ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
Современная система управления финансами основывается на разработке долгосрочной стратегии — бизнес-плана (business plan). Бизнес-план представляет собой конфиденциальный документ, в котором систематизируются основные направления коммерческого проекта новой или действующей компании или ее структурного подразделения. Поэтому он является наиболее эффективным плановым инструментом оценки бизнеса.
С практической точки зрения бизнес-план выполняет шесть основных функций:
1) формирование концепции развития иди стратегии бизнеса;
2) оценка внешних (прогнозы по инфляции, налогообложению, новое в законодательстве, изменения процентных ставок и т.д.), также внутренних (квалификация персонала, структура активов и пассивов и т.д.) факторов влияния;
3) экономическая оценка бизнеса или коммерческого проекта;
4) формирование потребности в финансовых ресурсах и структуры источников финансирования коммерческого проекта (собственные и заемные);
|
|
5) формирование положительной характеристики коммерческого проекта в целях привлечения потенциальных инвесторов и кредиторе;
6) создание системы контроля за ходом реализации коммерческого проекта и выработка корректирующих действий.
Бизнес-план, как правило, разрабатывается на год. Более длительный период зависит от отрасли, сложности проекта, периода окупаемости и других факторов. Содержание и структура бизнес-плана гут быть различными в зависимости от длительности периода, отраслевой принадлежности и целевого характера (отдельный коммерческий проект действующей компании, новая компания или структурное подразделение):
Стандартная структура бизнес-плана содержит следующие разделы:
1) вводная часть;
2) сведения о компании и содержание действующего бизнеса;
3) содержание предлагаемого коммерческого проекта;
4) характеристика рынка сбыта продукции (услуг) и анализ уровня конкуренции;
5) характеристика ценовой политики, условий и порядка организации сбыта продукции, формирование спроса и стимулирование сбыта;
6) план и затраты на осуществление маркетинга;
7) характеристика производственно-технологической и инновационной политики компаний;
8) кадровая политика;
9) анализ и оценка внешних и внутренних рисков и возможностей
их страхования;
10) финансовая стратегия;
11) финансовый план.
В реальности менеджеры обычно готовят три альтернативных бизнес-плана:
1) бизнес-план агрессивного роста компании (захват новых рынков сбыта, крупные капиталовложения и на этой основе освоение новой технологии, увеличение объемов производства и выпуск новой продукции);
|
|
2) бизнес-план оптимального роста. В этом случае компания наращивает капиталовложения и производство пропорционально росту рынков сбыта продукции или услуг;
3) бизнес-план, в основе которого закладывается темп роста капиталовложений и производства.
Каждый из этих бизнес-планов основывается на наиболее вероятных сценариях развития экономики в отрасли; внутри страны и мировой экономики, оценке рисков и альтернативных прогнозах потоков денежных средств. Например, бизнес-план агрессивного роста может соответствовать стратегии компании, темпам роста экономики страны в целом. Однако, по мнению аналитиков, существует угроза спада мировой экономики в один из периодов исполнения бизнес-плана. В этом случае руководство компании скорее всего будет выбирать между бизнес-планом оптимального роста или даже снижения темпов роста.
На основе принятого бизнес-плана, сформированного с учетом анализа финансово-экономического состояния и стратегии развития компании, разрабатываются и принимаются решения по эффективному управлению его финансовыми ресурсами (стратегия финансирования).
Финансовый план (financial plan) — важнейший элемент бизнес-плана. В практике его часто называют финансовой сметой или сводим бюджетом. Он представляет собой документ, отражающий объем вступления и расходования денежных средств в соответствии с вы-1ранной финансовой стратегией (financing strategy). Главная цель, которую преследует финансовый менеджер при составлении финансового плана, — это согласование планируемых расходов (производственных, инвестиционных, социальных, по обязательным платежам) финансовыми возможностями компании.
Финансовые планы с учетом прогнозируемого периода движения финансовых ресурсов подразделяют на текущие, составляемые на ин год, и перспективные — на 3-5 лет. Основными принципами финансового планирования являются:
- единство взаимосвязанных элементов финансового плана (операционного и финансового бюджета);
- непрерывность, в основе которой лежит постоянство планирования;
- гибкость, т.е. способность планов изменяться в зависимости от изменения внешних и внутренних экономических факторов;
- сбалансированность, означающая обеспечение расходов собственными доходами.
Главная задача текущего финансового плана — обеспечение и под-ржание ликвидности компании. В данном случае под ликвидностью понимается способность компании погашать краткосрочные обязательства при наступлении срока платежа. Компания считается ликвидной, если она способна осуществлять выплаты поставщикам сырья, банкам в погашение ссуд и процентов, дивидендов инвесторам, налогов государству, заработной платы работникам и т.д. Задачей долгосрочного финансового планирования является оценка наиболее вероятных событий в рамках сводных или агрегатных производственных и инвестиционных показателей. На основе такой оценки составляются прогнозные формы баланса, отчета о прибылях убытках, источниках финансовых ресурсов, использовании денежных средств на производственные цели и капиталовложения. Основной формой текущего финансового плана является баланс доходов и расходов. Подготовка финансового плана связана с проведением целого комплекса расчетов по доходам и поступлениям средств, расходам и отчислениям, платежам в бюджет.
В процессе проведения расчетов для составления баланса доходов и расходов определяют источники и объем собственных финансовых ресурсов компании (прибыль, амортизация и др.), возможность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг и кредитов, а также основные параметры расходования средств (на внутрихозяйственные нужды, уплату налогов, платежи во внебюджетные фонды, возврат кредитов и уплату процентов по ним и др.).
|
|
Финансовое планирование, осуществляемое в несколько этапов (рис. 9.1), является важным элементом планирования и основой для бюджетирования и оценки будующей потребности в финансировании – как внутреннем, так и внешнем. Внутреннее финансирование связано с денежным потоком, генерируемым операционной активностью компании. Внешнее финансирование, как правило, осуществляется разного рода инвесторами и банками. Компания может оценить свои потребности во внешнем финансировании путем прогнозирования будущих продаж и относящихся к ним расходов.
Рис. 9.1. Этапы финансового планирования
Перечислим основные шаги в планировании финансовых потребностей компании:
1) планирование продаж компании. Прогноз продаж является основой для многих других прогнозов;
2) планирование дополнительных переменных, таких как расходы;
3) оценка уровня инвестиций в текущие и финансированные активы компании, что может потребовать корректировки плана продаж;
4) вычисление потребности финансировании компании.
Наиболее широко для планирования потребности в финансировали компании применяется процентный метод оценки продаж (percent of sales method). Этот метод требует от финансовых менеджеров оценки будущих расходов, активов и обязательств как процент продаж за этот период. Затем эти процентные соотношения вместе с планируемым объемом продаж используют для построения прогнозного баланса.
Избыток капитала (capital surplus) — прирост или выигрыш в стоимости капитала. Существует пять способов получения прироста капитала: 1) при выпуске акций с премией сверх номинала; 2) при сокращении нарицательной или объявленной стоимости; 3) в результате бесплатной передачи акций в компанию; 4) в результате приобретения компаний, имеющих избыток капитала; 5) при получении выкупа и последующей продаже акций.