Лекция 6. Национальные интересы России в информационной сфере

Учебные вопросы. Место и роль России в информационное пространства. Информационное пространства безопасности. Угрозы в информационной сфере. Информационная безопасность, влияющая на снижение уровня безопасности. Интернет под контроль. Определение понятия «Информационная война». Война традиционная и информационная. Телевидение основное средства информационной войны. Концепция информационной войны. Основные подходы к ведению информационной войны. Информационные операции. Обеспечения информационной безопасности. Информационное противоборство в современную эпоху. Информационная война лета 2008 года

Документы:

Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (В ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Собр. законодательства Российской Федерации — 2000 г. — № 2.
2.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г.// Новые законы и нормативные акты — 2000. — № 39.

Федеральный закон от 26.06.2008 №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"

Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных"

Федеральный закон от 27.06.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ "О коммерческой тайне"
Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи"
Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"
Федеральный закон от 17.07.1999 №176-ФЗ "О почтовой связи"

Концепции создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения (АС ГРН)».

Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации

Правительство РФ от 29 января N54 федеральную целевую программу /ФЦП/ "Национальная технологическая база" на 2007-2011 гг.


Литератера. АНДРИЯНОВ Григорий.Интернет – под контроль. Красная звезда,22 марта008

С.Н.Гриняев. Информационная война: история, день сегодняшний и перспектива. С. Гриняев. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства. — Зарубежное военное обозрение. № 8, 2001,

Вячеслав КАРПУХИН. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЙСК: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ/.https://www.redstar.ru/2007/02/15_02/3_05.html

Л. В. Воронцова, Д. Б. Фролов. История и совмеменость ифромационного противоборства. Горячая Линия - Телеком, 2006 г

Закупень Т. Коммерческое право. – Норма: Инфра–М, 2002

Курило А. П., Черешгаш Д. С. Проблемы информационной безопасности России и пути их разрешения. // Информационные технологии — 1996. — № 3. — С. 8-9;

Стрельцов А. А., Шеремет И. А., Вусс Г. В. Проблемы создания российского фрагмента глобальной информационной инфраструктуры // Вестн. Российского общества информатики и вычислительной техники — 1996.

Прохоров Е. Региональные СМИ в информационном пространстве России // Факс. – 1999. – № 1–.“Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов” от 1995 г.

Лопатин В. Методологические проблемы формирования и защиты
единого информационного пространства // https://jurfak.spb.ru/conference/18102000/ lopatin.htm.

Нерсесиаи В. Э. Основные угрозы в сфере информационной безопасности Российской Федерации. — М., 1996;

Iibicki M. C. The mesh and the net: Speculation on armed conflict in a time of free silicon. Washington: National defense university, 1994, 127 p; Molander R., Riddile A., Wilson P. Strategic Information Warfare: A New Face of War. Santa Monica (USA), 1994; Cordesman A., Wagner A. The Lessons of Modern War: The Gulf War. Boulder (USA), 1996;

Rodgers J. Information Warfare: Nothing New Under the Sun // Marine Corps Gazette — 1997. — April — P. 23-33.

Thomas P. Rona, “Weapon Systems and Information War”, Boeing Aerospace Co.,Seattle, WA, 1976.
Joint Pub 3-13.1 “Command and Control Warfare”, DOD US, February 1996.
Joint Pub 3-13 “Information Operations”, DOD US, December 1998.

Документы:

Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (В ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Собр. законодательства Российской Федерации — 2000 г. — № 2.
2.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г.// Новые законы и нормативные акты — 2000. — № 39.

Федеральный закон от 26.06.2008 №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"

Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных"

Федеральный закон от 27.06.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ "О коммерческой тайне"
Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи"
Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"
Федеральный закон от 17.07.1999 №176-ФЗ "О почтовой связи"

Концепции создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения (АС ГРН)».

Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации

Правительство РФ от 29 января N54 федеральную целевую программу /ФЦП/ "Национальная технологическая база" на 2007-2011 гг.

Место и роль России в глобальном информационном пространстве.

Эффективность осуществления власти в любом государстве, в том числе в Российской Федерации, в немалой степени зависит от его информационного обеспечения. Без информации невозможно представить позитивно функционирующую политическую структуру, развитие массового политического сознания, взаимодействие субъекта и объекта политики. В процессе информационно-коммуникативного воздействия в сознании народа формируется образ государственной власти, ее политических институтов и лидеров. И управляющие функции государства осуществляются с наибольшим потенциалом и наименьшими энергетическими затратами лишь тогда, когда достаточно хорошо развита система информационных связей между государством, гражданским обществом и личностью. Таким образом, изучение предлагаемой проблематики поможет выработать рекомендации по сохранению целостности и увеличению эффективности функционирования государственной власти.

Для Российской Федерации информационная политика является дополнительным мощным ресурсом в осуществлении модернизации страны и решении многих текущих внутренних и внешних проблем. Однако в этой сфере у России нет стратегического задела на несколько лет. Поэтому от политической и научной элиты России требуется немедленное принятие решений по формулированию государственной стратегии, основанной на подлинных интересах общества, созданию системы реализации информационной политики и проведения конкретных мероприятий.
Вполне очевиден тот факт, что отставание страны в области технологий информационной политики не может содействовать успеху в решении поставленных задач. Ликвидировать отставание в данной области, как на теоретическом, так и на практическом уровне, возможно только при изучении мирового опыта субъектов противоборства в информационной сфере.
Не является секретом, что наше государство является участником подобных конфликтов. Причем зачастую оно занимает далеко не выгодную для себя позицию, что отрицательно сказывается на менталитете его граждан. Для того, чтобы снизить уровень психологического давления в ходе таких конфликтов, необходим, прежде всего, тщательный анализ складывающейся ситуации, знание закономерностей происходящих процессов и выработка адекватных мер по минимизации негативных последствий. В качестве правовых норм закреплены положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации[1], в которой существенное внимание отдается информационных угрозам, а также Доктрина информационной безопасности Российской Федерации[2], которая содержит в себе перечень информационных угроз и направления деятельности федеральных органов власти по их предотвращению. Сам факт существования этих нормативно-правовых актов говорит о важности и актуальности разработок, в том числе научно-теоретических, касающихся межгосударственных конфликтов в информационной сфере. Конечно, следует учесть, что конфликты в информационной сфере напрямую связаны с политическими конфликтами и экономическим соперничеством. И, как правило, каждое из противоречий нужно рассматривать комплексно.
Информационное пространства безопасности.

В настоящее время мир переживает переход от общества индустриального к обществу информационному. Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. В научной и политической среде все чаще стали использоваться такие понятия, как «информация», «информатизация», «информационные технологии», «информационная инфраструктура», «информационные ресурсы», «информационный рынок», «информационные комплексы», «информационные корпорации», «информационные процессы» и т. д.
По мнению ряда авторитетных экспертов, на сегодняшний день в сфере информационных процессов проявляются следующие тенденции
Во-первых, возрастает объем коммуникативных процессов, которые вытесняют традиционные информационно-пропагандистские способы влияния на массы.

Во-вторых, налицо переплетение различных носителей информации – печатных, аудиальных, визуальных, т.е. возникновение интегрированных коммуникативных систем.

В-третьих, аналогичные процессы происходят и на уровне массовых информационных процессов, где возникают и развиваются уже не отдельные СМИ, а информационные комплексы, называемые медиасистемами.

Результатом глобальной информатизации общества становится образование единого информационного пространства.
Следует отметить, что на сегодня не существует строгого определения «информационного пространства». И до сих пор, хотя словосочетание «информационное пространство» применяется чрезвычайно широко, как научное понятие оно почти не разработано. В целом можно сказать, что данное понятие употребляется, скорее, как метафора, чем как строгий научный термин.
Так, например, ученый Т. Закупень рассматривает информационное пространство как территорию, «покрытую», «охваченную» информацией, информационными ресурсами и инфраструктурой, в рамках которой все субъекты имеют одинаковые возможности получения, передачи и всех других манипуляций с информацией в любой точке этого пространства» [1].

Эксперт Е. Прохоров считает, что информационное пространство – это не просто территория, на которой действуют средства массовой информации (СМИ), а «территория, значимая для СМИ населяющими ее людьми, составляющими реальную, расчетную, потенциальную аудиторию функционирующих в этом пространстве СМИ» [2].

В документах политического характера дается свое определение информационного пространства. Например, такое: «Информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей» [3].

Ученый В. Лопатин дает следующее определение: «Под информационным пространством страны предлагается понимать совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющую на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета» [4].

Все приведенные выше определения позволяют предположить, что понятием «информационное пространство» в настоящий момент обозначаются различные феномены, которые связаны между собой наличием информации, а также те, кто ее производит, и те, кто ею пользуется. Как бы то ни было, уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политической ситуации и социальной стабильности.

Говоря о развитии информационного пространства, в качестве основных тенденций, на наш взгляд, следует выделить интернетизацию и глобализацию.
Что касается интернета, то всемирная информационная паутина еще не стала всеобъемлющей, но она уже сегодня оказывает большое влияние на нашу жизнь. Этот процесс идет быстрее, чем можно себе представить. Из технического изобретения он превратился в абсолютный феномен, влияющий на все стороны жизни человечества. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что развитие интернет-технологий открывает перед обществом множество перспектив и дает надежду на качественный прорыв в самых разных сферах. Феномен интернета сегодня невозможно не учитывать и в политике.
На постсоветском пространстве пользователей еще не так много, но новости по интернету распространяют все центральные СМИ. Интернет имеет ряд преимуществ перед традиционными СМИ: легкость и практическая мгновенность опубликования любой информации, даже той, которую нельзя разместить в обычных СМИ, отсутствие пространственно-временных границ, возможность тематического поиска, быстрая связь для мониторинга ситуации и др.
Удельный вес виртуальной информационной составляющей в политике имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Этот процесс будет продолжаться и в будущем: количество сайтов политических партий и движений будет увеличиваться, информационная роль интернета вследствие этого будет возрастать. В будущем это может привести к тому, что интернет станет ведущим источником информации.
Что касается глобализации, то развитие этого процесса уже позволяет говорить о глобальном информационном обществе и едином информационном пространстве.

Группа стран, таких, как США, Канада, Япония, Германия, Франция, Англия, Италия, рассматривая создание единого информационного пространства в качестве одной из приоритетных задач XXI в., договорилась о сотрудничестве в создании глобальной информационной инфраструктуры.

Это сотрудничество опирается на несколько основополагающих принципов, в числе которых: поддержка динамичной конкуренции, обеспечение открытого доступа к сетям и универсального доступа к услугам, признание необходимости международного сотрудничества, особенно с менее развитыми странами.

В настоящее время в мире сложилось несколько основных региональных центров специализации по производству информационных продуктов и высокотехнологичных компонентов.

Первый и наиболее крупный – это Североамериканское сообщество, включающее в себя США и Канаду, которые лидируют в производстве новых программных продуктов для широкого использования и разработках новых образцов компьютерной техники.

Второй центр – это страны Европейского союза, специализирующиеся на рынке коммуникаций.

Третий центр – это традиционно Япония со странами Юго-Восточной Азии и в какой-то мере примыкающий к ним Китай. Все они обладают производственными мощностями и сравнительно дешевой рабочей силой и являются массовыми поставщиками элементов компьютерной продукции.

В последнее время в число этих центров вошла Индия, постепенно вытесняющая развитые страны с рынка производства программного обеспечения.

Страны Содружества Независимых Государств (СНГ), в этом международном разделении труда, к сожалению, играют пока, в основном, роль потребителя. Это дает основание некоторым экспертам и политикам скептично относится к идее вхождения этих стран в мировое информационное сообщество.
Между тем глобализация информационного пространства волнует многих политиков и экспертов, занимающихся проблемами информационных отношений. Об этом свидетельствует огромное количество статей и материалов на эту тему, семинаров, «круглых столов» и конференций.
Сторонники информационной глобализации указывают на то, что появление глобального информационного пространства означает приближение эпохи глобальной экономики, которая будет характеризоваться «стиранием» географических границ рынков сбыта, появлением распределенных сетевых трудовых ресурсов, кардинальным сближением производства и потребления, открытием новых рынков в новой сфере интеллектуального потребления, что, естественно, повлечет за собой совершенно новые возможности.

Для противников информационной глобализации характерны в основном алармистские настроения. Многих пугает то обстоятельство, что сегодня границы государств, в том числе и границы информационных пространств, становятся условными.
Тем не менее, не вызывает сомнений, что в любом случае странам СНГ неизбежно придется входить в глобальное информационное пространство. Уже сейчас понятно, что отсутствие хорошо налаженной системы информационного взаимодействия становится существенным препятствием на пути к установлению деловых контактов между входящими в СНГ государствами. Без единого информационного пространства, создающего взаимовыгодную интеграционную основу для развития делового сотрудничества во всех областях политической, экономической и культурной жизни, интеграция государств становится весьма проблематичной. Единое информационное пространство, обеспечивая торговые, финансовые, транспортные, информационные и технологические потоки, будет способствовать ускоренному развитию не только макроэкономических, но и региональных процессов. Не вызывает сомнений, что рыночная экономика – это прежде всего информационная экономика. Свидетельством тому является весь послевоенный опыт развития мировой экономической системы.

Так, например, Западная Европа в целях повышения эффективности экономики и улучшения социальных условий на протяжении последних 50 лет стремилась обеспечить прозрачность информационных и экономических границ, а именно создать единые экономическое и информационное пространства, валюту, транспортную систему, банковский механизм. Все это было бы невозможно без единой унифицированной системы телекоммуникаций и стандартов обмена информацией, что нашло отражение в выработке международных стандартов на документы в финансово-экономической и других сферах.

Наряду с экономическим единое информационное пространство является важным политическим фактором обеспечения системного взаимодействия в СНГ. Именно за счет улучшения информационных взаимодействий обеспечивается не только интеграция экономик и культур стран содружества и региона, но и интеграция их информационных пространств в европейское и мировое информационные пространства.

Это поднимает вопрос о информационной безопасности, от обеспечения которой во многом будет зависеть перспектива развития СНГ. В настоящий момент на карту поставлено будущее стран СНГ: будем ли мы находиться «на задворках» мирового информационного сообщества или же сумеем занять свою нишу в веке информации?

Обеспечение информационной безопасности является одним из важных вопросов как отдельных государств, так и всего СНГ. Для обеспечения безопасности в информационной сфере необходимо определить, какая именно, откуда и по каким причинам может исходить эта угроза. Возникновению угрозы информационной безопасности могут способствовать как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести глобальный процесс информатизации, и вытекающие из него последствия, к примеру, в виде информационных потоков, которые могут неблагоприятно отразиться на общественном сознании и на имидже государства.

В этой связи хотелось бы упомянуть о таком феномене, как политическая реклама, которая на сегодня становится одной из эффективных форм передачи информации.
Политическая реклама в СМИ выступает важной политической силой, способной не только сформировать новую политическую картину мира, но и выступить производительной силой общественно-политического сознания. Отношения между СМИ и политической рекламой нельзя рассматривать только в координатах технического использования. Этот процесс значительно глубже, а система взаимоотношений сложнее, так как подвержена влиянию многочисленных внутренних и внешних факторов, определяющих деятельность самих СМИ.

На информационном поле СНГ свою деятельность осуществляют как государственные, так и негосударственные средства массовой информации. Существуют некоторые отличительные черты в деятельности этих СМИ, которые влияют на характер и содержание представляемой ими политической рекламы. Политическая реклама в государственных СМИ адекватно отражает политику, проводимую государством, ее отношения к проблемам как внутри страны, так и за ее пределами. В основном данные СМИ осуществляют деятельность по всей территории своей страны, тем самым, покрывая огромную аудиторию и имея больше шансов для эффективного использования политической рекламы.

В негосударственных средствах массовой информации характер и содержание политической рекламы зависят от коммерческих интересов владельцев этих СМИ. Они размещают политическую рекламу, которая выгодна им, при этом превращая данные СМИ в информационные ресурсы тех или иных политических субъектов. В результате информация и в целом ими представляемая картина теряют объективность, нарушая и искажая представление граждан о событиях и процессах, происходящих во всех сферах как внутри государства, так и за его пределами.

Интенсивно развивающийся процесс насыщения информационного поля СМИ и в целом информатизации как отдельных государств, так и СНГ, требует четкого правового регулирования, а также усовершенствования правовой базы в соответствии с преобразованиями в информационной сфере.


Сегодня можно наблюдать, как происходит информационное воздействие мировых СМИ на отдельные общества государств и регионов мира. Они оказывают сильное информационно-идеологическое воздействие на общественное сознание, в результате чего начинают исчезать национальные и другие интересы, что в свою очередь впоследствии может повлиять на безопасность государства в целом.

К внутренним факторам можно отнести состояние информационного пространства СНГ, уровень развития информационной инфраструктуры, а также нормативно-правовое регулирование информационной сферы.

В настоящее время информационное поле СНГ насыщено множеством средств массовой информации, одни из которых представляют страны содружества, другие являются региональными представителями мировых СМИ. Даже при поверхностном анализе можно сказать, что по количеству СМИ страны СНГ опережают другие государства, чего нельзя сказать об их качестве – по оснащению современными информационными технологиями, по обработке информации и ее защите СМИ стран СНГ, безусловно, уступают мировым средствам массовой информации. Функционирование и взаимодействие этих СМИ позволяет определить форму, характер и направленность их информации.

В целом для обеспечения информационной безопасности и формирования устойчивого к вызовам информационного пространства необходимы следующие шаги.
Первое – формирование единого информационно-коммуникационного пространства СНГ как части мирового информационного пространства, полноправное участие в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов.
Второе – становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
Третье – создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах.
Четвертое – возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства.

Пятое – повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и соответственно повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда.
Шестое – создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.
Однако все эти понятные и необходимые шаги вступают в противоречие с существующими реалиями.

К сожалению, во многих странах СНГ система СМИ выступает в качестве механизма обслуживания конъюнктурных интересов власти и бизнеса, существуют значительные возможности их влияния на СМИ, отсутствуют методы регулирования уровня концентрации и монополизации СМИ, не разработана система защиты интересов региональных рынков массовой информации. Актуальными остаются вопросы совершенствования национальных законодательств в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.
Таким образом, наличие благоприятной атмосферы на информационном пространстве СНГ зависит от четкого обеспечения информационной безопасности. В данном процессе активное участие должны принимать все страны содружества и региона, всесторонне рассматривая вопросы, касающиеся обеспечения информационной безопасности, и создавая с учетом прошлого опыта усовершенствованную нормативно-правовую базу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: