Исправление годовых бухгалтерских отчетов

Проверка бух отчетности. Согласованность показателей разных форм.

Аудиторское заключение.

Порядок и сроки представления отчетности

ТЕМА 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1 ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

Информация, содержащаяся в отчетности, используется как внешними пользователями для принятия правленческих решений, так и внешними пользователями информации.

Составленная финансовая отчетность подлежит обязательному представлению:

- собственникам (органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; участникам, учредителям – в соответствии с учредительными документами);

- государственной налоговой инспекции (только со штампом органов статистики);

- территориальным органам государственной статистики по месту регистрации;

- финансовым органам, в случае осуществления финансирования расходов из бюджета.

Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно.

Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Организации квартальную бухгалтерскую отчетность представляют пользователям не позднее 30 дней по окончании отчетного квартала.

Консолидированная бухгалтерская отчетность представляется пользователям по их требованию:

промежуточная квартальная – в течение 60 дней по окончании отчетного квартала;

годовая – до 1 июля года, следующего за отчетным.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый, следующий за ним рабочий день.

Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству, представляется с учетом требований указанного законодательства.

В случаях, предусмотренных законодательством, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

2. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ежегодной аудиторской проверке подлежат предприятия с иностранными инвестициями, открытые акционерные обще­ства, а также организации, у которых объем выручки от реа­лизации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за отчет­ный год составляет не менее 600 тыс. евро. Данные юридиче­ские лица представляют в налоговые органы отчеты и балансы вместе с аудиторским заключением по ним.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторский отчет, имеющий правовое значение официального документа. При составлении аудиторского отчета следует руководствоваться следующими требованиями:

1. В отчете необходимо указать, составлены ли представленные отчеты в соответствии с действующими положениями, по ведению бух учета и соблюдались ли эти положения в течении текущего периода по отношению к предшествующему периоду.

2. сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и достоверными, если в аудиторском отчете не указано иное.

3. отчет должен содержать заключение, выражающее мнение аудитора по поводу проверяемой фин отчетности и бух баланса.

Аудиторский отчет состоит из общей (вступительной) и аналитической частей и заключения.

В общей вступительной части отчета указываются:

- полное наименование документа, а также полное название аудируемой организации;

- место и дата составления отчета;

- наименование аудиторской фирмы, ее адрес, ФИО аудитора, номер лицензии и дата ее выдачи;

- период за который проводилась проверка деятельности предприятия;

- состав аудируемых финансовых отчетов и др. материалов;

- ссылка на общепринятые аудиторские стандарты и положения по бух учету, которыми руководствовался аудитор.

В аналитической части аудиторского отчета отмечается какие участки деятельности были проверены сплошным способом, а какие выборочным, приводятся результаты проведенной проверки организации бух учета и состояния внутреннего контроля, отмечаются факты не устраненных в ходе аудиторской проверки нарушений установленных правил ведения бух учета и составления фин отчетности, а также нарушений законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников, государства или третьих лиц.

Третья (итоговая) часть аудиторского отчета содержит заключение (обобщающий вывод) по итогам аудиторской проверки.

Различают 4 варианта аудиторского заключения:

- заключение без замечаний

- заключение с замечаниями (оговорками)

- отрицательное заключение

- заключение не составляется.

Заключение без замечаний составляется в случаях, когда мнение аудитора о достоверности показателей фин отчетности и бух баланса основываются на достаточно убедительных аудиторских доказательствах. В данном случае, аудиторский отчет состоит только из общей части и заключения следующего содержания: «По нашему мнению бух баланс и фин отчетность составлены верно, фин отчет дает достоверное представление о фин положении предприятия на определенное число.».

Заключение с замечаниями (оговорками) составляется в том случае, когда установлены отдельные недостатки и упущения в ведении учета и внутреннего аудита, однако они не настолько существенны, чтобы повлиять на общее положительное мнение аудитора о достоверности фин отчетов и бух баланса.

Например: в соответствии с заключенным договором аудиторская проверка на предприятии осуществлялась с 20.01, а инвентаризация всех производственных запасов проведена на 31 декабря. В данном случае аудитор не принимал участие в работе инвентаризационной комиссии, поэтому у него может сложиться мнение о том, что остатки по счетам учета производственных запасов не являются адекватными действительному положению дел на предприятии.

Если аудитор дал заключение с замечаниями, он обязан во втором (аналитическом) разделе отчета изложить в краткой форме свои замечания.

Отрицательное заключение аудиторского отчета составляется в тех случаях, когда фин отчетность не дает достоверного представления о фин положении предприятия и бух учет его финансово-хозяйственной деятельности не соответствует общепринятым правилам.

Заключение не составляется тогда, когда не представляются все требуемые учетные регистры, первичные документы и др. необходимые материалы для проведения полноценной и доказательной проверки, т.е. когда аудитор не смог получить достаточно убедительных доказательств, чтобы уверенно составить заключение о качестве бух учета и достоверности фин информации. В этом случае делается следующая запись: «В связи с важностью излагаемых вопросов мы не в состоянии выразить мнение о финансовой отчетности».

Аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской фирмы или аудитором, проводившим проверку, и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Положительное аудиторское заключение является разрешением для публикации в открытой печати бух баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках. Оно вместе с годовым отчетом предприятия представляется в налоговые органы.

Если при аудиторской проверке были установлены недостатки в организации учета и внутреннего контроля, аудитор должен информировать о них руководство предприятия. Информация передается руководству с целью доведения до его сведения недостатков в учетных записях, бух учете и внутреннем контроле, которые привели или могут привести к существенным ошибкам в фин отчетности, и с целью внесения предложений по совершенствованию учета и внутреннего аудита.

Информация руководству должна быть изложена четко кратко и содержать описание недостатков в организации бух учета, внутреннего контроля и учетной политики. Здесь же должны быть изложены и рекомендации по устранению выявленных недостатков и недопущению их в будущем.

В результате этого проверяемому предприятию предоставляется возможность исправить допущенные нарушения, внести исправленные записи в отчетность и регистры бух учета. После этого может быть дано положительное заключение.

4. ПРОВЕРКА БУХ ОТЧЕТНОСТИ. СОГЛАСОВАННОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ФОРМ.

Рассмотрение и утверждение годовой бух отчетности осуществляется в порядке устанавливаемом учредительными документами предприятия. При проверке отчетности следует установить, аналогичны ли данные на начало периода данным на конец предшествующего периода. Если по отчетным показателям отчетных форм имеются расхождения, то они должны быть обоснованы в пояснительной записке. Такие расхождения возможны в связи с реорганизацией, изменением методики начисления отдельных показателей и т.п. если за отчетный год изменилась методика или цены, то и данные за прошлый год пересчитываются по методике и ценам отчетного периода.

Кроме того, определяют, насколько согласуются показатели, получившие отражение в различных формах отчетности и внутри этих форм. Связи между отдельными отчетными формами выражают взаимосвязь данных синтетического и аналитического учета, а также являются следствием двойной записи на счетах.

Например: прибыль или убыток в балансе предприятия (ф1) соответствует этому показателю в отчете о прибылях и убытках (ф2).

При проверке бух отчетов предприятий налоговая инспекция устанавливает достоверность определения прибыли и выполнения обязательств перед бюджетом, оценку стояния отчетной дисциплины, соблюдение законности в исчислении и взимании платежей в бюджет. Проверка производится по данным годовых бухгалтерских отчетов в сроки установленные руководителями финансовых органов в течение года по утвержденным ими графикам с учетом участия финорганов в комплексных проверках вышестоящих организаций, предприятий, банков и др контролирующих органов.

При обнаружении ошибки вносятся изменения во все адреса, в которые представлены эти отчеты и балансы. В бух отчетности не должно быть никаких помарок и подчисток.

4 ИСПРАВЛЕНИЕ ГОДОВЫХ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ

Внесение исправлений организацией может производиться в следу­ющих случаях:

обнаружения технической ошибки (описки, опечатки, пропуска или повторного ввода данных, арифметической ошибки при подведении итогов, неточного округления);

выявления факта неверного определения хозяйственной операции (не­соответствие отраженной хозяйственной операции методологии бухгал­терского и (или) налогового учета);

неправильного заполнения статей бухгалтерской отчетности (ошибка в определении отчетного периода, неверная группировка данных бухгал­терского учета по статьям бухгалтерской отчетности);

вступления в силу нормативных правовых актов после отчетной даты, несвоевременного (позднее отчетного периода совершения хозяйствен­ной операции) представления для отражения в бухгалтерском учете пер­вичных учетных документов, в том числе восстановления в случае их утери,

при обнаружении в поданной налоговой декларации (расчете) непол­ноты сведений и ошибок, приводящих к занижению (завышению) подле­жащей уплате суммы налога, сбора (пошлины).

Ошибкой также признается отражение на счетах бухгалтерского учета и принятие в расчет налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) операций при отсутствии первичных учетных документов или неправиль­ном их оформлении, неверной оценке активов, обязательств, доходов и расходов.

Запись корреспонденции счетов бухгалтерского учета на свободном месте первичного учетного документа не считается ошибкой или искаже­нием данных бухгалтерского или налогового учета.

Допущенные ошибки исправляются путем:

отражения на счетах бухгалтерского учета и пересчета налоговой базы по расчету налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в регистрах нало­гового учета;

отражения на счетах бухгалтерского учета без влияния на объекты налогообложения;

перерасчета показателей в регистрах налогового учета без отражения на счетах бухгалтерского учета.

Внесение исправлений в бухгалтерский учет оформляется бухгалтерской справкой-расчетом, которая должна содержать следующие обязательные реквизиты:

дату составления;

период, в котором допущена ошибка, и (или) период, за который вно­сятся исправления;

основание для внесения исправления;

сумму (для имущества — также количество) неправильной записи, подлежащую исправлению;

арифметический расчет вносимого исправления; сумму (для имущества — также количество) правильной (исправи­тельной) записи;

подпись бухгалтера, составившего справку-расчет, главного бухгалтера и (при искажении налоговой базы) руководителя;

другие реквизиты, обязательные для включения в первичный учетный документ в соответствии с законодательством.

Бухгалтерская справка-расчет составляется:

на основании акта аудиторской проверки — если ошибки выявлены во время аудиторской проверки;

на основании акта проверки (ревизии) — если в ходе проверки (ревизии) налоговыми органами или иными контролирующими органами (вклю­чая службу внутриведомственного аудита) выявлены ошибки в исчисле­нии налогов, сборов (пошлин) и иных платежей, применения нормативных правовых актов;

по приказу руководителя организации на основании протокола реше­ния инвентаризационной комиссии — если ошибки выявлены в ходе проведения инвентаризации;

во всех остальных случаях (включая ошибки, выявленные самостоя­тельно) — на основании соответствующих первичных учетных документов

Внесение исправлений в регистры налогового учета производится в соответствии с налоговым законодательством также на основании бух­галтерской справки-расчета.

При выявлении ошибок в бухгалтерском учете и отчетности исправления в учет вносятся в месяце, когда были обнаружены эти ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения были допущены (в текущем отчетном году либо за прошлые годы).

Внесение исправлений в данные бухгалтерского учета производится в случаях выявления ошибок:

в текущем периоде до окончания отчетного года;

после завершения отчетного года, но до утверждения годовой бухгалтерской отчетности;

за прошлый год (прошлые годы) после утверждения годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Исправление ошибок независимо от периода их допущения (за прошлые годы или за отчетный год), обнаруженных в бухгалтерском учете в течение отчетного года, производится путем внесения дополнительной записи или сторнирования ошибочно указанных записей и указания правильных записей в месяце обнаружения ошибки.

Внесение исправлений, выявленных после окончания отчетного года до составления годовой бухгалтерской отчетности, отражается в бухгалтерском учете оборотами декабря отчетного года путем сторнирования произведенных записей на соответствующих счетах бухгалтерского учета и внесения правильных записей.

В случае выявления в текущем периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета предыдущего года (прошлых лет) (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный год не вносятся и производятся в учете того отчетного периода (месяца), когда обнаружена ошибка и оформлена бухгалтерская справка-расчет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: