Под качеством продукции понимается совокупность свойств, определяющих степень ее пригодности удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Это понятие распространяется на все виды продукции, включая и строительную. Качество — категория, изменяющаяся во времени. Рост общественных потребностей, технических и экономических возможностей для их удовлетворения обусловливает и повышение требований к качеству. Например, требования, которые сегодня предъявляются к качеству жилых домов, значительно выше тех, которые предъявлялись к ним несколько десятков лет назад.
Качество строительной продукции является сложным понятием. Оно формируется на различных этапах строительного производства и может быть охарактеризовано с помощью ряда показателей, таких, как эксплуатационные свойства, надежность, долговечность, технологичность, эстетичность. Каждый такой показатель характеризует отдельные группы свойств, а все вместе дают общую, комплексную характеристику, объединяющую все полезные свойства продукции в. единое понятие, что позволяет оценить качество объекта в целом.
|
|
Процесс обеспечения надлежащего качества строительной продукции включает три стадии: установление требуемого уровня качества: формирование заданного уровня качества в процессе производства; поддержание достигнутого уровня качества в процессе эксплуатации.
Целям установления требований к качеству продукции служит нормирование качества и проектирование строящихся объектов. Нормирование качества заключается в разработке документов, регламентирующих требования к качеству на этапе проектирования, производства
и эксплуатации. К таким документам относятся строительные нормы к правила (СНиП), стандарты, технические условия и другие. В процессе проектирования формируется пространственно-вещественное представление о будущем объекте, т. е. устанавливаются все показатели, определяющие качество будущей строительной продукции.
Формирование заданного уровня качества в процессе производства строительной продукции обеспечивается точным перенесением проекта в натуру. Этот процесс включает: а) производство строительных материалов, деталей, конструкций, оборудования; б) транспортировку строительных материалов, деталей, конструкций, оборудования; д) хранение их на складах и строительных площадках; е) производство строительно-монтажных работ.
Поддержание достигнутого уровня качества на стадии эксплуатации обеспечивается посредством организации своевременного технического обслуживания и ремонта. При некачественной эксплуатации снижаются потребительские свойства строительной продукции и тем самым обесценивается вся предшествующая работа. В процессе эксплуатации выявляются, анализируются и обобщаются недостатки, допущенные при формировании качества, с тем чтобы исключить их в будущем.
|
|
Управление качеством продукции — это установление обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции на всех стадиях ее формирования и эксплуатации, осуществляемые путем целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Так как качество строительной продукции зависит от качественной работы всех участников всех стадий создания строительных объектов, то управление качеством строительной продукции представляет собой процесс воздействия органов управления на отдельных работников и трудовые коллективы, занятые в строительстве с целью установления (достижения) и поддержания такого ее уровня, который соответствует техническому, экономическому и социальному уровню развития общества.
С учетом названных трех стадий процесса обеспечения надлежащего качества строительной продукции можно, выделить следующие функции по управлению качеством:
а) управление нормированием качества; б) управление качеством проектирования и проектных изысканий; в) управление качеством производства материалов, деталей и конструкций, оборудования; г) управление сохранением качества материалов в процессе транспортировки и хранения; д) убавление качеством производства строительно-монтажных работ; е) управление качеством технической эксплуатации ремонта построенных объектов. Важной функцией является управление метрологическим обеспечением качества.
Каждая из перечисленных функций в свою очередь требует: планирования качества т. е. планирования мероприятий, обеспечивающих поддержание качества на заданном уровне и его развитие; учета, контроля, регулирования качества, т.е. своевременного обнаружения отклонений от норм и плановых показателей и их устранения; анализа и оценки качества; стимулирования качества.
Для управления качеством на промышленных предприятиях и в строительных организациях создаются комплексные системы. Так, комплексная система управления качеством строительно-монтажных работ включает: создание службы управления качеством, регламентацию деятельности всех ее подразделений, стандартизацию, планирование качества, организацию системы контроля, метрологическое и геодезическое обеспечение, стимулирование качества, кадровое и правовое обеспечение качества на стадиях подготовки строительства, материально-технического снабжения и производства.