Ключевые понятия музееведения

Предмет исследования музееведения

Современная теория рассматривает музееведение исходя из общих критериев, применяемых к научным дисциплинам науковедением. Всякая наука, как известно, имеет определенный объект и предмет исследования.

Объект исследования как совокупность реальностей, на которые направлены познавательные усилия науки, может иметь сходства или даже совпадать у разных наук. Объект музееведения – это музей, музейное дело как общественное явление. Но этот объект может изучаться и в известной мере изучается такими науками, как история, в частности история культуры, искусствознание, социология и др.

В отличие от объекта предмет исследования, понимаемый как определенный круг закономерностей, всегда должен быть специфичен, и это является одним из существенных признаков самостоятельной научной дисциплины. Предмет исследования отражает профиль, сферу интереса, гносеологические задачи науки.

Если объект исследования выявляется относительно просто и известен науке уже на этапе накопления материала, то предмет науки никогда не дается в готовом виде. Он должен быть найден, сконструирован.

Вычленение предмета исследования – одна из важнейших теоретических задач науки и одновременно показатель уровня ее развития. Оно связано с методологией науки и является результатом специальных исследований.

Применяя к музееведению науковедческие понятия и критерии и опираясь на исследования в этой области, можно дать следующее определение предмета музееведения.

Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.

Понимание смысла предложенного определения предмета музееведения во многом зависит от трактовки понятий «музейный предмет», «музей», «музейное дело». Эти понятия постоянно привлекал внимание исследователей.

Опираясь на имеющуюся историографию, раскроем ключевые понятия дисциплины.

Прежде всего речь пойдет о музейном предмете. К этому феномену музееведы обращались уже в самых ранних «музеографических» сочинениях. Ещё И.Д. Майор (XVII в.) рассматривал предметы, находящиеся в музее, как реальные, истинные, могущие сохраняться длительный период. Позднее в характеристике музейных предметов подчеркивались куриозность, раритетность, т.е. редкость.

Специализация наук в XIX в. привела к тому, что предметы, хранящиеся в музеях, всё больше рассматривались как источники разных наук, произведения искусства, древности, природные препараты. В качестве объединяющего появилось понятие «коллекционный предмет».

Музееведческая литература новейшего времени, естественно, делала попытки анализа понятия «музейный предмет», в то время как в практике интуитивно пользовались этим термином как обиходным обозначением, имея в виду просто предмет, хранящийся в музее. Его решающее значение в системе музея понималось большинством музееведов.

Дальнейшее обращение к этому вопросу углубило понимание музейного предмета, выявило новые признаки. Было отмечено, что отбор извлекаемого из реальной действительности предмета и превращение его в музейный предмет опирается на научные, эстетические и другие оценки.

В наше время музейный предмет рассматривается как подлинник, непосредственный результат деятельности человека или жизни природы, имеющий значение документа и соответствующий профилю музея. Подчеркивается, что это преимущественно вещественные и изобразительные носители информации, что отличает музей от других документальных институтов, создаваемых обществом, хотя письменные и акустические носители полноправно входят в состав музейных предметов.

Трактовка музейных предметов через понятия теории информации и документалистики позволяет углубить понимание их свойств. Например, при рассмотрении информативных свойств предметов заслуживают особого внимания семантические, аксиологические (т.е. ценностные) и коммуникативные (отражающие информационные связи) аспекты.

Весьма плодотворным оказалось и предпринятое уточнение, и определение понятий «аттрактивности», «экспрессивности», «репрезентативности», а также функций музейных предметов.

Поскольку предметы, созданные человеком, объективно концентрируют в себе опыт, хранят и передают информацию, они обладают функцией «исторической памяти».

Многое способен дать анализ документальных свойств музейного предмета, что, однако, затрудняется тем, что ни в документалистике, ни в источниковедении пока еще не достигнуто единства в определении самого понятия «документ».

Степень документальной ценности музейного предмета зависит от объективных его свойств и выявляется через музееведческое и профильно-научное исследование музейного собрания. При этом очень важно определение первоначальной среды его существования. Такое же значение, какое для археологии или геологии имеют стратиграфические наблюдения, имеет исследование среды функционирования предмета в музееведении.

Музейные предметы не только первоисточники знания, но и культурно-исторические ценности. Предметно представляя первоначальную среду, они являются в то же время специфическим средством прямой коммуникации и отсюда – средством образовательного, в том числе эмоционального, эстетического воздействия, воспринимаемого главным образом зрительно.

Необходимо, таким образом, подчеркнуть, что в музейном предмете отражается особое отношение человека к действительности, которое характеризуется так называемой музейной потребностью, т.е. потребностью сохранения и общественного использования предметов, обладающих свойством отражения действительности и являющихся источниками ценной семантической и эстетической информации при представляющих этическую ценность.

Накопленные наукой представления о свойствах и характеристиках музейного предмета позволяют дать его определение.

Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью национального достояния.

Ценность музейного предмета выявляется и фиксируется в процессе музееведческого и профильно-научного исследования.

Музейный предмет выступает как основа всей деятельности музея, реализующей его социальные функции.

Существенное значение имеют понятия «музей», «музейное дело». Как известно, различные формы социальных институтов предопределяются конкретными историческими условиями. Закономерности развития музеев, их социальных функций, внутренней структуры, связей с наукой, культурой, образованием, воспитанием, с пропагандой требуют специального научного анализа.

Музееведение на всех стадиях развития пыталось осмыслить феномен музея, его место в обществе.

В итоге сложилось много различных определений музея. Когда эти различия являются следствием того, что музей описывается в системе понятий разных наук – социологии, семиотики, теории информации и т.д., такое многообразие объяснимо и, более того, неизбежно, оно углубляет наши представления о музее. Менее оправданы расхождения в определении сущностных признаков музея, создающие теоретическую неясность и противоречивость в трактовке кардинальных вопросов музейного дела.

Древнейшие цивилизации, прежде всего восточные, а затем и античность, знают достаточно развитые коллекции музейного типа: древнеегипетские «дома жизни», коллекции Ура (государство шумеров), античные музейоны.

В средние века собрания предметов особенно активно использовались церковью в виде реликвий для доказательства «истинности» религиозных мифов, при этом практиковалась массовая фабрикация фальшивок «святых реликвий», позднее разоблаченных и высмеянных гуманистами, например Эразмом Роттердамским.

Появились и прамузейные коллекции в монастырях, замках, храмах. В их составе имелись и произведения искусств, исторические, естественно-научные ценности.

С эпохи Возрождения музейные собрания все больше рассматривались и как первоисточники науки, предметные исторические доказательства, используемые для образования и удовлетворения любознательности, эстетических потребностей: кунсткамеры, натуралиенкамеры, мюнцкабинеты, музеумы.

В более позднее время появилось понимание значения музейных собраний для предметной фиксации общественного исторического опыта, передаваемого от поколения к поколению, а музея – как хранителя этого опыта, учреждения, сокращающего путь и расширяющего границы познания.

Итак, музей является специализированным институтом, удовлетворяющим общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, эстетических ценностей.

Сущностный признак музея – собрание музейных предметов, создаваемое на научной основе и подлежащее учету, хранению, консервации, исследованию на базе научных методов музееведения и профильных наук и используемое в научных и образовательно-воспитательных целях.

Распространение музеями информации рассматривается как особый вид коммуникаций. Наиболее специфическая ее форма - демонстрационно-предметная коммуникация в виде экспозиций и выставок.

В обобщенной форме современное понимание музея может быть сведено в следующее определение.

Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

Функционирование музеев в конкретных исторических условиях определяет существование особой сферы общественной деятельности – музейного дела, составными элементами которого являются: практическая деятельность музеев и охрана памятников, музейная сеть, музейная политика и законодательство, система подготовки и повышения квалификации кадров, профильные научные, научно-методические и учебные центры, специализированная периодика, наконец, специальная научная дисциплина – музееведение.

Современная проблематика музееведения отражает достигнутый уровень разработки основных аспектов музейного предмета, музея, музейного дела, и для ее характеристики можно выделить следующие направления.

А. Проблемы, относящиеся к музейным предметам как источникам информации, документальным культурно-историческим ценностям

Музееведение исследует характер того особого отношения человека к действительности, выражением которого является осознание музейной ценности предметов объективного мира;

- осуществляет специфические исследования природы и общества, направленные на выбор явлений и процессов, документируемых музеем, на выявление и отбор предметов музейного значения, входящих в круг профильных интересов музеев и являющихся культурно-историческими ценностями;

- изучает музейные предметы с целью выявления всего комплекса семантических и других свойств, представляющих интерес для различных областей знаний;

- исследует музейные предметы для раскрытия информации, научного определения и классификации как потенциальных первоисточников и музейных средств;

- исследует музейные предметы для определения режимов хранения, методов консервации и реставрации;

- исследует коммуникативные (в том числе и экспрессивные) возможности музейных предметов при использовании их в образовательной и воспитательной деятельности музеев, и, прежде всего в экспозициях и выставках.

Таким образом, изучая памятники-подлинники, представляющие интерес в качестве первоисточников для многих наук, музееведение имеет вместе с тем свой угол зрения на эти объекты, рассматривает их как музейные предметы. Одновременно музееведение многими нитями связано с профильными дисциплинами, в частности историческое музееведение – со всем комплексом исторических наук, в том числе и со вспомогательными и специальными дисциплинами.

Б.Проблемы, относящиеся к музею как институту, функциональной специфике его деятельности, музейному делу

Музееведение исследует происхождение и историю музеев, их место в жизни различных общественных систем, классификацию, типологию музеев, историю музейного дела;

- исследует внутреннюю организацию музеев, взаимосвязь этой организации с развитием социальных функций музеев, развитием профильных наук;

- изучает специфику деятельности музеев, проявляющуюся:

а) в документировании явлений, процессов в природе и обществе, связанном с выявлением и первичной оценкой памятников-подлинников, относящихся к отжившим и живым, действующим системам;

б) в создании коллекций музейных предметов, их внутримузейном научном документировании и хранении;

в) в многообразных формах образовательно-воспитательной, научно-просветительной деятельности, прежде всего через экспозиционно-выставочные формы работы; с этой функцией связано также изучение проблем музейной педагогики, психолого-педагогических проблем восприятия музейной формы коммуникации;

- изучает закономерности развития музейного дела, проблемы его организации и управления;

- изучает музейную сеть, процесс ее формирования и развития, вопросы прогнозирования сети;

- изучает собственно музееведение как специальную дисциплину, ее сущностные характеристики и место в системе наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: