Статистика цен и инфляции

И бизнес-рисков

Тема 21. Статистические методы оценки финансовых, страховых

Обобщающей характерис­тикой уровня цен на одноименный товар является его средняя цена. Наилучшая характеристика средней цены — средняя взвешенная:

арифметическая, когда весами являются объемы продаж в на­туральном выражении:

гармоническая, когда весами служат объемы продаж в стои­мостном выражении (выручка от продаж, или товарооборот):

где р — индивидуальные значения цен на определенный момент времени (временные интервалы) регистрации или на конкурентных субрынках;

q — объемы продаж в натуральном выражении;

pq — выручка от продажи, или товарооборот.

Если данные об указанных весах недоступны, то в качестве весов могут использоваться другие показатели, например числен­ность населения или число семей, проживающих на территориях, обслуживаемых субрынком. Здесь применяется средняя арифмети­ческая взвешенная.

Инфляция, как правило, измеряется с помощью индекса-деф­лятора ВВП и индекса потребительских цен. На практике чаще всего для измерения инфляции применяется индекс потребительских цен или индекс покупательной способности денежной единицы, опреде­ляемый как величина, обратная индексу потребительских цен:

Индекс покупательной способности рубля показывает, во сколь­ко раз обесценились деньги, т.е. характеризует инфляцию, и может исчисляться по отношению к денежной единице текущего и базис­ного периодов. Если индекс цен за анализируемый период повысится, то индекс покупательной способности рубля снизится, и, наоборот, если индекс цен за рассматриваемый период понизится, то индекс покупательной способности рубля возрастет.

Относительные показатели инфляции рассчитывают как темпы роста или снижения покупательной способности рубля. Относитель­ный показатель инфляции можно представить также как величину, обратную индексу потребительских цен.

При исчислении индекса изменения цен на товары и услуги не­обходимо учитывать также изменение курса рубля (по отношению к иностранным валютам, в частности к доллару США), соответст­венно должен корректироваться и индекс покупательной способнос­ти рубля. При этом корректировка номинального индекса покупа­тельной способности должна осуществляться пропорционально доле денежного оборота в иностранной валюте в общем денежном обо­роте страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: