Устройство и планировка предприятий розничной торговли

Устойчивость товарного ассортимента

Принципы формирования торгового ассортимента

К этим принципам относятся:

• обеспечение в каждом магазине достаточной полноты то­варов частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении и спросе;

• обеспечение достаточной широты видов товаров по каж­дой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного про­филя магазина;

• установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина;

• учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности.

Устойчивость (стабильность) ассортимента — обеспечение постоянного ассортимента товаров всех групп, подгрупп, ви­дов и разновидностей, которые должны быть в торговом зале магазина.

Коэффициент устойчивости ассортимента (Куст) определя­ется как отношение количества видов товаров, имеющихся в продаже, к количеству видов товаров, которое установлено магазину (обязательное количество):

Куст = Тф / Тн

где Тф — количество видов товаров, имеющихся в продаже;

Тн — количество видов товаров, установленных магазину.

Обеспечение устойчивости ассортимента зависит от нали­чия и движения товарных запасов.

К факторам, обусловливающим образование и изменение запасов, относятся условия производства, транспортные усло­вия, условия поставок, условия потребления.

Существуют следующие виды товарных запасов:

запасы текущего хранения — товары на предприятиях опто­вой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нуж­ды торговли;

сезонные запасы — запасы, необходимые для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонного изменения спроса или предложения;

запасы целевого хранения — запасы товаров, создаваемые на случай определенных обстоятельств.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, предлагаемых магазином.

Глубина ассортимента определяется количеством разновид­ностей товаров в каждой товарной подгруппе.

Широта и глубина ассортимента должны зависеть от общих целей и задач, которые ставит перед собой розничное пред­приятие, и предпочтений потребителя.

Помещения (площади) магазинов разделяются на торговые и неторговые.

К торговым помещениям магазина относятся:

торговые залы;

залы кафетериев;

места для продажи соков;

места для игровых автоматов.

К неторговым относятся помещения, разделенные по при­знаку их назначения:

помещения и площади для приемки, хранения и подготов­ки товаров к продаже;

помещения хозяйственного обслуживания оперативных про­цессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;

административно-бытовые помещения;

технологические помещения;

коридоры для перемещения товаров и движения работни­ков магазина.

Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяю­щей обеспечить рациональную организацию оперативных про­цессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

Требования, предъявляемые к планировке магазина:

• торговые залы должны быть технологически связаны с по­мещениями для подготовки товаров к продаже;

• кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;

• приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;

• помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения то­варов в торговый зал;

• планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально ко­роткий срок; предусматривать оптимальное использование пло­щадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;

• планировка должна обеспечить легкость и простоту совер­шения покупок, создать максимальную видимость выложен­ных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стиму­лировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

Виды технологических планировок торгового зала (в зависи­мости от размеров и конфигурации торгового зала, ассорти­мента реализуемых товаров, форм и методов продажи):

• линейная — размещение товаров и проходов для покупа­телей в виде параллельных линий торгового оборудования, пер­пендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, попере­чной, смешанной;

• боксовая — торговый зал разбит на отделы, изолирован­ные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при про­даже через прилавок;

• смешанная — расстановка оборудования в магазине с ис­пользованием комбинаций линейной и боксовой планировок;

• выставочная — размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;

• свободная — расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: