И бизнес-рисков
Тема 21. Статистические методы оценки финансовых, страховых
Обобщающей характеристикой уровня цен на одноименный товар является его средняя цена. Наилучшая характеристика средней цены — средняя взвешенная:
арифметическая, когда весами являются объемы продаж в натуральном выражении:
гармоническая, когда весами служат объемы продаж в стоимостном выражении (выручка от продаж, или товарооборот):
где р — индивидуальные значения цен на определенный момент времени (временные интервалы) регистрации или на конкурентных субрынках;
q — объемы продаж в натуральном выражении;
pq — выручка от продажи, или товарооборот.
Если данные об указанных весах недоступны, то в качестве весов могут использоваться другие показатели, например численность населения или число семей, проживающих на территориях, обслуживаемых субрынком. Здесь применяется средняя арифметическая взвешенная.
Инфляция, как правило, измеряется с помощью индекса-дефлятора ВВП и индекса потребительских цен. На практике чаще всего для измерения инфляции применяется индекс потребительских цен или индекс покупательной способности денежной единицы, определяемый как величина, обратная индексу потребительских цен:
|
|
Индекс покупательной способности рубля показывает, во сколько раз обесценились деньги, т.е. характеризует инфляцию, и может исчисляться по отношению к денежной единице текущего и базисного периодов. Если индекс цен за анализируемый период повысится, то индекс покупательной способности рубля снизится, и, наоборот, если индекс цен за рассматриваемый период понизится, то индекс покупательной способности рубля возрастет.
Относительные показатели инфляции рассчитывают как темпы роста или снижения покупательной способности рубля. Относительный показатель инфляции можно представить также как величину, обратную индексу потребительских цен.
При исчислении индекса изменения цен на товары и услуги необходимо учитывать также изменение курса рубля (по отношению к иностранным валютам, в частности к доллару США), соответственно должен корректироваться и индекс покупательной способности рубля. При этом корректировка номинального индекса покупательной способности должна осуществляться пропорционально доле денежного оборота в иностранной валюте в общем денежном обороте страны.