Интернет под контроль

Угрозы в информационной сфере тесно переплетаются с информационной безопасностью. Развитие мирового сообщества наглядно демонстрирует, что в важнейшим фактором, определяющим развитие современного общества, является бурное внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы современной жизни. Наиболее важным ресурсом, оказывающим все большее влияние на национальную безопасность, становится информация, циркулирующая в автоматизированных системах управления и связи. Данные системы являются неотъемлемым компонентом структуры управления государством, экономикой. Финансами и обществом. Они становятся основой управления жизнедеятельностью и жизнеобеспечением стран и континентов. В тоже время во все большей степени развертывается межгосударственная борьба за лидерство в информационной сфере. В международных отношениях давно в ходу такие понятия. Как «информационная война», «информационные войска», «информационное противоборство», «информационная операция». Возрастание роли и значения информационной составляющей в структуре военной безопасности и безопасности войск обусловлено общемировой тенденцией продвижения передовых стран к так называемому информационному обществу, где информация и информационные услуги будут основным фактором политического, экономического и социального развития. В этой связи способность государства эффективно использовать накопленные информационные ресурсы и технологии в интересах обороны становится важнейшим показателем его военной мощи.

Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».
Документ подписан в целях обеспечения информационной безопасности страны при использовании информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих осуществлять передачу информации через государственную границу, в том числе при использовании Интернета.
Согласно указу не допускается подключение к информационно-телекоммуникационным сетям, позволяющим осуществлять передачу информации через границу России, в том числе к Интернету, информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие гостайну, либо информации, обладателями которой являются государственные органы и которая содержит сведения, составляющие служебную тайну.
При необходимости подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена такое подключение производится только с использованием специально предназначенных средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств.
Эти средства должны пройти в установленном законодательством порядке сертификацию в ФСБ России и (или) получить подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.
Выполнение этого требования является обязательным для операторов информационных систем, владельцев информационно-телекоммуникационных сетей и (или) средств вычислительной техники.
Государственные органы в целях защиты общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях международного информационного обмена, используют только средства защиты информации, прошедшие в установленном законодательством РФ порядке сертификацию в ФСБ и (или) получившие подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.
Размещение технических средств, подключаемых к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена, в помещениях, предназначенных для ведения переговоров, в ходе которых обсуждаются вопросы, содержащие сведения, составляющие гостайну, осуществляется только при наличии сертификата, разрешающего эксплуатацию таких технических средств в указанных помещениях.
Федеральной службе охраны России поручается обеспечивать поддержание и развитие сегмента сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрации Президента РФ, аппаратам Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ и Генпрокуратуре РФ поручено осуществлять взаимодействие с сетью Интернет и представлять в нее информацию через сегмент сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов госвласти субъектов РФ, находящийся в ведении Федеральной службы охраны.


Определение понятия «Информационная война».

Само понятие «информационной войны» появилось в современной жизни сравнительно недавно, а в науке стало находить отражение в последнее десятилетие XX века. В 1992-1993 гг. тема войн в области информации возникла в западной литературе[3], а в 1994-1997 гг. — в отечественной[4]. ИВ в публицистике приобрела много эпитетов («война нового типа», «война XXI века»), что не прибавило ясности в понимании сущности этого явления. Попытки теоретического определения ИВ были более успешными в военной сфере, что привнесло некоторую односторонность по отношению к проблеме. Согласно принятому в этой среде определению, информационная война является системой действий типа «подрыв — защита» средств связи и дезорганизацией населения противника во время военных конфликтов[5]. Если же учесть, что воздействие информации через СМИ на индивидуума происходит ежедневно (а не только во время вооруженных конфликтов и не только на население противника, но и на внутреннюю аудиторию)- приходится отметить, что такое понятие ИВ оставляет вне сферы анализа гуманитарный аспект информационного воздействия. Поэтому одной из целей данной работы является уточнение понятия «информационной войны».
Изменения концепции современной войны происходят на фоне кардинальных геополитических сдвигов. В настоящее время вырабатываются концепции и подходы к пониманию природы процессов, происходящих в ходе информационного противоборства. Понятие информационной войны очень широкое, оно затрагивает разные отрасли, экономические, военные, культурные, управленческие – до прямых вторжений в информационное поле страны, например выведение из строя информационных систем, линий связи и так далее… Что же такое информационная война?

Информационную войну можно определить как способ организации мирового информационного пространства в своих интересах. Информационная война – это комплекс информационных операций, которые воздействуют на систему государственную, на руководство, что уже в мирное время приводило бы к тем решениям, которые хочет видеть противоборствующая сторона. (Пример проигранной информационной войны – это Югославия, Грузия, Украина, когда с помощью исключительно информационных операций меняется политический режим на проамериканский. Не нужно вводить сегодня в страну ни одного танка, достаточно овладеть информационными технологиями, используя в том числе средства массовой информации).

Информационная война — комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов, а также защита от подобных воздействий.

  • В информационной войне не задействуются психотропные препараты, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.
  • Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия "удостаиваются" лица, от которых зависит принятие решений по,интересующим противоборствующую сторону, вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дипломатические представители, главы воинских формирований и т.п.

Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.

  • Информационное воздействие может осуществляется как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.
  • Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войною и отличает её от обычной рекламы.
  • Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен.
  • Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающееся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

Позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, пораженческое настроение, и, в перспективе, переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести "прелестные письма", в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.

Информационная войнаоткрытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия различных систем друг на друга с целью получения определённого выигрыша в материальной сфере. Под информационным воздействием, в свою очередь, понимается такое воздействие, которое осуществляется с применением информационных орудий, т. е. таких средств, которые позволяют осуществлять с передаваемой, обрабатываемой, создаваемой, уничтожаемой и воспринимаемой информацией задуманные действия. Информационная война — это целенаправленное обучение врага тому, как эффективно избавляться от своей собственной защиты. Можно сказать, что информационная война является составной частью любой другой войны, и, в первую очередь, холодной войны́. Раньше такие методы информационного воздействия на живую силу врага называли просто «пропагандой», однако с изменением масштабов охвата целевой аудитории, когда ведётся централизованная обработка всего населения каких-либо государств, можно говорить именно о войне. Одним из эффективнейших средств информационной войны является манипуляция общественным мнением.

В применении к Российской Федерации можно ясно видеть, что информационная война ведётся именно против всего коренного населения страны, когда горстка инородческого элемента захватила все средства массовой информации общегосударственного масштаба. В рамках такой войны размываются все традиционные ценности всех народов России, в первую очередь Русского народа, насаждается антинациональный и в принципе античеловеческий образ поведения и мышления.


Сегодня много говорится об «информационной войне». Однако вряд ли кто сможет точно ответить, что это такое. Более того, даже специалисты не смогут ответить на вопрос о том, когда же все-таки родилось само словосочетание «информационная война», когда впервые был поставлен вопрос о том, чтобы рассматривать информацию в качестве оружия? Далее, если выяснить эту информацию и дать ответы на поставленные вопросы, то, несомненно, сразу встанет целый ряд подобных вопросов, например, что есть информационная война? Какими средствами она ведется и, что ставится целью этой войны? Считать ли нападения хакеров военными действиями, если да, то какие средства ответа будут адекватными?
Первоначально некто Томас Рона использовал термин «информационная война» в отчете, подготовленным им в 1976 году для компании Boeing, и названный «Системы оружия и информационная война». Т. Рона указал, что информационная инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики. В то же самое время, она становится и уязвимой целью как в военное, так и в мирное время. Этот отчет и можно считать первым упоминанием термина «информационная война».
Публикация отчета Т.Рона послужила началом активной кампании в средствах массовой информации. Сама постановка проблемы весьма заинтересовала американских военных, которым свойственно заниматься «секретными материалами». Военно-воздушные силы США начали активно обсуждать этот предмет уже с 1980 года. К тому времени было достигнуто единое понимание того, что информация может быть как целью, так и оружием.

В связи с появлением новых задач после окончания «холодной войны» термин «информационная война» был введен в документы Министерства обороны США. Он стало активно упоминаться в прессе после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 году, где новые информационные технологии впервые были использованы как средство ведения боевых действий. Официально же этот термин впервые введен в директиве министра обороны США DODD 3600 от 21 декабря 1992 года.

Спустя несколько лет, в феврале 1996 года, Министерство обороны США ввело в действие «Доктрину борьбы с системами контроля и управления». Эта публикация излагала принципы борьбы с системами контроля и управления как применение информационной войны в военных действиях. Публикация определяет борьбу с системами контроля и управления как: «объединенное использование приемов и методов безопасности, военного обмана, психологических операций, радиоэлектронной борьбы и физического разрушения объектов системы управления, поддержанных разведкой, для недопущения сбора информации, оказания влияния или уничтожения способностей противника по контролю и управлению над полем боя, при одновременной защите своих сил и сил союзников, а также препятствование противнику делать тоже самое». В этом документе была определена организационная структура, порядок планирования, обучения и управления ходом операции. Наиболее важным является то, что эта публикация определила понятие и доктрину войны с системами контроля и управления. Это было впервые, когда Министерство обороны США, определил возможности и доктрину информационной войны.

В конце 1996 г. Роберт Банкер, эксперт Пентагона, на одном из симпозиумов представил доклад, посвященный новой военной доктрине вооруженных сил США XXI столетия (концепции «Force XXI»). В ее основу было положено разделение всего театра военных действий на две составляющих - традиционное пространство и киберпространство, причем последнее имеет даже более важное значение. Р. Банкер предложил доктрину «киберманевра», которая должна явиться естественным дополнением традиционных военных концепций, преследующих цель нейтрализации или подавления вооруженных сил противника.
Таким образом, в число сфер ведения боевых действий, помимо земли, моря, воздуха и космоса теперь включается и инфосфера. Как подчеркивают военные эксперты, основными объектами поражения в новых войнах будут информационная инфраструктура и психика противника (появился даже термин «human network»).
В октябре 1998 года, Министерство обороны США вводит в действие «Объединенную доктрину информационных операций». Первоначально эта публикация называлась «Объединенная доктрина информационной войны». Позже она была переименована в «Объединенную доктрину информационных операций». Причина изменения состояла в том, чтобы разъяснить отношения понятий информационных операций и информационной войны. Они были определены, следующим образом:

информационная операция:действия, предпринимаемые с целью затруднить сбор, обработку передачу и хранение информации информационными системами противника при защите собственной информации и информационных систем;

информационная война:комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника.

Как указывают американские военные эксперты, информационная война состоит из действий, предпринимаемых с целью достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры.
Информационное превосходство определяется как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое. Оно может быть также определено и как способность назначить и поддерживать такой темп проведения операции, который превосходит любой возможный темп противника, позволяя доминировать во все время ее проведения, оставаясь непредсказуемым, и действовать, опережая противника в его ответных акциях.

Информационное превосходство позволяет иметь реальное представление о боевой обстановке и дает интерактивную и высокоточную картину действий противника и своих войск в реальном масштабе времени. Информационное превосходство является инструмен­том, позволяющим командованию в решающих операциях применять широко рассредоточенные построения разнородных сил, обеспечивать защиту войск и ввод в сражение группировок, состав которых в макси­мальной степени соответствует задачам, а также осуществлять гибкое и целенаправленное материально-техническое обеспечение.

Информационное противоборство осуществляется путем проведения мероприятий направленных против систем управления и принятия решений (Command &Control Warfare, C2W), а также против компьютерных и информационных сетей и систем (Computer Network Attack, CNA).
Деструктивное воздействие на системы управления и принятия решений достигается путем проведения психологических операций (Psychological Operations, PSYOP), направленных против персонала и лиц, принимающих решения и оказывающих влияние на их моральную устойчивость, эмоции и мотивы принятия решений; выполнения мероприятий по оперативной и стратегической маскировке (OPSEC), дезинформации и физическому разрушению объектов инфраструктуры.

Основные подходы к ведению информационной войны
Пару лет назад Центральное разведывательное управление (ЦРУ) упоминало только Россию и Китай в качестве основных источников угрозы из киберпространства. Сегодня американские эксперты отмечают, что уже более 20 стран планируют и осуществляют различные виды информационных операций, направленных против Соединенных Штатов. ЦРУ отмечает, что ряд противостоящих США государств, включают информационную войну как часть их новых военных доктрин.
Рассекреченная оценка угрозы, проведенная Военно-морским флотом США, выделяет Россию, Китай, Индию и Кубу в качестве стран, которые открыто подтвердили политику подготовки к информационной войне, и которые быстро развивают их способности в этом направлении. Северная Корея, Ливия, Иран, Ирак и Сирия по сообщениям имеют некоторую способность к движению в этом направлении, а Франция, Япония и Германия уже весьма активны в этой области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: