Вегетативная нервная система является самостоятельным отделом ЦНС, который непрерывно автоматически контролирует непроизвольные (вегетативные) функции, поддерживая таким образом гомеостаз вне зависимости от изменения внешних или внутренних условий. Она состоит в основном из мотонейронов головного и спинного мозга, которые передают нервные импульсы гладким мышцам желез, кровеносных сосудов, сердечной мышце и другим органам. Вегетативная нервная система имеет два отдела, которые сохраняют внутреннее равновесие, действуя противоположно друг другу: симпатическая (активирует организм, подготавливая его к стрессам, повышая обмен, ускоряя ЧСС и т.д.) и парасимпатическая (тормозное влияние – замедляет обмен, урежает ЧСС и т.д.), т.е. они могут иннервировать один и тот же орган, но при этом оказывать на него разное действие, т.к. их мотонейроны выделяют разные нейромедиаторы.
Орган зрения (глаз) реагирует на свет и посылает нервный импульс в мозг, который интерпретирует эти импульсы как зрительные образы. Глазное яблоко состоит из 3 слоев: наружного (склера с роговицей, преломляющей свет), среднего (сосудистого, образующего радужку и тканей, удерживающих фокусирующую линзу – хрусталик) и внутреннего (сетчатки, содержащей фоторецепторы, воспринимающие отраженный от предметов свет и передающие изображение в затылочные доли полушарий головного мозга). К моменту рождения зрительный нерв и сетчатка имеют признаки неполного развития. Глазное яблоко довольно большое, роговица толстая и выступает вперед в виде валика. Хрусталик почти круглый и только со временем он приобретает форму линзы, т.е. развитие органа зрения идет постепенно.
Физиологические особенности органа зрения у детей:
1.светобоязнь в течение первых 3 недель жизни;
2.выраженное косоглазие до 2 месяцев жизни;
3.отсутствует реакция зрачка на болевой раздражитель до 1 года;
4.низкая острота зрения (в первом полугодии 0,02; к 1 году 0,1; к 5 годам 1,0).
Орган слуха (ухо) воспринимает более 400 000 звуков внешнего мира. Ухо действует как передаточная система, которая улавливает звуковые волны и передает их в наполненную жидкостью внутреннюю часть уха (улитку), где они воспринимаются вибрационно-чувствительными механорецепторами, посылающими сигналы в передний отдел височной доли по преддверно-улитковому нерву. Звуки в слуховой зоне различаются по их основным характеристикам: высоте, ритму и громкости. На момент рождения орган слуха хорошо развит и ребенок сразу слышит звуки; с 2-3 мес он начинает различать тембр звука, а в 6-7 мес дифференцирует их. Барабанная перепонка толще, чем у взрослого, расположена горизонтально, составляя продолжение верхней стенки наружного слухового прохода. Слуховая труба короткая и широкая, что облегчает сообщение с носоглоткой, создавая предрасположенность к инфицированию среднего уха при банальном насморке.
Орган обоняния (нос) обеспечивает прохождение воздуха во время дыхания. В носовой полости вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и фильтруется. Полость носа выстлана слизистой, выделяющей водянистую слизь, которая увлажняет вдыхаемый воздух, растворяет попавшие химические вещества, улавливает грязь и микроорганизмы. В верхней части полости носа находится область, покрытая обонятельным эпителием, содержащим более 10 000 000 обонятельных рецепторов (рецепторы запаха). Это хеморецепторы, способные распознать химические вещества воздуха, растворяющиеся в водянистой слизи и различить свыше 10 000 запахов. Импульсы передаются на волокна обонятельного нерва, а по нему в височную долю мозга.
Орган вкуса (язык) функционирует с рождения, новорожденный различает горький и сладкий вкус; полная дифференцировка завершается к 4-5 мес.
Орган осязания (кожа) дифференцирован не полностью. У новорожденных раздражение кожи вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. В 7 мес ребенок может уже может сам прикоснуться к месту раздражения, но полностью локализовать боль он может только к 7 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо развита с рождения (холод – плачет, тепло – успокаивается). Органы чувств относятся к I сигнальной системе, на базе которой формируется II сигнальная система (речь).






