Лекция 9. Урок как целостная система

В 1786 г. введена классно-урочная система обучения. Родоначальником является Я.А. Коменский.

Урок - это основная форма организации учебного процесса, которая характеризуете строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени. К специфическим признакам, урока можно отнести: урок проводится с постоянной группой учащихся, одинакового возраста; учитель руководит деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них; на уроке происходит овладение основами изучаемого предмета.

Урок имеет преимущества перед другими формами организации учебной деятельности учащихся: урок позволяет сочетать разнообразные методы, приемы и формы работы предоставляет учителю возможность систематически и последовательно излагать учебный материал; способствует формированию научного мировоззрения; стимулирует познавательную деятельность школьников; дает целостную и завершенную систему знаний.

Урок имеет структуру. Структура урока - совокупность элементов урока в их опре­деленной последовательности и взаимосвязи. К ним относятся: организационный момент, определение целей и задач урока, проверка знаний и умений школьников, объяснение нового материала, закрепление нового материала, подведение итогов, домашнее задание.

Проблема типологии уроков занимала и занимает центральное место в педагогиче­ской и методической литературе. В 50-60-е гг. данную проблему изучали С.В. Иванов, М.А. Зиновьев, В.Г. Карцов, А.А. Вагин, П.С. Лейбенгруб. Широкое распространение получил липецкий опыт К. Москаленко. В 80-90-е гг. их исследования продолжили С.А. Ежо­ва, А.В. Дружкова, М.А. Данилов, Б.П. Осипов, И.П. Подласый, М.И. Махмутов. В настоя­щее время изучением типологии современного урока истории занимаются ведущие россий­ские методисты Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, А.Т. Степанищев, Л.Н. Боголюбов, М.Т. Студеникин и др. Существуют различные подходы к классификации уроков истории: по со­держанию и способу проведения; по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности; по дидактическим целям и месту уроков в общей системе уроков, по звеньям процесса обучения и т.д. Наиболее распространенной является классификация по звеньям процесса обучения. Она включает в себя: вводный урок, урок изучения нового мате­риала, повторительно-обобщающий урок, контрольный урок, комбинированный урок, урок выработки умений и навыков. На выбор типа урока влияют: место урока в системе уроков, цели занятия, особенности содержания учебного материала, возраст детей и их познаватель­ные возможности и способности, педагогический замысел учителя, возможности и способ­ности педагога.

Требования к современному уроку истории: соответствие содержания урока уровню развития исторической науки; определение места урока в системе уроков истории; четкое формулирование целей урока, их неразрывная связь; определение перспективности изучения материала; соответствие типа урока его целям; целесообразный выбор средств, методов и приемов обучения для каждой части урока; использование различных форм учебной работы; организация активной познавательной деятельности учащихся; урок должен быть целост­ным, внутренне взаимосвязанным, должна соблюдаться логика ведения урока; использова­ние разнообразных средств наглядности; ориентация обучения на национальные приоритеты и ценности; нацеленность уроков на овладение учащимися языком отечественной и мировой культуры, на знакомство с общечеловеческими ценностями; соблюдение оптимального ба­ланса в содержании урока компонентов мировой, национальной, региональной и локальной истории: рассмотрение всесторонних оценок исторических фактов, формирование у учащих­ся собственной мотивационной точки зрения; обучение учащихся приемам, формирующим критическое отношение к источникам информации, способность работать с ними самостоя­тельно; создание творческой, эмоциональной атмосферы урока, основанной на интересе учащихся к содержанию урока и видам деятельности; воспитание гражданственности и пат­риотизма, толерантности, открытости к диалогу; уважение к историко-культурному насле­дию человечества; формирование коммуникативных умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: