Взаимодействие спроса и предложения. Причины и последствия нарушения рыночного равновесия

Воспроизводимые и невопроизводимые ресурсы (ограниченность ресурсов)

Ресурс (от франц. ressource - ценность, запас, источник средств). Напомним, что факторами производства, а следовательно, и производственными ресурсами является земля, труд, капитал и способность к предпринимательству.

Производственные ресурсы делятся на воспроизводимые и невоспроизводимые.

К воспроизводимым производственным ресурсам принадлежат те, что создаются и восстанавливаются природой (водные бассейны, грунт, флора, фауна) и обществом (средства производства). К воспроизводимым одновременно и природой, и обществом принадлежат трудовые ресурсы: люди появляются на свет как биологические существа и приобретают в обществе необходимые знания и привычки для производственной деятельности.

К невоспроизводимым принадлежат полезные ископаемые, которые потребляются как сырье. Кроме того, время воспроизведения некоторых ресурсов такое продолжительное, что их можно отнести к невоспроизводимым. Имеем ввиду, в частности, уничтоженные черноземы, вырубленные леса, загрязненные водоемы.

Ограниченность ресурсов определенной мерой относительна, ведь она обусловлена уровнем нужд, претензий потребителей на вещи и услуги. Ограничив нужды, можно относительно уменьшить и ограниченность ресурсов. Однако такое объяснение причин ограниченности ресурсов и их уменьшения затрагивает лишь одну сторону проблемы. Некоторые виды ресурсов, и прежде всего невоспроизводимые, ограниченны самой природой, следовательно, раньше или позже наступит время их исчерпания. Ученые уже подсчитали общие размеры запасов нефти, газа, угля, и других полезных ископаемых и сроки их исчерпания. Ограниченными является площади черноземов, водохранилищ, рек, лесов ит.п. Что касается этих ресурсов, то они абсолютно ограничены.

Ограниченность производственных ресурсов предопределяет появление целого ряда сложных технико-экономических проблем. Во-первых, в каждый данный момент именно имеющиеся производственные ресурсы определяют границу производства, изменить которую можно, только применив новые технологии. Например, если площадь пахотных земель в стране не может быть увеличена, то объемы сельскохозяйственного производства в ней определяются применяемыми технологиями выращивания культур. Именно они обеспечивают определенные уровни урожайности. При этих условиях увеличить объемы производства можно, лишь изменивши технологии.

Во-вторых, чтобы расширить границу производственных возможностей, необходимо отыскать средства привлечения к экономическому кругообороту принципиально новых ресурсов. Например, керамики - вместо металлов, пластмасс - вместо дерева. Это требует значительных инвестиций в научно-технические разработки.

В-третьих, возникает потребность всесторонней экономии производственных ресурсов, которая затрагивает не только технологические, а и организационные проблемы: целесообразного размещения связанных производств, налаживание снабжения ресурсов, стимулирование экономии их использования.

И, в-четвертых, именно через ограниченность ресурсов актуальной становится проблема их выбора, поисков альтернативных вариантов использования.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы, как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис..

На рис. показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Рис..1. Взаимодействие спроса и предложения

Рыночное равновесие обычно сохраняется не дольше, чем, находится маятник в каждой из точек своего пути. Оно постоянно нарушается из-за изменений либо спроса, либо предложения. Рынку приходится снова и снова их согласовывать (балансировать), формируя новые равновесные уровни цен и объемы производства.

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Построив на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 5.5).

Особенность рыночного механизма такова, что он автоматически поддерживает рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (pi), то возникает излишек (предложение больше спроса). Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. Если цена установилась на уровне ниже равновесного (Р2), то она вызывает дефицит товаров, что действует повышательно на цену.

Р

Pi

Р2

Pi

Рис 5 5 Рыночное равновесие

Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем (рис. 5.6).

Повышение спроса ведет к росту равновесной цены (P2 > P1) и равновесного объема (Q2 > Qi); б) падение спроса снижает равновесную цену (P2 < Pi) и равновесный объем (Q2 < Qi).

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем (рис. 5.7).

Увеличение предложения снижает цену равновесия (P2 < Pi) и увеличивает равновесный объем (Q2 > Qi), уменьшение предложения увеличивает цену (P2> Pi) и снижает равновесный объем (Q2 < Qi).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: