Подготовительные работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности

Содержание форм бухгалтерской отчетности

Реквизиты заголовочной части заполняются в следующем порядке:

«Организация» – указываются полное наименование организации (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке) и идентификационный код согласно общегосударственному классификатору ОКРБ 018-99 «Юридические лица и индивидуальные предприниматели», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 14 сентября 1999 г. № 16 (далее – ОКЮЛП);

«Учетный номер плательщика» – указывается номер государственной регистрации организации в Едином государственном реестре плательщиков налогов (далее –УНП);

«Вид деятельности» – указывается вид деятельности организации согласно общегосударственному классификатору ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 65 (далее – ОКЭД);

«Организационно-правовая форма» – указывается организационно-правовая форма организации согласно общегосударственному классификатору ОКРБ 019-99 «Организационно-правовые формы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 28 (далее – ОКОПФ). При этом в левой половине графы указывается код по ОКОПФ, а в правой – код формы собственности согласно общегосударственному классификатору ОКРБ 002-99 «Формы собственности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 28 (далее – ОКФС);

«Орган управления» – наименование органа, на который возложены координация и регулирование деятельности организации и которому направляется бухгалтерская отчетность, указывается следующим образом:

при указании органов государственного управления – согласно общегосударственному классификатору ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления», утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. № 52;

организации иного подчинения – согласно общегосударственному классификатору ОКРБ 003-94 «Система обозначений объектов административно-территориального деления и населенных пунктов», утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 февраля 1994 г. № 2 (далее – СООУ);

«Адрес» – указывается полный адрес организации: юридический адрес для юридического лица, почтовый адрес для индивидуальных предпринимателей;

«Дата (год, месяц, число)» – проставляется последняя дата отчетного периода;

«Контрольная сумма» организацией заполняется в случае передачи бухгалтерской отчетности по телеграфу. Контрольная сумма определяется как сумма всех показателей по всем формам отчетности.

Составление и представление бухгалтерской отчетности производятся в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков после запятой (указывается код по ОКЕИ – 408).

Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, и коммерческие организации при несущественной сумме активов и обязательств и во избежание трудностей использования данных бухгалтерской отчетности составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в миллионах белорусских рублей с одним или двумя знаками после запятой (указывается код по ОКЕИ – 408).

Организация при составлении форм бухгалтерской отчетности придерживается принятых организацией их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятого содержания форм бухгалтерской отчетности допускается в исключительных случаях. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Каждое существенное изменение должно быть раскрыто в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Организации при внесении дополнительных реквизитов и показателей в формы бухгалтерской отчетности должны соблюдать структуру форм (коды строк и граф), утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен законодательством.

Показатели бухгалтерского баланса (форма 1), отчета о прибылях и убытках (форма 2), отчета об изменении капитала (форма 3), отчета о движении денежных средств (форма 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5), отчета о целевом использовании полученных средств (форма 6), по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются.

Составление годового отчета предприятия является завершающим этапом всего учетного процесса. Для его качественного выполнения на каждом предприятии необходимо заблаговременно провести большой объем подготовительной работы. Так как годовой отчет является результатом обобщения данных текущего учета, то максимальное подчинение бухгалтерского учета в течение года целям составления отчетности обеспечивает получение годовых отчетов высокого качества в установленные сроки.

Для того чтобы отчетность по содержанию и срокам ее представления соответствовала основным требованиям, необходимы:

• четкое выполнение плана документооборота в течение года;

• применение рациональных форм учетных регистров, открываемых в центральной бухгалтерии, соблюдение правил их ведения;

• введение дополнительных регистров, открываемых в центральной бухгалтерии, и соблюдение правил их ведения;

• введение дополнительных регистров для накопления показателей отчетных форм;

• своевременная разработка плана работ по составлению годового отчета.

Своевременное составление годового отчета высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных первичного учета применительно к целям отчетности и контроля за ходом выполнения плана. При этом данные аналитического учета должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с плановыми, сметными. Такой способ отражения данных, например, об издержках обращения превращает учетные регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в оперативном управлении, что сокращает сроки составления форм годовой отчетности.

В результате анализа организации бухгалтерского учета за прошлый год в учетные регистры в начале отчетного года вносятся изменения или вводятся дополнительные регистры для накопления показателей отчетных форм. Таким образом, подчинение аналитического учета целям отчетности обеспечивает не только своевременное составление форм периодической и годовой отчетности, но и равномерную нагрузку на работников бухгалтерий в течение года.

В конце года, в октябре, главный бухгалтер тщательно изучает Закон "О бухгалтерском учете и отчетности", а также ведомственные инструкции и указания, касающиеся изменений в бухгалтерском учете в текущем году по сравнению с предыдущим годом. Затем подвергается анализу работа по составлению годового отчета за предыдущий год с целью исключения ошибок, если они были. Главному бухгалтеру следует ежегодно систематизировать достижения и неудачи в работе со структурой годового отчета с тем, чтобы использовать эти записи при разработке плана подготовительных работ к годовому отчету в последующие годы.

План работ по годовому отчету должен составляться в строгом соответствии с Законом "О бухгалтерском учете и отчетности" и в хронологической последовательности завершающих записей в системе бухгалтерских счетов.

После разработки плана работ по составлению годового отчета, его обсуждения в бухгалтерии с участием экономистов и других специалистов предприятия издают приказ, где объявляют сроки начала отдельных работ по годовому отчету, указывают исполнителей отдельных видов работ. Не позже второй половины ноября главному бухгалтеру следует проводить инструктивное совещание работников учета и других должностных лиц по вопросам составления годового отчета. К этому времени должны быть получены инструкция по составлению годового отчета и бланки. На инструктивном совещании работников учета главный бухгалтер читает и разъясняет основные положения инструкции по составлению годового отчета, знакомит работников с изменениями в формах, если они имели место. Детально изучается таблица контрольной увязки форм годового отчета.

Основное направление совершенствования организации работы по составлению отчетности заключается не в отнесении ее на конец отчетного периода, а в постепенном накапливании в ходе текущего учета данных для выведения отчетных показателей. При такой организации работы удается значительно сокращать сроки представления квартальных и годовых отчетов, выполнять их более качественно, а также своевременно давать учетную информацию руководителям всех уровней предприятий и вышестоящей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: