double arrow

Лекция № 12. Современные паблик рилейшнз: этические и правовые рамки, перспективы развития – 2 часа

На сегодняшний день в России не существует юридического определения связей с общественностью, соответственно, нет и специального закона о них. Именно поэтому законодательное регулирование данной сферы осуществлять очень сложно.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., право на информацию относится к числу фундаментальных прав и формулируется как право свободно искать, получать и распространять информацию (ст.19). Всеобщую декларацию дополняет Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ (от 22 ноября 1991 г.), в которой говорится, что «…каждый человек имеет право искать, получать и свободно распространять информацию, ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности» (ст.13.2).

Конституция РФ вводит общедозволительный порядок регулирования информационной сферы. Ст. 29 говорит: «4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. … 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Конкретизация пункта 4 содержится в Законе «Об информации». Ст. 12 определяет равенство всех субъектов при доступе к информации, собственником которой является государство. При этом собственник информации не вправе требовать обоснования необходимости получения запрашиваемой информации. Более того, согласно ст. 13 государственные органы обязаны обеспечить доступность для каждого своих информационных ресурсов.

Несмотря на всё это, никаких реальных юридических гарантий права на информацию отечественное законодательство не содержит. В 2002 г. Государственная дума РФ заблокировала рассмотрение законопроекта «О праве на информацию». Комитет по информационной политике Думы вынес отрицательное заключение по проекту закона, подготовленного независимыми депутатами С. Юшенковым и В. Похмелкиным. Комитет усмотрел в этом фундаментальном праве возможность для иностранных спецслужб получать информацию «с последующим её использованием в ущерб интересам РФ». Поэтому ни конкретный порядок получения информации, ни исчерпывающий перечень мер ответственности за нарушение права на информацию в настоящий момент не определены.

Преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина посвящена глава 19 Уголовного кодекса. Согласно Уголовному кодексу, наказывается неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина (запрашивающего информацию!), либо предложение гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Т.о., наказание должно последовать лишь в том случае, если будет доказан вред, причинённый непредоставлением информации, причём «бремя доказывания» ложится на плечи стороны, конституционные права которой ущемлены. В то же самое время для наступления административной ответственности нанесение вреда не является обязательным условием.

Ст. 144 посвящена воспрепятствованию законной деятельности журналистов, гарантируя, т.о., свободу массовой информации (ст. 29 ч. 5 Конституции). УК РФ определяет кару за принуждение журналистов к распространению либо к отказу от распространения информации, причём использование служебного положения отягчает ответственность лица, совершившего это правонарушение.

Информация с ограниченным доступом.

Теоретической базой для введения запретов в информационной сфере является понятие информационной безопасности. 9 сентября 2000 г. Президентом РФ была утверждена Доктрина информационной безопасности. Этот документ до сих пор служит «камнем раздора» между политиками и общественными деятелями, хотя серьёзной нормативной силы не имеет. Согласно Доктрине интересы личности, общества и государства в информационной сфере должны совпадать, и заключаются они в создании и реализации условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры. Исключения из дозволительного режима в информационной сфере могут быть классифицированы на абсолютные запреты (запрещается создание и распространение ложной информации) и общие запреты (без соблюдения соответствующих процедур запрещается доступ к тайнам этих субъектов).

Согласно ст. 10 Закона «Об информации» информация с ограниченным доступом делится на государственную тайну и конфиденциальную информацию. Отношения, связанные с государственной тайной, регулируются законом «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. Его ст. 2 определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Закона о конфиденциальной информации в Росси нет. В его отсутствие само понятие конфиденциальной информации остаётся неясным. Закон «Об информации» определяет конфиденциальную информацию как вид государственных информационных ресурсов РФ. Вместе с тем Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г., утверждающий перечень сведений конфиденциального характера, относит к конфиденциальной информации врачебную, нотариальную, адвокатскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и пр. В других нормативных актах сколько-нибудь строгого употребления понятия «конфиденциальной информации» не прослеживается.

Тем не менее, следует отметить, что существуют также некоторые виды информации, не отнесённые к информации с ограниченным доступом, но свобода распространения которых всё же ограничена. Согласно Закону «Об участии в международном информационном обмене» ограничивается вывоз из РФ документированной информации, отнесённой:

- к общероссийскому национальному достоянию;

- к архивному фонду.

Право и выборы.

Основы регулирования предвыборного процесса определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; Важнейшее значение имеют также регулярно принимаемые законы о соответствующих выборах.

Государственные гарантии свободного проведения предвыборной агитации выражаются в следующем:

- государство принимает на себя обязанности по обеспечению агитации;

- кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, проводить её, а также в установленном порядке привлекать для её проведения иных лиц. В то же время свобода предвыборной агитации ограничивается по некоторым пунктам. В частности, существуют ограничения на свободу предвыборной агитации по времени. Так, агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов), в СМИ предвыборная агитация берёт старт за 30 дней до дня голосования. Прекращается агитационный период в 0.00 часов за сутки до дня голосования. В день голосования и в день, предшествующий ему, не допускается реклама кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых они являются. Агитационные печатные материалы, ранее размещённые вне зданий и помещений избирательных комиссий, но не ближе чем в 50 метрах от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах. При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в 0.00 часов за сутки до дня повторного голосования.

Ограничения на свободу предвыборной агитации по форме предусматривают, что экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с данными материалами должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адрес места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Использование изображения физического лица, его положительных высказываний о кандидате в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, также представляется в избирательную комиссию. Данное ограничение не распространяется на использование в предвыборной агитации публично высказанных и обнародованных мнений с указанием даты (периода времени) этого обнародования и наименования СМИ, в котором было совершено это обнародование. Запрещается вывешивание печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования. В остальных местах материалы могут вывешиваться только с согласия собственника объекта, причём, если объект находится в государственной или муниципальной собственности, размещение материалов происходит бесплатно.

Ограничения на свободу предвыборной агитации по содержанию касаются только свободы агитации за (против) кандидата (избирательного списка) или объединения. Предвыборная агитация против участия в выборах и тем более против самих выборов законом не предусматривается. Соответственно призывы бойкотировать выборы не признаются с точки зрения закона предвыборной агитацией, и нормы Закона «Об основных гарантиях» на них не распространяются.

При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещённые федеральными законами.

При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лиц, заказавших проведение опроса и оплативших публикацию его результатов. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в СМИ и информационно-коммуникативных сетях общего пользования (Интернете) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, должна помещаться информация о том, из фонда какого конкретного кандидата была произведена оплата. Если публикация материалов была осуществлена бесплатно, в публикации должно присутствовать указание на этот факт, а также указание на то, какому конкретно кандидату была предоставлена возможность размещения данной публикации. Ответственность за выполнение данного требования несёт редакция печатного периодического издания, на которое в случае нарушения может быть наложен штраф в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.8 Кодекса об административных правонарушениях).

Ограничения по субъектам предусматривают, что проводить агитацию в любой форме запрещается субъектам, обладающим дополнительными ресурсами воздействия на общественное мнение. К таким субъектам относятся: 1)федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления; 2)лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащие, лица, занимающие государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, лица при исполнении своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения; 3)воинские части, военные учреждения и организации; 4)благотворительные организации и религиозные объединения, учреждённые ими организации, а также представители религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; 5)комиссии, члены комиссий с правом решающего голоса; 6)иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица; 7)представители организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Примечание: Согласно Федеральному закону от 31.07.95 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», к государственным должностям категории «А» отнесены должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов: Президент, Председатель Правительства, председатель палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается 1)использование для предвыборной агитации телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных органов, государственных и муниципальных учреждений или органов местного самоуправления; 2)использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях; 3)преимущественный (по сравнению с другими кандидатами) доступ к государственным и муниципальным СМИ в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. Все эти пункты безбожно нарушаются абсолютно всеми кандидатами на выборах всех уровней.

Право и позиционирование.

В начале 1990-х годов стало очень популярным позиционирование фирм путём включения в их названия слов «русский», «российский», «Россия»; в товарные знаки включались изображения трёхцветного флага и двуглавого орла. Правотворческие органы стали разрабатывать нормативные акты. 14 февраля 1992 г. Верховный Совет РФ принял Постановление «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур», согласно которому все указанные наименования используются только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами РФ.

Также правительство планировало принять закон о государственной символике, однако это так и не было осуществлено. Вместо этого были разработаны три самостоятельных законодательных акта. Кроме того, использование вышеупомянутых наименований с 24 апреля 1993 г. упорядочивается Законом РФ «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний». Этот закон исходит из того, что любая организация вправе свободно присвоить себе соответствующее название, но при этом она должна на регулярной основе (ежеквартально или ежегодно – в зависимости от формы организации) уплачивать государственный сбор. Закон устанавливает, что плательщиками сбора не являются: 1)федеральные органы государственной власти; 2)Центральный Банк РФ и его учреждения; 3)государственные внебюджетные фонды РФ; 4)бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из республиканского бюджета РФ; 5)редакции СМИ (кроме рекламных и эротических изданий); 6)общероссийские общественные объединения, а также религиозные объединения; 7)с/х товаропроизводители (причём к с/х производителям относятся организации, осуществляющие производство с/х продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объёма производимой продукции.

25 декабря 2000 г. был подписан пакет федеральных конституционных законов: «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ».

Закон «О государственном флаге РФ» среди прочего устанавливает, что государственный флаг не может быть использован в качестве флага иного субъекта, а также не может служить геральдической основой для иного флага за исключением флагов федеральных органов исполнительной власти. В то же самое время законом не оговариваются ограничения на использование цветов Государственного флага. Это открывает довольно широкие перспективы пред субъектами, желающими позиционировать себя как причастных российской государственности.

Закон «О государственном гербе РФ» очень подробно перечисляет все места, где обязательно или возможно размещение герба РФ. Оговорка: «Иные случаи использования Государственного герба РФ устанавливаются Президентом» (ст. 7). Гербы субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу РФ и не могут использоваться в качестве геральдической основы.

Исполнение Государственного гимна урегулировано менее отчётливо. Список случаев, предполагающих его обязательное исполнение, содержит указание на «другие официальные церемонии». Однако под понятие «официальной церемонии» можно подвести всё, что угодно. Например, руководитель корпорации может объявить проведение внутреннего организационного мероприятия – например, соревнований по боулингу в праздничный день для повышения сплочённости коллектива. В этом случае сотрудники обязаны будут выслушать гимн РФ, тем более, что относительно спортивных мероприятий и соревнований в законе даже есть отдельная статья.

Возможное исполнение гимна законодательством практически не лимитировано. Например, гимн может исполняться во время торжественных мероприятий, проводимых как государственными, так и негосударственными организациями. При этом в законе не оговаривается, что конкретно следует понимать под негосударственными организациями, из чего следует, что фактически воспрещается только прослушивание гимна РФ в полном одиночестве. Т.о., прослушивание гимна очень выгодно для государства (и для правительства), поскольку в теории поднимает «коллективный дух нации». Тем более это выгодно и для негосударственных учреждений, т.к. использование гимна РФ в личных целях помогает им собрать вокруг себя большее количество клиентов и завоевать их доверие.

В законе об использовании Государственного гимна РФ также оговаривается, что в случае, если исполнение гимна сопровождается поднятием Государственного флага РФ, то все присутствующие обязаны повернуться к нему лицом. Однако данное требование невозможно выполнить в ситуации многих спортивных соревнований. Например, если чемпионат мира по лёгкой атлетике проходит в России и призовые места заняли российские спортсмены, звучит гимн, поднимается флаг, и все остальные легкоатлеты, даже если в это время они бегут стометровку, обязаны встать и «равняться на российский флаг» J)))))))))))))))))).

Всё это достаточно комично, однако за несоблюдение данных правил предусмотрена юридическая ответственность. Ст. 17.10 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает штраф за использование Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна в нарушение установленных правил.

Фирменное наименование.

Согласно гражданскому праву однородные объекты на рынке различаются с помощью средств индивидуализации. К таковым относятся товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.

Специального современного закона о фирменном наименовании в Росси не существует. В числе актов, регулирующих этот вопрос, следует выделить, прежде всего, ГК РФ и закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Фирменное наименование включает обязательные и факультативные элементы. К первым относятся указание на организационно-правовую форму предприятия (государственное унитарное предприятие – ГУП, общество с ограниченной ответственностью – ООО, открытое акционерное общество – ОАО и т.д.); тип и предмет деятельности (производственное, научное, коммерческое и т.д.); специальное наименование предприятия («Русские самоцветы», «Очаково» и т.д.). Факультативные элементы – это добавления типа указаний «универсальный», «центральный», и т.п., в том числе сокращённое наименование фирмы. Положение о фирме (п.7) запрещает включать в фирменное наименование обозначения, способные ввести в заблуждение. Так, владелец частного предприятия не может избрать в качестве наименования обозначение, указывающее или даже просто ассоциирующееся с государственной принадлежностью предприятия. Однако многие частные предприятия этот закон успешно «обходят» (вплоть до высшего уровня – ОРТ, которое потом было переименовано в «Первый канал»).

Другим способом введения потребителя в заблуждение может стать использование одного и того же названия лицами, имеющими разную организационную структуру. В этом случае полное фирменное наименование организации будет отличаться несколькими буквами, что формально вполне допустимо, но противоречит возможности фирмы индивидуализироваться. В частности, на данный момент в Центральном регионе РФ существует несколько фирм «Агрострой» Но одна из них ЗАО «Агрострой», другая – СФ ОАО «Агрострой» и т.д. Очевидно, что для потребителя это рождает большую путаницу. В то же время если существуют фирмы, имеющие одинаковые названия, но специализирующиеся в разных отраслях или сферах деятельности, то, очевидно, что интересы потребителей не будут сильно ущемлены, т.к. в этом случае воздействие рекламы и PR будет происходить совершенно на разные ЦГВ.

С другой стороны, при расширении деятельности одного из подобных предприятий возможно столкновение интересов, что приведёт к длительным судебным разбирательствам (Пример: судебная тяжба между тверской малоизвестной группой «Корни» и группой «Корни», состоящей из участников «Фабрики звёзд»).

Товарные знаки и знаки обслуживания.

23 сентября 1992 г. Президентом был подписан Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Ст. 5 закона посвящена видам товарных знаков, однако она, во-первых, предполагает расширительное толкование товарного знака, вводя оборот «и другие обозначения», а во-вторых, не перечисляет даже тех видов знаков, которые непосредственно рассматриваются в законе. С юридической точки зрения основное значение имеет различение товарных знаков по виду собственности владельца. По этому основанию товарные знаки делятся на индивидуальные и коллективные. Однако закон не вводит понятие «индивидуальный товарный знак», а определяет только коллективные знаки. Это даёт право толкователям именовать основной вид товарного знака индивидуальным. Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками (ст.20.1). Пример коллективного товарного знака – знак «Прима», принадлежащий ассоциации «Табакпром» (членский взнос для вступления в ассоциацию установлен в размере 500 тыс. $).

Основанием для государственно-правовой охраны товарного знака является его регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Исключением из этого правила являются так называемые общеизвестные знаки, которые подлежат охране независимо от их регистрации, однако их общеизвестность в случае конфликтной ситуации ещё предстоит доказать (самый явный пример общеизвестного знака – змея над чашей, символ медицины).

Как уже указывалось, охрана товарного знака осуществляется только в отношении однородных товаров. Однако встаёт проблема защиты раскрученного брэнда в случае его использования в совершенно других областях. До недавнего времени ни отечественное законодательство, ни международные договоры такой защиты не предусматривали. В спорных ситуациях можно было апеллировать только к судебной практике. Примеры (Дорский А.Ю. Правовое обеспечение PR. – СПб., 2005): мировой знак TOSCA, получивший известность в связи с парфюмерной продукцией, был запрещён для использования на одежде, выпускаемой другим предприятием. Использование названия журнала LIFE как получившее широкое распространение было признано недопустимым для маркировки телевизоров.

Последняя редакция Закона «О товарных знаках» внесла большую ясность в режим защиты общеизвестных знаков. Ст. 19 говорит, что «при признании общеизвестным товарным знаком уже зарегистрированного товарного знака правовая охрана такого общеизвестного товарного знака распространяется также и на товары, не однородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным». Решение о признании товарного знака общеизвестным принимает Палата по патентным спорам, после чего на него выдаётся особое свидетельство и он заносится в соответствующий перечень. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно и не нуждается в дополнительном подтверждении.

Согласно Закону «О товарных знаках» товарный знак может быть уступлен его владельцем по договору юридическому или физическому лицу. Однако действительность заставляет с осторожностью относиться к данной возможности. Например, Владимир Довгань «подарил» своё лицо и имя примерно 200 видам продукции, к которым не имел прямого отношения. К 1998 г. тем самым он довёл годовой оборот компании до 400 млн. $. Однако негативные последствия отсутствия контроля за качеством продукции обеспечили компании Довганя очень быструю потерю завоёванных рыночных позиций.

Сохранить право контроля над продукцией, выходящей под конкретной маркой, но выпускаемой другим предприятием, позволяет лицензионный договор, в котором должно обязательно содержаться условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Договор об уступке товарного знака подлежит обязательной регистрации в Роспатенте, без этой регистрации он считается недействительным.

Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.

Для обеспечения правовой охраны товарного знака необходима его регистрация в Роспатенте. Зарегистрированный товарный знак может сопровождаться маркировкой ®, «товарный знак», «зарегистрированный товарный знак». Сама по себе регистрация необязательна, однако фирма, ставящая перед собой серьёзные коммерческие задачи, должна позаботиться о самых различных мерах своей безопасности.

Кроме отечественного ведомства товарный знак может быть зарегистрирован в международном реестре, созданном согласно Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. В таком случае владелец товарного знака получает право на его защиту в странах, подписавших соглашение, и в том числе в России, независимо от того, зарегистрирован ли его товарный знак в национальном ведомстве той или иной страны.

Заявителю может быть отказано в регистрации его обозначения только на основаниях, перечисленных в законе. Причём эти основания разделяются на абсолютные и иные. Абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака: 1)отсутствие у знака различительной способности; Ситуаций отсутствия различительной способности может быть очень много, однако самая очевидная в нашей стране – это выпуск совершенно различными производителями конфет «Кис-кис», «Коровка», «Мишка косолапый» и др.; «Армянского коньяка», «Жигулёвского пива». 2)противоречие истине или общественным интересам; Кстати, сюда же относятся и простые орфографические ошибки. Т.о., для слова, написанного не в соответствии с правилами русского языка, невозможно испрашивать регистрацию в качестве товарного знака. Однако никаких рекомендаций относительно пунктуационных и синтаксических ошибок Роспатент не выработал.

Иные основания для отказа в регистрации товарного знака: 1)тождественность или сходство до степени смешения (т.е. с другими товарными знаками); 2)тождественность с иными объектами (например, с названием известного в РФ произведения науки, литературы или искусства, персонажем или цитатой из такого произведения, произведения искусства или его фрагмента без согласия обладателя авторского права или его правопреемника).

Помимо указанных абсолютных и иных оснований для отказа в регистрации товарного знака существуют ещё и другие, которые законодатели оставляют на усмотрение собственника знака, но которые могут вызвать юридические коллизии. К ним относится, в первую очередь, использование в качестве товарного знака фамилии собственника. Здесь множество проблем связано с существованием однофамильцев, родственников, которые делят меду собой фирму в результате конфликтов в семье. Пример: почти десятилетняя тяжба между претендентами на обладание товарным знаком СМИРНОВ, после которой Верховный Суд вернул дело на рассмотрение в первую инстанцию.

Прекращение правовой охраны товарного знака происходит в силу ряда причин (ст. 28, 29): 1)истечение срока действия регистрации (10 лет); 2)на основании решения палаты по патентным спорам о досрочном прекращении правовой охраны по причине неиспользования товарного знака правообладателем в течение любых трёх лет после регистрации; 3)в случае если регистрация была произведена с нарушением требований закона; 4)если связанные с регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны актом недобросовестной конкуренции; 5)при ликвидации юридического лица – владельца товарного знака или прекращении предпринимательской деятельности физического лица-правообладателя; 6)на основании решения Палаты по патентным спорам в случае превращения товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определённого вида; 7)в случае отказа от неё владельца товарного знака; 8)охрана коллективного товарного знака прекращается на основании решения суда, если товары объединения утратили единые качественные или иные общие характеристики.

Авторское право в маркетинговых коммуникациях.

Основным нормативным документом, регулирующим отношения в сфере авторского права, является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. Среди остальных законов, касающихся этой сферы, наиболее важными являются Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. и от 29 мая 1998 г., устанавливающие минимальные ставки авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы, искусства и кинематографических произведений, а также Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения».

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от достоинства и назначения произведения, а также от способа его выражения. При этом авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- и видеозаписи, изображения, объёмно-пространственной, в других формах. Не имеет значения законченность произведения. Объектом авторского права является и часть произведения (включая его название), если она может использоваться самостоятельно.

Не являются объектами авторского права:

- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Что касается смежных прав, то закон выделяет 4 их категории:

1)права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);

2)права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);

3)права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;

4)права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.

Примечание: п.4 и п.5 по своему содержанию одинаковы.

Закон «Об авторском праве и смежных правах» тоже достаточно противоречив, на основании чего можно сделать вывод о его несовершенстве. Именно вследствие данного обстоятельства в судебном порядке ведутся многочисленные споры между наследниками авторов, самими авторами и пользователями их произведений. Примеры: рассказать о судебном разбирательстве между Л. Петерсон и наследником В. Виленкина.

Резюме: в области PR действует очень много самых разных нормативных документов, однако всё, что связано с информацией – весьма сложная с юридической точки зрения область, при этом факты незаконного заимствования информации, использования её в недопустимых целях, даже сам источник получения информации в некоторых случаях бывает практически невозможно доказать. Несмотря на то, что на Западе правовые аспекты деятельности PR являются более разработанными, это не страхует их от громких скандалов в данной сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: