Анализ оборачиваемости оборотных средств. Показатели Базисный период Текущий период Изменение (+;-) Объем товарооборота

Пример.

Показатели Базисный период Текущий период Изменение (+;-)
Объем товарооборота, млн.руб     +2000
Кол-во дней в периоде (Д), дни     -
Однодневный товарооборот (Т/Д), млн.руб. 277,8 25000/90 27000/90 +22,2
Средний остаток оборот­ных средств (ОС), млн.руб.     -500
Оборачиваемость (В), дни 25,2 7000/277,8 21,7 6500/300 -3,5
Коэффициент оборачи­ваемости (Кдд), кол-во оборотов 3,6 25000/7000 4,2 27000/65000 +0,6
Коэффициент загрузки (к^р) 0,28 7000/25000 0,24 65000/27000 -0,04

Изменение показателей оборачиваемости в динамике сви­детельствует о ее ускорении или замедлении.

При ускорении оборачиваемости оборотных средств из обо­рота высвобождаются, а при замедлении — вовлекаются до­полнительные средства.

Высвобождение оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным или относительным. Абсолютное высвобождение — снижение суммы оборотных средств в текущем периоде по сравнению с предшествующим при увеличении объемов продаж. При относительном высво­бождении темпы роста объемов продаж опережают темпы рос­та оборотных средств.

Из таблицы, приведенной в примере, следует, что в резуль­тате ускорения оборачиваемости средств в текущем периоде по сравнению с базовыми на 3,5 дня произошло высвобождение средств из оборота предприятия. Абсолютное высвобождение составило 500 млн. руб. (6500 — 7000), относительное высво­бождение - 1050 млн. руб. [(21,7 - 25,2) х 300,0].

Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние (независимые от предприятия) и внутренние (на которые пред­приятие может и должно влиять). К внешним факторам отно­сятся общеэкономическая ситуация в стране, налоговое зако­нодательство, условия получения кредитов и процентные став­ки по ним и др. Эти факторы определяют рамки, в которых предприятие может управлять внутренними факторами движе­ния оборотных средств.

По отраслям деятельности все денежные средства торго­вых предприятий подразделяются на денежные средства роз­ничных, оптовых предприятий, предприятий общественного пи­тания и неторговой деятельности.

По назначению и направлениям использования все финансо­вые ресурсы торговых предприятий делятся на централизован­ные, децентрализованные фонды денежных средств и резервы.

Централизованные фонды денежных средств формируются в торговых предприятиях, имеющих широкую сбытовую сеть. Средства из централизованных фондов используются на:

оказание финансовой помощи вновь открывающимся пред­приятиям;

капитальные вложения (инвестиции) на новое строительство.

Децентрализованные фонды денежных средств являются формой проявления собственных средств торговых предпри­ятий. В зависимости от порядка образования и использования децентрализованные фонды делятся на фонды общего (обще­хозяйственного) назначения и целевые (специальные).

Фонды денежных средств общехозяйственного назначения предназначены для финансирования основной деятельности торговых предприятий — например, уставный капитал торго­вого предприятия.

Целевые (специальные) фонды денежных средств — собст­венные средства, предназначенные для финансирования стро­го определенных целевых мероприятий:

• фонд оплаты труда, предназначенный для стимулирова­ния работников;

• фонд развития (производственного и социального разви­тия), предназначенный для технического перевооружения, ре­конструкции, строительства, прироста собственных оборотных средств, содержания объектов социального и культурно-быто­вого назначения и др.;

• фонд возмещения потерь от уценки товаров, предназна­ченный для вовлечения в оборот неходовых товаров и возме­щения торговым предприятиям расходов, связанных с распро­дажей товаров по сниженным ценам.

Характер использования общих и целевых (специальных) фондов различен — например, использование уставного капи­тала не ведет к его уменьшению. Средства уставного капитала постоянно находятся в хозяйственном обороте предприятия. Использование же средств целевых (специальных) фондов оз­начает их прямое расходование.

Децентрализованные фонды денежных средств торговых предприятий полностью зависят от результатов хозяйственной деятельности торговых предприятий. Для поддержания устой­чивого финансового положения торговых предприятий и со­здания гарантий платежеспособности создаются различного рода резервные фонды. В частности, при создании новых предпри­ятий наряду с уставным формируется и резервный фонд де­нежных средств. Этот фонд создается путем отчислений от прибыли, его размер составляет, как правило, 25% величины уставного капитала. (Причем при исчислении налога на при­быль размер налогооблагаемой прибыли уменьшается на вели­чину отчислений в резервный фонд.) Основное назначение по­добного фонда заключается в обеспечении расчетов предпри­ятия по своим обязательствам в случае его признания несосто­ятельным (банкротом).

По источникам формирования финансовых ресурсов выделя­ют собственные, привлеченные и заемные средства торговых предприятий.

Собственные средства формируются в торговом предпри­ятии при его создании, зачисляются в уставный капитал и в дальнейшем увеличиваются за счет прибыли, которая также включается в состав собственных средств предприятия.

Привлеченные средства — это кредиторская задолженность, в основном задолженность поставщикам в связи с разрывом между временем поступления и оплаты товаров.

Заемные средства — краткосрочные и долгосрочные креди­ты банков. Необходимость заемных средств обусловлена несов­падением времени затрат на покупку товаров и поступления выручки от их реализации. Заемные средства привлекаются временно и на определенные цели.

Кредит — один из важных источников формирования обо­ротных средств торговых предприятий, при помощи которого размер оборотных средств приводится в соответствие с потреб­ностью в них.

При кредитовании соблюдаются общие принципы:

целевой характер кредита;

срочность;

возвратность;

обеспеченность товарно-материальными ценностями;

платность.

Целевой характер предполагает, что кредит дается под оп­ределенную конкретную программу; срочность кредита озна­чает, что ссуды выдаются на срок, предусмотренный соответ­ствующей программой; принцип возвратности предполагает на­правление выручки от реализации на погашение кредита; обес­печенность товарно-материальными ценностями предполага­ет, что торговая организация должна иметь в наличии матери­альные ценности, под которые получены кредиты и реализа­ция которых позволит погасить имеющуюся задолженность.

Кредитование может быть краткосрочным, которое, как пра­вило, применяется для текущей хозяйственной деятельности предприятий, и долгосрочным — обычно для кредитования ин­вестиций (капитальных вложений). В процессе кредитования банк должен осуществлять контроль за соблюдением принци­пов и условий кредитования при оформлении и выдаче ссуд, а также при проверке обеспеченности кредитов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: