Условия совершенной конкуренции

Конкуренция является одним из основных условий для развития рыночной экономики. По мнению ведущих экономистов, существуют несколько условий совершенной конкуренции, при выполнении которых возможно значительно ускорение развития экономики. Очевидно, что создание совершенной конкуренции на реальном рынке практически невозможно, но стремиться к созданию условий для идеальной конкуренции просто необходимо.

В соответствии с наиболее распространенным определением, совершенная конкуренция – это состояние рынка, при котором на рынке действует большое количество производителей и покупателей товара, при этом никто из них не может диктовать условия покупки или продажи определенного товара. Предполагается, что как покупатель, так и продавец имеют полную информацию о товаре, а также о ценах на данный товар в других регионах, кроме того, цена на товар является справедливой, т. е. устанавливается при помощи функции спроса и предложения.

В настоящее время выделяется пять основных признаков идеальной конкуренции: однородность товаров, представленных на рынке, свободное ценообразование на все виды товаров, отсутствие входных и выходных барьеров для той или иной отрасли производства, а также отсутствие ограничений на количество участников рынка и давления на производителей и покупателей товаров и услуг.

Очевидно, что подобное положение дел практически невозможно. Большинство товаров, которые выходят на рынок, облагаются налогами, а некоторые товары – дополнительными акцизами, что, например, позволяет сдерживать рост производства и потребления алкоголя и табака.

Многие производители товаров предпочитают применять как рыночные, так и внерыночные методы для захвата большей части рынка. В некоторых случаях новая компания, которая стремится захватить рынок, предлагает качественный товар по низким ценам, в других случаях использует административные ресурсы для борьбы с конкурентами или продвижения своих товаров на рынок.

Одной из основных проблем, которая не дает создавать условия совершенной конкуренции, является применение различных рекламных технологий, благодаря которым потребителям преподносится «идеальный» товар, большинство отрицательных свойств которого замалчивается. Кроме того, многие производители товаров или услуг применяют различные методы промышленного шпионажа, а также копирования лучших образцов товаров конкурентов и искусственно увеличивают издержки производства.

Более того, практически любой производитель старается занять монопольное положение, что позволяет диктовать цены и объемы продаж на рынке. Для улучшения условий конкуренции, государство должно предпринимать антимонопольные меры для создания условий, близких к совершенной конкуренции.

100. Промышленность России: незавершенная цепь реформ

Россия является страной с развитой промышленностью. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, более 2/5 национального дохода, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.

В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.

Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.

Достаточно очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.

За время рыночных реформ в России происходили существенные изменения в отраслевой структуре промышленности

Доля добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции имеет тенденцию к росту, что противоречит общемировой тенденции последних лет, состоящей в опережающем росте обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей добывающей промышленности во многом ориентируется на спрос, формирующийся на внешнем рынке, вне пределов национальной экономики. Россия все сильнее втягивается в международное разделение труда в качестве поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: