. В условиях олигополии любые действия одного субъекта хозяйствования по изменению объема продаж или цен вызывают ответную реакцию остальных конкурентов. Такая взаимосвязь вызывает необходимость раздела рынков сбыта, согласованию объемов продаж, правил и процедур ценообразования. После изучения рынка можно перейти к выбору целей и задач ценообразования, которые вытекают непосредственно из анализа рынка, положения на нем предприятия и общих его целей. Цели, основанные на сбыте, предполагают решение задач по максимизации объема продукции предприятия, завоеванию большей доли рынка. Это позволит снижать относительные издержки производства в части условно-постоянных расходов и, соответственно, цену, получая большую совокупную прибыль. В таких ситуациях предприятия вынуждены идти на максимальное снижение цен. Любая цена, назначенная предприятием, так или иначе, скажется на уровне спроса. Конкретные данные о том, как реагирует спрос на изменение цены, дают показатели эластичности. Под эластичностью спроса от цен понимают коэффициент, показывающий относительное изменение спроса при изменении цены на определенный товар. Если спрос на товар эластичен, то увеличить объем продаж, а, соответственно, и прибыль можно путем уменьшения цены, т.е. используя ценовую конкуренцию. В случае неэластичности спроса достичь той же цели путем изменения цен невозможно. Эластичность спроса определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:

- наличие и доступность товаров заменителей;

- отнесение товара к категории предметов первой необходимости;

- доля расходов на товар, которую он занимает в бюджете покупателя.

Четвертым этапом установления цены является оценка издержек. Расчет затрат на производство товара дает возможность определить его минимальную цену. Все издержки принято подразделять на два вида: постоянные и переменные. Постоянными называют издержки, размер которых пропорционально не зависит от обычных колебаний выпуска. К ним относят: размер арендной платы, процент за кредит, плата за отопление и освещение, оклады аппарата управления и т.д. Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства. Это затраты на сырье, основные материалы, основная заработная плата производственных рабочих, находящихся на сдельной оплате труда. На конкретное значение цены в реальной ситуации оказывают влияние не только затраты и спрос, определяющие ее максимальную и минимальную границы, но и цены конкурентов. Анализ цен конкурентов можно проводить различными методами: опросить покупателей, сделать сравнительные покупки у конкурентов и сопоставить цены и достоинства товаров между собой, изучить прейскуранты конкурентов и т.д. Такое сравнение дает возможность более конкретно сориентироваться в отношении цены между ее верхней и нижней границами. После этого выбирается метод, т.е. способ установления исходной цены товара. Выбор того или иного метода обуславливается характером товара, степенью его новизны, типом рынка, на котором он реализуется, и другими факторами. Цена при этом определяется еще до того, как товар будет выпущен на рынок. На следующих этапах исходная цена будет корректироваться с учетом реально складывающийся ситуации на рынке путем использования различных стратегий ценообразования, психологических факторов. При всем многообразии методов ценообразования выделяют основные наиболее часто применяемые. Методы формирования цен базируются на основных ценообразующих факторах:

-методы с ориентацией на издержки обращения: затратный, агрегатный и структурной аналогии;

-методы с ориентацией на качество, потребительские свойства продукции (нормативно-параметрические методы): метод сравнения удельных показателей товара, балловый метод, метод экспертной оценки и корреляционно-регрессионный метод;

-методы с ориентацией на спрос, уровень конкуренции: метод ощущаемой ценности товара, метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке, состязательный метод (метод тендеров или торгов) и метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены.

Процедура формирования цены длительная и трудоемкая. Она требует прохождения ряда этапов и учета множества факторов. В рыночном хозяйстве значительная часть цен на товары устанавливается на рынке в результате конкуренции.

Рыночное равновесие – примерное равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке. Когда государство диктует продавцам низкую цену (ниже точки равновесия), возникает дефицит, т.е. образуется определенное количество недопустимых товаров. Если продавец искусственно повышает цену выше равновесной, образуется избыток (перепроданное кол-во товаров).

Цена - денежное выражение стоимости. Служит для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно-необходимого рабочего времени. Величина цены прямо пропорциональна стоимости товаров и обратно пропорциональна стоимости золота. Однако цена не всегда и не по каждому товару совпадает со стоимостью. Спрос равен предложению, а, следовательно, цена равна стоимости.

Функции цены:

1. учетная - сводится к учету и измерению общественно- необходимых затрат труда в сфере производства и обращения;

2. стимулирующая - заключается в воздействии ее на темпы развития и эффективность общественного производства, на обновление ассортимента, повышение качества продукции и т.д.;

3. распределительная - состоит в том, что с ее помощью осуществляется распределение и перераспределение совокупного общественного продукта, национального дохода;

4. сбалансированная - проявляется при сбалансировании спроса и предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: