Органы чувств и их развитие у детей

Вегетативная нервная система.

Вегетативная нервная система является самостоятельным отделом ЦНС, который непрерывно автоматически контролирует непроизвольные (вегетативные) функции, поддерживая таким образом гомеостаз вне зависимости от изменения внешних или внутренних условий. Она состоит в основном из мотонейронов головного и спинного мозга, которые передают нервные импульсы гладким мышцам желез, кровеносных сосудов, сердечной мышце и другим органам. Вегетативная нервная система имеет два отдела, которые сохраняют внутреннее равновесие, действуя противоположно друг другу: симпатическая (активирует организм, подготавливая его к стрессам, повышая обмен, ускоряя ЧСС и т.д.) и парасимпатическая (тормозное влияние – замедляет обмен, урежает ЧСС и т.д.), т.е. они могут иннервировать один и тот же орган, но при этом оказывать на него разное действие, т.к. их мотонейроны выделяют разные нейромедиаторы.

Орган зрения (глаз) реагирует на свет и посылает нервный импульс в мозг, который интерпретирует эти импульсы как зрительные образы. Глазное яблоко состоит из 3 слоев: наружного (склера с роговицей, преломляющей свет), среднего (сосудистого, образующего радужку и тканей, удерживающих фокусирующую линзу – хрусталик) и внутреннего (сетчатки, содержащей фоторецепторы, воспринимающие отраженный от предметов свет и передающие изображение в затылочные доли полушарий головного мозга). К моменту рождения зрительный нерв и сетчатка имеют признаки неполного развития. Глазное яблоко довольно большое, роговица толстая и выступает вперед в виде валика. Хрусталик почти круглый и только со временем он приобретает форму линзы, т.е. развитие органа зрения идет постепенно.

Физиологические особенности органа зрения у детей:

1.светобоязнь в течение первых 3 недель жизни;

2.выраженное косоглазие до 2 месяцев жизни;

3.отсутствует реакция зрачка на болевой раздражитель до 1 года;

4.низкая острота зрения (в первом полугодии 0,02; к 1 году 0,1; к 5 годам 1,0).

Орган слуха (ухо) воспринимает более 400 000 звуков внешнего мира. Ухо действует как передаточная система, которая улавливает звуковые волны и передает их в наполненную жидкостью внутреннюю часть уха (улитку), где они воспринимаются вибрационно-чувствительными механорецепторами, посылающими сигналы в передний отдел височной доли по преддверно-улитковому нерву. Звуки в слуховой зоне различаются по их основным характеристикам: высоте, ритму и громкости. На момент рождения орган слуха хорошо развит и ребенок сразу слышит звуки; с 2-3 мес он начинает различать тембр звука, а в 6-7 мес дифференцирует их. Барабанная перепонка толще, чем у взрослого, расположена горизонтально, составляя продолжение верхней стенки наружного слухового прохода. Слуховая труба короткая и широкая, что облегчает сообщение с носоглоткой, создавая предрасположенность к инфицированию среднего уха при банальном насморке.

Орган обоняния (нос) обеспечивает прохождение воздуха во время дыхания. В носовой полости вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и фильтруется. Полость носа выстлана слизистой, выделяющей водянистую слизь, которая увлажняет вдыхаемый воздух, растворяет попавшие химические вещества, улавливает грязь и микроорганизмы. В верхней части полости носа находится область, покрытая обонятельным эпителием, содержащим более 10 000 000 обонятельных рецепторов (рецепторы запаха). Это хеморецепторы, способные распознать химические вещества воздуха, растворяющиеся в водянистой слизи и различить свыше 10 000 запахов. Импульсы передаются на волокна обонятельного нерва, а по нему в височную долю мозга.

Орган вкуса (язык) функционирует с рождения, новорожденный различает горький и сладкий вкус; полная дифференцировка завершается к 4-5 мес.

Орган осязания (кожа) дифференцирован не полностью. У новорожденных раздражение кожи вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. В 7 мес ребенок может уже может сам прикоснуться к месту раздражения, но полностью локализовать боль он может только к 7 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо развита с рождения (холод – плачет, тепло – успокаивается). Органы чувств относятся к I сигнальной системе, на базе которой формируется II сигнальная система (речь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: