double arrow

Вопрос 3. Управление товарными запасами на предприятиях

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определённую ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Всё это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых покупателей, в розничном – обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учёт и контроль, а также регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.

Разработанные для оптовых предприятий необходимые размеры товарных запасов должны обеспечивать поддержание их на экономически обоснованном уровне, с тем, чтобы обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий. Они устанавливаются раздельно для товарных запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях складского товарооборота.

Оперативный учёт и контроль за состоянием товарных запасов ведётся на основании действующих форм учёта и отчётности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового учёта, статистические отчёты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определённом уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

В управлении товарными запасами на предприятиях оптовой торговли удобнее всего использовать электронную вычислительную технику, на базе которой создают автоматизированные системы управления товарными запасами.

Внедрение таких систем позволяет сократить трудовые затраты, выявить новую более качественную управленческую информацию и ускорить её обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами.

Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учётом объёма дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболее вероятными могут быть:

– снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров и т.д.

– просчёты работников магазина при определении потребностей в товарах;

– низкое качество поставляемых товаров;

– несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

После выявления причин завышения фактических запасов товаров следует принять меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путём более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населённых пунктах. Излишки завезённых товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы.

Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

Для управления товарными запасами в магазинах всё более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учёта товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).

Тема: «Организация и технология розничной продажи товаров»

План:

1. Понятие и содержание культуры торговли.

2. Методы продажи товаров и их социально-экономическое значение.

3. Услуги, оказываемые покупателям магазинами.

Вопрос 1. Понятие и содержание культуры торговли.

Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические и др.) носят подчинённый характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли.

Оценка деятельности торгового предприятия, как правило, осуществляется по трём важнейшим составляющим:

– культура торговли;

– качество обслуживания покупателей;

– культура обслуживания покупателей.

Культура торговли – самое широкое понятие, включающее достижения развития отрасли, качество и культуру обслуживания покупателей.

Основными составляющими культуры торговли являются:

1) наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживаемых групп населения;

2) наличие достаточной розничной торговой сети, использование наиболее эффективных типоразмеров магазинов, удобное их размещение в регионе, техническая оснащённость предприятий;

3) применение в магазинах наиболее эффективных современных форм продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей;

4) оказание покупателям дополнительных услуг, связанных со специфическими особенностями товаров;

5) организация внутри- и внемагазинной рекламы и информации, способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;

6) культура труда работников магазина, означающая профессиональную должную квалификацию торгового персонала, высокий этический и эстетический уровни обслуживания;

7) строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров.

Качество торгового обслуживания – совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применения прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборота.

Качество торгового обслуживания определяется по ряду показателей:

1) материально-техническая база;

2) применение прогрессивных методов продажи;

3) дополнительные услуги;

4) ассортимент товаров;

5) товарооборот.

Определение этих показателей основано на использовании данных статотчётности, а также специально организованных хронометражных и других наблюдений, анкетирования покупателей и работников и т.п.

Культура обслуживания также включает целый ряд элементов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торгового зала магазина. К ним относятся показатели устойчивости ассортимента, применения прогрессивных форм продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожидание обслуживания, оценка культуры обслуживания по мнению покупателей, хорошее санитарное состояние и красивый внешний вид торгового зала и работников, соблюдение установленных правил торговли и продажи отдельных товаров и т.д.

Уровень культуры обслуживания магазина определяют по методике, разработанной УКР НИтопом, рекомендованной Министерством торговли для оценки деятельности магазинов. Согласно ей уровень культуры обслуживания определяется по четырём показателям.

1. Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня

КУ = ,

где КУ – коэффициент устойчивости ассортиментного перечня; А1, А2, … Аn – количество наименований товаров в момент проверки; А – количество наименований товаров по ассортиментному перечню; n – количество проверок.

2. Коэффициент дополнительного обслуживания покупателей

КД = ,

где КД – коэффициент дополнительного обслуживания; Y1, Y2, Yn – количество дополнительных услуг в момент проверки, единиц; Y – количество дополнительных услуг, предусматриваемых перечнем; n1 – количество проверок;

3. Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания

КО = ,

где Ко – коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания; Зо – оптимальные затраты времени на обслуживание, с; Зф – фактические затраты времени на обслуживание, с.

Оптимальные затраты времени на ожидание обслуживания дифференцированы по типам магазинов и составляют от 90 с в гастрономе до 150 с в универмаге.

4.Коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей.

Км = ,

где Км – коэффициент культуры по мнению покупателей; МП - количество покупателей, которые дали хорошую и отличную оценку состоянию культуры; МО – общее количество опрошенных или анкетированных покупателей.

Значимость каждого из перечисленных показателей неодинакова и приведена в таблице 1.

Таблица 1. Значимость показателей культуры обслуживания покупателей

Показатель культуры обслуживания Значимость показателя в общем уровне культуры обслуживания, балл
Коэффициент устойчивости ассортимент (КУ) З1 = 0,35
Коэффициент дополнительного обслуживания (КД) З2 = 0,20
Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания (КО) З3 = 0,30
Коэффициент оценки культуры обслуживания по мнению покупателя (КМ) З4 = 0,15

Обобщающий коэффициент культуры обслуживания определяется по формуле:

КОБОБ = КУ З1 + КД З2 + КО З3 + КМ З4

В зависимости от обобщающего коэффициента деятельность магазина по организации торгового обслуживания оценивается по следующим категориям:

– магазины с высоким уровнем культуры торгового обслуживания – 0,901 и более;

– со средним – от 0,701 до 0,900;

– с низким – до 0,700.

Важным элементом культуры торговли является используемый метод продажи товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: