double arrow

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

2

Принцип органической связи физического воспитания с подготовкой человека к производственной деятельности и защите своей страны от различных факторов опасности наиболее конкретно реализуется в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП).

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях происходит возрастание объема и сложности задач, связанных с решением проблем гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.

Важную роль в решении задач, стоящих перед МЧС России, играет личный состав Государственной противопожарной службы (ГПС).

Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России представляет собой процесс решения многообразных, сложных и разноплановых задач обеспечения пожарной безопасности. Важным средством совершенствования этой деятельности является физическая культура. Достижение высокого уровня профессиональной и физической подготовленности обучающихся в ВУЗах ГПС МЧС России является существенным условием качественной подготовки выпускников данных ВУЗов как профессионалов, компетентных сотрудников ГПС, способных с высокой степенью надежности выполнять возложенные на них обязанности.

Дальнейшее развитие промышленности, культуры, науки и военного искусства способствует дальнейшему развитию физической культуры и повышению ее роли в жизни общества.

Деятельность специалистов ГПС является общественно значимой и востребованной в жизни любого государства. От качества подготовки курсантов - будущих специалистов ГПС в существенной степени зависит успешность их профессиональной деятельности. ППФП в процессе подготовки данных специалистов играет важную роль. Об основных теоретических и практических аспектах ППФП и пойдет речь в данной лекции.

Результативность профессионального труда, его эффективность и качество зависит от большого количества факторов, существенное место среди которых занимает специальная физическая подготовленность. Она приобретается в результате систематических занятий физическими упражнениями, которые вырабатывают специальные качества, обеспечивающие адекватность физиологических реакций организма на профессиональные нагрузки - физические и нервно-психические. Поэтому процесс физического воспитания должен иметь специальную направленность, осуществляемую с учетом особенностей профессиональной деятельности занимающихся. Именно эту функцию и выполняет ППФП, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс обеспечения специальной физической подготовленности к избранной профессии.

В процессе ППФП развиваются и формируются такие физические качества и двигательные навыки, которые непосредственно или опосредованно определяют профессиональную дееспособность. Это осуществляется на основе прочной базы общефизической подготовленности. Таким образом, ППФП представляет собой одну из форм физической культуры, обеспечивающую подготовку к овладению какой-либо профессией и дальнейшее успешное осуществление профессиональной деятельности. В этом случае средства, формы и методы физической культуры выполняют одну из исторически сложившихся своих социально значимых функций - обеспечения подготовки человека к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Цель такой подготовки заключается в обеспечении физической готовности к профессиональной деятельности, а достигается она в процессе физической подготовки (ФП), которая характеризуется как целенаправленный процесс физического совершенствования курсантов (сотрудников), осуществляемый с учетом особенностей их учебно-познавательной (служебно-профессиональной) деятельности.

ФП по сущности своей является конкретным видом ППФП. Поэтому в практике часто говорят о ФП космонавтов, летчиков, пожарных, водолазов, геологов и т.п. Чем шире представлен двигательный компонент в структуре профессиональной деятельности, тем более важную роль в обеспечении ее успешности играет ФП.

Необходимость дальнейшего развития прикладной направленности ФП и ее органичное внедрение в структуру профессионального образования и профессионального труда определяется следующими факторами, положениями:

- быстрота и прочность овладения профессиональными приемами и действиями зависят от функциональных возможностей организма, от уровня развития двигательных способностей, разнообразия и устойчивости приобретенных специалистом двигательных навыков и умений;

- эффективность профессиональной деятельности всегда определяется физическими кондициями человека, в зависимости от соотношения в ней долей умственного и физического компонентов ФП, оказывает непосредственное влияние на профессиональный труд или опосредованное какими-либо другими факторами (работоспособностью, состоянием здоровья вообще или отдельных функциональных систем организма в частности, психическими качествами и т.п.);

- ФП создает условия для формирования у человека резистентности (устойчивости) к неблагоприятному воздействию ряда факторов профессиональной деятельности за счет формирования необходимого уровня развития специальных качеств (свойств организма, обеспечивающих его устойчивость к воздействию подобных факторов).

Чтобы выявить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе и физической подготовленности специалистов, необходима серьезная научно-исследовательская профессиографическая работа.

Профессиография объединяет совокупность методов (методик) различных наук, с помощью которых описывается трудовая деятельность человека. Результатом профессиографических исследований является профессиограмма. Представляется, что профессиограмма, создаваемая в целях совершенствования процесса ФП, может включать следующие разделы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: