Вопрос 2. Методы продажи товаров и их социально-экономическое значение

Метод продажи – это совокупность приёмов осуществления основных операций по реализации товаров покупателям.

Основными операциями процесса продажи товаров в магазине являются:

– осмотр предлагаемого магазином ассортимента товаров;

– отбор товаров;

– расчёт за товары и получение покупки;

– предоставление покупателям дополнительных услуг.

Дальнейшее развитие торговли и повышение культуры торгового обслуживания населения обусловлены целым рядом социально-экономических факторов, основными из которых являются: рост численности населения, повышение его материального и культурного уровня, расширение производства необходимых товаров, рост жилищного строительства, улучшение структуры потребления, внедрение в торговлю наиболее эффективных форм продажи товаров. Эти факторы играют важную роль в повышении уровня жизни народа.

По подсчётам учёных затраты времени на ведение домашнего хозяйства достигают 12 – 15 % годового бюджета времени, а четверть этих затрат приходится на приобретение продуктов и непродовольственных товаров в розничной торговой сети. Сокращения этих непроизводительных затрат можно достичь различными путями: специализацией и типизацией магазинов, более рациональным их размещением, оптимизацией ассортимента, улучшением систем товароснабжения и т.п.

Но очень многое здесь зависит от организации процесса продажи товаров в магазинах, применения наиболее эффективных форм продажи и дополнительных форм торгового обслуживания. Достаточно сказать, что затраты времени покупателей при применении прогрессивных форм продажи сокращаются на 30 – 50 %, в 1,5 – 2 раза увеличивается пропускная способность магазинов.

Таким образом, совершенствуя процесс продажи товаров, снижая время на их приобретение, можно решить важнейшую социальную задачу – задачу увеличения свободного времени людей, которое может быть использовано для всестороннего развития личности.

Внедрение прогрессивных форм обслуживания способствует и повышению экономической эффективности торговли и народного хозяйства в целом. Опыт показывает, что при рациональной организации торгового процесса в магазинах самообслуживания производительность труда повышается на 15 – 20%, улучшается использование материально-технической базы (выше коэффициенты установочной и экспозиционной площадей) и, в конечном счете, на 10 – 15% снижаются издержки обращения. Известно, что уровень механизации труда в розничной торговле один из самых низких среди других отраслей народного хозяйства и составляет всего 12 – 15%. Поэтому важнейшей задачей развития торговли является, прежде всего, применение наиболее эффективных форм продажи товаров.

Развивая и совершенствуя методы продажи товаров, народное хозяйство получает и социальный, и экономический эффект. В этой связи и классификация методов продажи товаров претерпевает со временем существенные изменения. В частности, в республике в 1980 – 1990 гг. получила существенное развитие торговля по предварительным заказам, в самообслуживании появились новинки (тара-оборудование, единые узлы расчёта, электронное оборудование), исчезла такая форма, как продажа товаров на дому.

Существуют магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.

В настоящее время получили развитие следующие магазинные методы розничной продажи:

– самообслуживание;

– продажа товаров по предварительным заказам;

– продажа товаров по образцам;

– с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: