Лекция 12. Умения как равноценный компонент школьного исторического образования

В содержание образования помимо знаний об окружающем мире входят знания о способах деятельности и опыт ее осуществления, воплощенный в умениях и навыках. Умения методике обучения истории определяются как 1) подготовленность к сознательным и точным действиям; 2) способность ученика последовательно применять всю совокупность учебных и умственных действий при изучении нового, отличающегося от ранее изученного материала или при решении незнакомых познавательных вопросов и заданий. Умения формируются на основе знаний о способах познавательной деятельности и упражнений в приме нении этих знаний на практике. Умение показывает степень овладения приемами учебной работы. Признаком умения служит способность учеников переносить известные им учебные действия в новую ситуацию, выбирать и использовать адекватные познавательные приемы для решения оригинальных задач. Умение всегда будет сознательным действием, адекватным целям его использования и содержанию учебного исторического материала. Навыки - это действия, выполняемые с высокой долей автоматизма и безразличные к специфике изучаемых вопросов, к особенностям источников. Навыки входят составными элементами в более сложные приемы и выполняют вспомогательную роль. Они не должны при формулиро­вании курсовых и поурочных целей стоять в одном ряду с познавательными умениями.

Роль умений в современном процессе обучения многолика: 1) их формирование явля­ется одной из главных целей исторического школьного образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся, раскры­тие их индивидуальности; 2) умения - органичная часть содержания, которой обязаны овла­деть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений; 3) умения - это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотиви­рованного отношения к прошлому; 4) они - прогнозируемый результат цeленaпpaвлeннoгo обучения истории; 5) умения могут выступать и в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания.

Умения можно классифицировать по разным основаниям. Анализ структуры умений подводит к их делению на элементарные, простые и сложные. Более сложной является классификация умений по их содержанию. Их можно разделить на общеучебные и специфи­ческие. К первой группе относятся те умения, которые формируются и применяются при изучении всех или большинства предметов: планировать свою учебную деятельность, при­менять наиболее рациональные способы учебного труда, осуществлять самоконтроль и са­мооценку и т.д. К специфическим умениям относят только те, которые необходимы в обуче­нии конкретному предмету. Внутри этой категории выделяют несколько видов. Общепри­знанной и стабильной группой являются хронологические и картографические умения. На основе выделения особенностей действий с учебным историческим материалом выделяют следующие группы: образные умения (умения образно описывать исторические факты, вос­создавать образы и картины прошлого, рассказывать о ярких и знаменательных событиях); логические умения (умения выявлять причинно-следственные связи, сопоставлять объекты прошлого, называть основные черты и характерные признаки, объяснять понятия, делать сравнения и т.п.); оценочные умения (умения делать аргументированные оценки историче­ским фактам, раскрывать своеобразие событий и явлений, выявлять иерархию причин и следствий). От этого наиболее распространенного в методике обучения истории подхода к классификации умений несколько отличается вариант группировки требований к уровню г. од готовки выпускников основной и полной средней школы. Виды деятельности и умения разделены на 5 групп: 1) хронологические; 2) работа с источниками; 3) описание; 4) анализ, 5)версии и оценки.

Успешность формирования умений в обучении истории зависит от целого ряда условий: основная работа по этому направлению должна проводиться в 5-7 классах, быть систе­матической и последовательной; учитель должен четко представлять, каким приемам работы в соответствии с возрастными познавательными возможностями нужно обучать школьников вконкретных классах, на каких темах и источниках можно проводить это обучение.

В начале каждого учебного года необходимо проводить диагностику уровня владения учениками ведущими умениями. По их результатам определяются и планируются основные -направления в формировании у школьников новых умений и совершенствование уже освоенных. Работа над приемом учебной деятельности начинается с его демонстрации. Педагог показывает прием, с помощью которого был представлен исторический факт, раскрывает содержание работы и объясняет, почему в данном случае был использован именно этот прием. На втором этапе организуется серия специальных упражнений, в которых школьники сначала узнают известный прием, объясняют его назначение и потом по образцу воспроизводят в своих работах. Осуществляя формирование умения необходимо предлагать школьникам памятки - учебные пособия, помогающие в определенной последо­вательности образно воссоздать исторический факт или раскрыть его внутренние существенные стороны.

Постепенно школьники начинают применять новые приемы самостоятельно, без подсказки учителя, не пользуясь памятками и образцами, что свидетельствует о сформированности умений и способности сознательно использовать их в работе на преобразующем и творческом уровнях.

В старших классах работа по совершенствованию умений не прекращается. Она становится сложнее за счет возрастания требований к подготовке старшеклассников по истории, усложнения учебного материала и его объема; привлечения новых исторических источников, усложнения самих приемов познавательной деятельности; изменения соотношения приемов эмпирического и теоретического изучения истории в пользу последних т.д. В настоящее время актуальна разработка методики обучения школьников приемам самостоятельного критического анализа разнообразных исторических источников, сопоставления противоположных версий и обоснованного выбора одной из них, аргументации собственных оценої прошлого


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: