Нервной системы, особенности строения

Отделы

Отделы дыхательной системы, особенности строения.

Органы чувств и их развитие у детей.

Вегетативная нервная система.

Особенности строения спинного мозга.

Головной мозг (строение, особенности функционирования).

Отделы нервной системы, особенности строения.

Лекция №7

АФО мышечной системы.

В детском возрасте мышцы более короткие, нежные, тонкие, бедны сократительными белками, жиром, неорганическими солями и богаты водой, в связи с чем они хорошо растягиваются и редко разрываются. У детей первых месяцев жизни образуется физиологический гипертонус, что связано с особенностями строения ЦНС в этом возрасте. Развитие мышц у детей происходит неравномерно, вначале развиваются мышцы плеч, предплечий, затем ладоней, пальцев; позже – мышцы нижних конечностей. Двигательные умения формируются также последовательно.

Мышечная сила нарастает постепенно, особенно интенсивно в период полового созревания, у мальчиков она выше, чем у девочек. Координация движений наиболее интенсивно совершенствуется после 10 лет, а способность к быстрым движениям после 14 лет. Интенсивный обмен и хорошее кровоснабжение обусловливают быстрое вымывание молочной кислоты при физических нагрузках и ускоренное восстановление функциональной мышечной активности после короткого отдыха. Формирование и рост мышечных волокон заканчивается к 20-23 годам.

Функциональные исследования мышечной системы проводят по 3 критериям:

- двигательная активность (изучается путем наблюдения за ребенком во время игр, ходьбы, физических упражнений);

- мышечный тонус (определяется по степени сопротивления при пассивных движениях);

- мышечная сила (усилие, которое необходимо произвести для противодействия тому или иному движению; определяется динамометром).

Показатели мышечной силы в норме:

Возраст девочки мальчики
7-9 лет 9-13 кг 11-12 кг
10-11 лет 14 кг 16 кг
12-14 лет 18-27 кг 21-23 кг

Домашнее задание.

Изучить конспект лекции и ответить на следующие вопросы:

1. опишите строение кожи и её придатков.

2. перечислите функции кожи.

3. критерии оценки состояния кожи.

4. особенности ухода за кожей детей раннего возраста.

5. особенности строения костной ткани у детей раннего возраста.

6. перечислите основные функции костей.

7. назовите особенности мышечной ткани у детей различного возраста.

8. перечислите критерии исследования мышечной системы.

Тема: АФО нервной системы. АФО дыхательной системы.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

4.периферическая нервная система и её строение.

Нервная система является регулятором всех физиологических процессов, происходящих в растущем организме в условиях его непрерывной адаптации к изменениям внешней и внутренней среды. Различают центральную нервную систему (ЦНС), состоящую из головного и спинного мозга, периферическую и вегетативную (автономную) нервную системы, деятельность которых координирует спинной мозг.

Новорожденный ребенок частично приспособлен к внеутробной жизни, хотя на момент рождения его нервная система, по сравнению с другими органами, наиболее хорошо развита и дифференцирована (окончательно дифференцировка завершается к 20 годам).

Нервная система состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии. Каждый нейрон имеет тело, в котором расположено ядро, и несколько разветвленных отростков (дендритов), по которым информация поступает к телу нейрона. У нейрона имеется также основной отросток – аксон (осевой цилиндр, от которого нервные импульсы передаются от одного тела нейрона к другому или к эффектору – например, мышце). Существуют 3 типа нейронов: сенсорные (передают информацию от органов чувств и других структур в ЦНС), мотонейроны (двигательные нейроны, передающие нервные импульсы от ЦНС к эффекторам – мышцам и железам) и вставочные нейроны (ассоциативные, находящиеся только в головном или спинном мозге, распределяющие импульсы между другими нейронами и анализирующие и «сортирующие» заложенную в импульсах информацию). Два и более нейронов соединяются между собой специализированными контактами – синапсами. Нейромедиатор, выделяющийся при возбуждении нейрона, заполняет синаптическую щель между нейронами и генерирует импульс у принимающего нейрона (нейрона-реципиента). Работа нервной системы сочетает 3 взаимосвязанные функции: в кожном покрове и внутренних органах содержатся миллионы сенсорных (чувствительных) рецепторов, получающих входящий сигнал (раздражитель) и оценивающих информацию → обрабатывающий и интегрирующий нервные центры (в ЦНС) анализируют и накапливают сенсорные сигналы и принимают решение в отношении тех действий, которые надо предпринять → двигательный эфферентный (выходной) сигнал активирует эффекторы (мышцы или железы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: