Ориентиры интеграции стран СНГ в мировое хозяйство

Интегрируясь в мировую хозяйственную систему, страны СНГ должны четко сформулировать свои национальные интересы и цели социально-экономического развития Содружества в целом, определить пути и потенциальные возможности достижения по­ставленных целей применительно к условиям глобализации. В связи с этим крайне необходима разработка совместной про­граммы действий по интеграции государств СНГ в мировое хозяйство на период до 2015 г. с учетом стратегий социально-экономического развития национальных хозяйств, улучшения использования совокупного интеграционного потенциала Со­дружества. В этой программе должен содержаться комплекс мер, направленных на достижение следующих целей:

· повышение эффективности использования природно-географического положения (развитие транспортных и коммуника­ционных систем, обслуживающих мировые рынки товаров и услуг);

· повышение топливно-энергетического потенциала (разработ­ка и реализация совместных с заинтересованными странами проектов с целью усиления конкурентных позиций на миро­вом рынке топливно-энергетических ресурсов);

· технологическая модернизация производственного потенциала на основе инновационных проектов;

· транснационализация экономики стран Содружества путем формирования ТНК и ФПГ на отдельных прорывных направ­лениях научно-технического прогресса;

· ускоренное развитие национальных фондовых рынков, их по­следующее объединение в общий фондовый рынок СНГ с целью активизации механизмов аккумуляции сбережений на­селения как источника инвестиций;

· радикальное изменение и кардинальное усовершенствование действующей системы управления национальными экономи­ками стран СНГ и интеграционными процессами. Для стран СНГ важно расширение участия в мировых коопе­рационных связях, когда отечественные производители отдель­ных узлов и агрегатов включаются в производство продукции всемирно известных компаний. Такая кооперация способствует развитию новой деловой этики, становлению контрактного пра­ва в странах СНГ.

Решение указанных задач предполагает скоординированные действия стран СНГ в процессе интеграции в мировую хозяй­ственную систему на основе развития взаимовыгодных связей с разными группами стран мирового сообщества, что позволит максимально использовать совокупный экономический потенци­ал Содружества. Скоординированное осуществление этих меро­приятий должно быть ориентировано на достижение макроэко­номических показателей, соответствующих интеграционному по­тенциалу стран СНГ и определяющих их положение в мировом хозяйстве. По прогнозам, структура использования ВВП по СНГ в целом в 2000—2015 гг. может измениться.

Удельный вес чистого экспорта в странах СНГ в 2000 г. соста­вил 21,5%, крайне низким оставался удельный вес конечного потребления. Данные о ВВП основаны на расчетах по текущему курсу рубля и в силу большого отрыва курса рубля от паритета его покупательной способности лишь косвенно сопоставимы с данными по другим странам. По прогнозам, через 8—10 лет при реализации либеральной стратегии реформирования, подразуме­вающей осуществление структурных реформ, трансформацию бюджетных расходов, проведение жилищно-коммунальной и пенсионной реформ, развитие финансовых рынков, реструктури­зацию банковской системы и т.п., разрыв между паритетом по­купательной способности и текущим курсом рубля может сокра­титься до 70—90%.

Темпы прироста ВВП в 5—6% в среднем за год на протяже­нии 20-летнего периода могут оказаться вполне реальными для стран СНГ. В отдельные годы рост может ускоряться до 8—10%. За 20 лет объем ВВП может увеличиться в три раза. Этот рост будет неравномерным по странам и отраслям экономики, что вкупе с изменением структуры цен существенным образом транс­формирует структуру ВВП. К концу периода доля потребления может превысить 60%, сократится чистый экспорт, он может принимать и отрицательные значения. Анализ состояния дел с вступлением стран СНГ в ВТО. Показывает, что присоединение к этой организации открывает широкие возможности, но само по себе не решает всех проблем стоящих перед национальными эко­номиками этих государств. Необходима скоординированная по­литика стран СНГ, в частности по минимизации потерь, кото­рые возможны в первые 2—4 года после вступления в ВТО.

Лекция №9.Тема: Основные направления развития приграничных районов и Севера России.

1. Особенности приграничных районов России.

2. Основные формы внешнеэкономических связей приграничных территорий.

3. Приграничное сотрудничество в рамках СНГ.

4. Север в экономике России.

5. Проблемы территориальной организации коренных народов Севера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: