I. Товарный знак

Способы индивидуализации и идентификации товаров (товарный знак, промышленный образец, наименование места происхождения товара, маркировка)

Торговый оборот характеризуется наличием числа однородных товаров, возникает проблема обособления одних товаров от других однородных товаров. Основные средства индивидуализирования товаров:

1. товарный знак

2. Наименование места происхождения товара

3. Промышленные образцы

Средство идентификация товара- Маркировка товара.

Прообразом товарных знаков было клеймо. В конце 19 века появляются законы о товарных знаках.

Первая в истории торговая марка была зарегистрировано в Англии. Был принят акт о регистрации торговых марок. Первая торговая марка- «красный треугольник» для пивоваренной компании. В РФ в 1886 г было принято законодательство о фабричных и торговых клеймах. В начале 20 века появляется термин индустриальный дизайн- улучшение внешнего вида изделий. До начала 90-х гг. в РФ проблемам с товарными знаками не уделялось внимание вообще.

C 2008 все законы утратили действия и правое регулирование товарного знака в соответствии с 4ой частью гражданского кодекса.

В настоящее время определение в кодексе- товарный знак - это обозначение, способное отличать товары одних хозяйствующих субъектов от однородных товаров других хоз. субъектов. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS)-содержится соответствующее определение товарного знака.

Основная мысль определения- использование товарного знака необходимо тогда, когда производится однородный товар. Для целей определения однородности товара применяется Ниццкое соглашение «О международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков».

Товарные знаки 3 функции в торговом обороте:

- Идентификационная функция(индивидуализирующая)- выделяет его среди аналогичных товаров, указывает на источник его происхождения. Основная функция.

- Информационная функция– донесение до потребителя информации о качестве продукции.

- Рекламная функция- может быть выполнен товарный знак в виде этикетке либо присутствовать на этикетке.

Обладателем исключительного права может быть юр лицо или индивидуальный предприниматель. Государственная регистрация осуществляется в гос реестре товарных знаков.

Отказ в регистрации:

1. если он не обладает различительной способностью

2. если он состоит только из неохраняемых элементах

3. способность товарного знака ввести в заблуждение потребителя,

4. противоречие общественным принципам гуманности и морали

Лицу зарегистрировавшему товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров указанных в свидетельстве.

Товарная марка/товарный знак/бренд.

Торговая марка и товарный знак – одно и то же. Суть бренд а же –эмоциональная связь с потребителем. Это коммерческое воплощение репутации товара или услуг. Бренды узнаваемые. Ежегодно устанавливаются бренды лидеры. Бренд-понятие неправовое, это имя+ образ. Бренд используется маркетологами и оценщиками. Самый дорогой бренд – кока-кола.

Товарный знак для защиты правообладателя, а бренд определяет стоимость товарного знака, для того, чтобы определить стратегию развития бизнеса. Первый – луи виттон. Различие между брендом и товарным знаком вне правового поля. Вопрос только в стоимости и позиционировании.

Товарный знак - основное средство индивидуализации товара, в отношении которого он зарегистрирован. Может размещаться на товарах, на упаковках, на образцах, на документации, в сети интернет, в рекламе, на выставках, на ярмарках.

Правообладатель для оповещения на исключительное право- в праве использовать знак охраны(р в кружочке- товарный знак зарегистрирован на территории гос.-ва и охраняется гос.-вом).

Использование и распоряжения товарного знака: товарному знаку предоставляется срок охраны 10 лет – именно на такой срок выдается свидетельство. Продляется на каждые 10 лет неограниченное число раз. Возможность досрочности правовой охраны товарного знака имеет место в том случае, если товарный знак не используется непрерывно в течение любых 3 лет с его гос. регистрации.

Новелла кодекса - ст. 1487-исчерпание исключительного права. Обязательное условие – речь идет о законом ведении товара в оборот по территориальному принципу. Право правообладателеля не прекращается, остальные лица могут использовать товар не спрашивая каждый раз разрешения правообладателя.

Виды товарных знаков:

1) по степени известности:

ü Обычные товарные знаки - любые новые оригинальные обозначения всех товаров, которые отвечают всем критериям. Необходимым условием является обязательная гос. регистрация.

ü Общеизвестный товарный знак - – это такое обозначение которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначение определенных товаров.

Роспатент принял правила признания товарного знака общеизвестным- это признание относится к ведомству Роспатента. Сейчас признание товарного знака происходит на основании решения Роспатента (4 часть ГК).

Товарный знак может быть признан общеизвестным:

· в силу международного договора и если этот товарный знак

· или его обозначения стал на указанную дату широко известен в рф среди определенного круга потребителей.

Если Роспатент отказывает в признании знака общеизвестным, то лицо может обратиться в суд. В отличие от обычного товарного знака, ее правовая охрана действует бессрочно

Последствия признания общеизвестным:

1. отказ иному лицу в регистрации подобного товарного знака

2. влечет за собой признание недействительным регистрации аналогичного товарного знака

3. запрет другому лицу использовать товарный знак тождественный или сходный до степени смешения с общеизвестным знаком на однородные товары.

Правовая охрана распространяется и на др товары, если у потребителя возникает ассоциация, что это один и тот же производитель(должно быть доказано в суде). Например, велосипед «Жигули».

2) По субъектному составу выделяют:

ü Индивидуальный- товарный знак, зарегистрированный на юр лицо или инд. предпринимателя. правообладатель одно лицо

ü Коллективный товарный знак- зарегистрирован на объединение, на ассоциацию. В рамках объединения есть производители(организации), которые выпускают ту же продукцию, они также могут использовать тот же товарный знак. При выходе из объединения организация не имеет право использовать знак и знак не может передаваться. Не может быть предметом лицензионного договора.

Право на товарный знак является абсолютным исключительным субъективным правом. Только владелец обладает монопольной возможностью использовать товарный знак, запрещать его использовать. Применение товарного знака на товаре, на упаковке, рекламе, печатных изданиях, официальных бланках, образцах и пр.

Нарушением права на товарный знак:

- подделка и применение

- предложение к продаже и иное введение в хозяйственный оборот(хранение товара на складе, например, перевозка товара)

- хранение товарного знака или товара обозначенного этим знаком.

- Обозначение сходное с ним до степени смешения в отношении однородных товаров.

Одной стороне принадлежит словесное обозначение товарного знака, а другая сторона использует такое же обозначение в фирменном наименовании: фирменное наименования для индивидуализации юр лица, а товарный знак для товара. Единого подхода нет, только на уровне суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: