В современной экономической теории под чистой монополией принято понимать такую конкурентную рыночную ситуацию, которая отвечает следующим классификационным признакам.
1. В отрасли функционирует только одна фирма, поэтому понятия «фирма» и «отрасль» равнозначны.
2. Поскольку произведенная фирмой продукция представляет собой все предложение товаров отрасли, фирма обладает полным и абсолютным контролем над ценами, или рыночной властью.
3. Доступ в отрасль для всех прочих фирм блокирован. Это достигается как административно-правовыми, так и экономическими методами. Например, в качестве барьеров на пути «чужих» капиталов могут служить:
патенты, дающие исключительное право одному производителю выпускать данный продукт или применять некоторую технологию;
государственные лицензии или франшизы, разрешающие данный вид деятельности лишь одной фирме;
владение редким сырьевым ресурсом. В частности, компания DeBirs, мировой монополист по производству бриллиантов, владеет большей частью добычи алмазов. В первой половине XX в. Алюминиевая корпорация Америки (АЛКОА) владела или контролировала практически 100% мировых залежей бокситов и благодаря этому являлась до 1940 г. абсолютным монополистом в производстве алюминия;
|
|
большая капиталоемкость и экономия масштаба. Некоторые виды производства требуют для их начала крупных первоначальных инвестиций и являются рентабельными только при значительных объемах выпуска продукции. Далеко не каждый потенциальный конкурент располагает такими капиталами и может освоить крупномасштабное производство. Иногда большие издержки связаны не с самим производством, а со сбытом, с рекламой и пр. Например, производство хлопьев для завтрака вполне по силам и мелким фирмам. Однако они не в состоянии выдержать соревнование в дорогостоящей и масштабной рекламной войне и проигрывают знаменитым на весь мир торговым маркам.
4. Продукт фирмы/отрасли не имеет близких заменителей и в некотором роде уникален. Бриллианты являются наиболее типичным примером.
5. Кривая спроса фирмы/отрасли имеет отрицательный наклон.
Исследуя поведение фирмы-монополиста, сделаем следующие допущения:
фирма стремится максимизировать прибыль;
монополист-производитель покупает ресурсы на конкурентных рынках;
фирма не может проводить ценовую дискриминацию, т. е. всем потребителям продукция фирмы продается по одной и той же цене;
фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара.