Сущность, функции и структура рынка.
Лекция 3. Рынок как система социально-экономических отношений
1. Сущность, функции и структура рынка.
2. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения
3. Эластичность и её виды
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Для возникновения рынка требуются определённые условия. Первое условие возникновения рынка – общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. Разделение труда неизбежно требует обмена, который приводит к появлению денег. Это расширило стимулы к производству тех или иных товаров спёциально для продажи. Второе условие – это экономическая обособленность производителей, возникающая на базе частной собственности. Необходимо и третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Можно выделить следующие критерии для характеристики системы рынка:
по объектам:
рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
рынок рабочей силы;
рынок средств производства;
рынок ценных бумаг, валюты;
рынок научно-технических разработок, патентов;
рынок информации;
рынок средств обращения;
рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
рынок лицензий и др; по субъектам:
рынок покупателей;
рынок продавцов;
рынок государственных учреждений;
рынок промежуточных продавцов – посредников;
по географическому положению:
местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок;
по степени ограниченности конкуренции:
свободный рынок; монополистический рынок; олигополистический рынок; смешанный рынок;
по соответствию действующему законодательству:
легальный рынок; нелегальный («черный» и «серый») рынок; по отраслям;
по характеру продаж:
оптовый рынок; розничный рынок.
Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Зависимость объема спроса от цен фиксируется законом спроса и представлена кривой с отрицательным наклоном. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки постоянной кривой спроса (см. рис. 2.).
Рис. 2. График спроса
а) изменение спроса в зависимости от цены;
б) изменение объёма спроса в зависимости от неценовых факторов
Действие закона спроса объясняю т существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.
На спрос влияют и неценовые факторы: предпочтения и вкусы потребителей, размеры рынка, доход («эффект дохода»), цены на сопряженные товары (субституты и дополняющие), потребительские ожидания (см. рис. 2). Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе и выражается смещением кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).
Предложение характеризуется с помощью шкалы. В ней представлены разные количества продукта, которые производитель желает произвести и продать по каждой цене из данного ряда цен в конкретный временной период. Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном (см. рис.3).
Рис. 3 График спроса
а) изменение спроса в зависимости от цены;
б) изменение объёма спроса в зависимости от неценовых факторов
Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной комбинации «цена – объем предложения» к другой. Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо (если оно растет) и влево (если оно сокращается). К неценовым факторам, оказывающим влияние на предложение, относятся: цены на производственные ресурсы, изменения в технологии производства, государственная политика в области налогообложения и субсидирования, структура рынка.
Рис. 4. Равновесие на рынке
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы. Равновесной цене присуща уравновешивающая функция. На рисунке представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают (см. рис. 4).
3. Эластичность и её виды
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность спроса по цене показывает на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса E p равен: Ер =?Q /? Р., где Q – изменение величины спроса в %; Р – изменение цены в %, «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.
В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (Ер < 1), единичной эластичности (Ер = 1) и эластичный (Ер > 1). В случае абсолютной неэластичности (Ер = 0) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; в случае абсолютно эластичного спроса (ер = ∞) она параллельна (выше) оси абсцисс (рис. 5)
Аналогично можно определить показатель эластичности по какой-то другой экономической величине: по доходу, перекрёстная эластичность спроса по цене.
Рис. 5. Крайние случаи эластичности:
а) спрос абсолютно эластичен; б) спрос абсолютно неэластичен
Коэффициент эластичности спроса по доходу (Еi ) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Товары называются недоброкачественными, если величина еi является отрицательной. Нормальные товары отличаются положительной величиной коэффициента. Они могут относиться к предметам первой необходимости (О < Еi < 1), второй необходимости (Еi = 1) и к предметам роскоши (Еi > 1).
Коэффициент перекрестной эластичности (Еху) характеризует степень реакции объема спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (у). Величина данного коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. Они могут быть взаимозаменяемыми (Еху > 0), взаимодополняемыми (Еху < 0) и нейтральными (Еху = 0).
Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос.