Сущность управления качеством

Под качеством продукции понимается совокупность свойств, определяющих степень ее пригодности удов­летворять определенные потребности в соответст­вии с назначением. Это понятие распространяется на все виды продукции, включая и строительную. Качество — категория, изменяющаяся во времени. Рост обществен­ных потребностей, технических и экономических возмож­ностей для их удовлетворения обусловливает и повыше­ние требований к качеству. Например, требования, ко­торые сегодня предъявляются к качеству жилых до­мов, значительно выше тех, которые предъявлялись к ним несколько десятков лет назад.

Качество строительной продукции является сложным понятием. Оно формируется на различных этапах строи­тельного производства и может быть охарактеризовано с помощью ряда показателей, таких, как эксплуатацион­ные свойства, надежность, долговечность, технологич­ность, эстетичность. Каждый такой показатель харак­теризует отдельные группы свойств, а все вместе дают общую, комплексную характеристику, объединяющую все полезные свойства продукции в. единое понятие, что позволяет оценить качество объекта в целом.

Процесс обеспечения надлежащего качества строи­тельной продукции включает три стадии: установле­ние требуемого уровня качества: формирование заданного уровня качества в процессе производства; поддержание достигнутого уровня качества в процессе эксплуатации.

Целям установления требований к качеству продук­ции служит нормирование качества и проектирование строящихся объектов. Нормирование качества заключает­ся в разработке документов, регламентирующих требова­ния к качеству на этапе проектирования, производства

и эксплуатации. К таким документам относятся стро­ительные нормы к правила (СНиП), стандарты, техни­ческие условия и другие. В процессе проектирова­ния формируется пространственно-вещественное пред­ставление о будущем объекте, т. е. устанавливаются все показатели, определяющие качество будущей строи­тельной продукции.

Формирование заданного уровня качества в процессе производства строительной продукции обеспечивается точ­ным перенесением проекта в натуру. Этот процесс включает: а) производство строительных материалов, де­талей, конструкций, оборудования; б) транспортировку строительных материалов, деталей, конструкций, обору­дования; д) хранение их на складах и строительных площадках; е) производство строительно-монтажных ра­бот.

Поддержание достигнутого уровня качества на стадии эксплуатации обеспечивается посредством организации своевременного технического обслуживания и ремонта. При некачественной эксплуатации снижаются потреби­тельские свойства строительной продукции и тем самым обесценивается вся предшествующая работа. В процессе эксплуатации выявляются, анализируются и обобщаются недостатки, допущенные при формировании качества, с тем чтобы исключить их в будущем.

Управление качеством продукции — это установление обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции на всех стадиях ее формирования и эксплуатации, осуществляемые путем целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Так как качество строительной продукции зависит от качественной работы всех участников всех стадий соз­дания строительных объектов, то управление качеством строительной продукции представляет собой процесс воз­действия органов управления на отдельных работников и трудовые коллективы, занятые в строительстве с целью установления (достижения) и поддержания такого ее уровня, который соответствует техническому, экономичес­кому и социальному уровню развития общества.

С учетом названных трех стадий процесса обеспечения надлежащего качества строительной продукции можно, выделить следующие функции по управлению качеством:

а) управление нормированием качества; б) управление качеством проектирования и проектных изысканий; в) управление качеством производства материалов, деталей и конструкций, оборудования; г) управление сохранением качества материалов в процессе транспортировки и хранения; д) убавление качеством производства строительно-монтажных работ; е) управление качеством тех­нической эксплуатации ремонта построенных объектов. Важной функцией является управление метрологическим обеспечением качества.

Каждая из перечисленных функций в свою очередь требует: планирования качества т. е. планирования мероприятий, обеспечивающих поддержание качества на заданном уровне и его развитие; учета, контроля, регулирования качества, т.е. своевременного обнаружения отклонений от норм и плановых показателей и их устранения; анализа и оценки качества; стимулирования качества.

Для управления качеством на промышленных пред­приятиях и в строительных организациях создаются комп­лексные системы. Так, комплексная система управления качеством строительно-монтажных работ включает: соз­дание службы управления качеством, регламентацию дея­тельности всех ее подразделений, стандартизацию, пла­нирование качества, организацию системы контроля, мет­рологическое и геодезическое обеспечение, стимулирова­ние качества, кадровое и правовое обеспечение качества на стадиях подготовки строительства, материально-тех­нического снабжения и производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: