Умения и методика их формирования

Классификация умений и навыков в психолого-педагогичес­кой литературе. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Некоторые считают, что умение — это сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Умение, доведенное до автоматизма — это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умение, надо знать способ деятельности, надо упражняться.

Другая точка зрения – умение – это владение знанием о способе деятель­ности, начальная ступень формирования навыка. Таким образом, различие в этих определениях будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся. Еще одно мнение, третье, умение — это подготовленность к сознательным, точ­ным действиям или способность сознательно достигать постав­ленной цели в изменяющейся обстановке.

Общие умения можно разделить на четыре группы.

1. учебно-организационные (планирование деятельности, рацио­нальное выполнение заданий, самооценка, режим дня);

2. речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);

3. учебно-информационные (работа с книгой (учебником, хресто­матией документов), справочниками, библиографией, каталогом);

4. учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприя­тие и воспроизведение, самоконтроль). (Все умения этой последней группы связаны с развитием мышле­ния учащихся).

Приемы учебной работы, это те спосо­бы, которыми она может быть выполнена и которые можно выра­зить в виде перечня действий с различным по характеру истори­ческим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно-письменных или графи­ческих действиях. Использование приемов можно видеть и слы­шать. Допускаемые учащимися ошибки в использовании прие­мов можно исправлять, добиваясь их точного применения, усвое­ния и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебно­го материала.

Приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстраги­рование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы исто­рического воображения, запоминания.

Методика формирования умений при обучении истории вклю­чает в себя четыре этапа:

1. Формирование ориентировочной основы умения, предпола­гающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план-памятка выполнения операции.

2. Первичное применение учащимися операции при самостоя­тельном выполнении заданий.

3. Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.

4. Применение умения по типу все более отдаленного переноса.

Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. Узнав о последовательнос­ти действий, составляющих этот прием, они начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно они становятся более самостоятельными, особенно при действиях в аналогич­ных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В ре­зультате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием и после этого могут самостоятельно пере­носить усвоенные действия на новый материал и в иные усло­вия. Таким образом, вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником.

Умение нельзя свести только к знанию способа действия или приема. Умение требует реализации в собственной деятельности ученика. Мало действовать лишь по образцу, данному учителем, надо конструировать свою деятельность. Ученик должен прояв­лять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это озна­чает способность самостоятельно выполнять известный тип зада­ния в новых условиях, на новом учебном материале. Ну и в последующих темах мы с вами будем изучать конкретные рекомендации по выработке специальных умений, связанных с обучением истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: