Психолого-педагогические требования.
Психологические и психофизиологические факторы.
Медико-биологические аспекты.
Общая характеристика процесса.
Профессиограмма, составленная в интересах совершенствования ФП, должна иметь направленность на выявление в каждом из ее разделов именно тех компонентов (способностей, качеств, свойств и т.п.), которые можно эффективно развивать средствами ФП. На этой основе формулируются специальные задачи, которые необходимо решать в процессе ФП:
- формирование достаточных по структуре и прочности двигательных навыков, умений и физкультурно-образовательных знаний, способствующих более качественному освоению избранной профессии;
- преимущественное развитие профессионально важных физических и специальных качеств, обеспечивающих устойчивость повышенной на этой основе умственной и физической работоспособности;
- повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных факторов профессиональной деятельности, содействие увеличению адаптационных возможностей организма.
|
|
Средства, направленность и методические основы организации ФП, позволяющей решать эти задачи рассмотрим в рамках второго учебного вопроса.
Процесс физического воспитания, а тем более одна из его специфических форм – ФП, осуществляется в общей структуре образования ВУЗа. Он протекает в тесном взаимодействии с другими учебными дисциплинами и, более того, направлен на ускорение овладением профессиональными навыками и умениями, эффективной их реализацией в практической деятельности. И вместе с тем, ФП существует в виде относительно самостоятельной системы, решающей общие и специальные задачи физического совершенствования специалиста той или иной области человеческой деятельности.
Система ФП представляется как упорядоченная в соответствии с требованиями служебно-боевой деятельности совокупность компонентов, необходимых для обеспечения физической готовности специалиста к профессиональной деятельности. В этой системе все необходимые компоненты объединены в три подсистемы, которые расположены на различных субординарных уровнях.
Основу, ядро системы ФП составляет подсистема атрибутов физической тренировки, которая включает такие компоненты как средства, формы и методы, используемые в процессе физического совершенствования.
На более высоком уровне находится подсистема управления, которая приводит в действие, упорядочивает функционирование подсистемы физической тренировки. Поэтому основными компонентами подсистемы управления предстают: руководство; организация; обеспечение. Именно они придают подсистеме атрибутов физической тренировки определенный динамизм и результативность. Условно можно назвать подсистему атрибутов физической тренировки первым уровнем системы ФП, подсистему управления - вторым.
|
|
Подсистема культурно-исторического опыта являет собой третий уровень системы ФП и определяет методологические аспекты ее структуры, функционирования и перспективы дальнейшего совершенствования. Эта подсистема формирует стратегию поведения всей системы ФП и по иерархии стоит выше двух предыдущих. Она включает такие компоненты как:
-культурные ценности (материальные и духовные);
-основные черты системы;
-теоретические основы ФП;
-принципы ФП.
Первые три аспекта, с одной стороны, в общем-то, понятны и не требуют особых комментариев, а с другой, представляют профессиональный интерес для специалистов ФП, имеющих соответствующее образование.
Для занимающихся физическими упражнениями большое значение имеет знание общих принципов ФП и умение реализовать их в практике физической тренировки.
Принципы - это правила, регламентирующие какую-либо деятельность; они формируются на основе знания закономерностей функционирования человеческого организма и помогают командирам, преподавателям и самим занимающимся грамотно организовывать и проводить различные мероприятия по ФП.
Обычно выделяют пять общих принципов, которыми руководствуются не только при непосредственном проведении физических упражнений в различных формах ФП, но и при ее организации и обеспечении: прикладность; комплексность; систематичность; оптимальность конкретность.
В русле нашей темы особо следует сказать о принципе прикладности ФП. Его сущность тесно связана с решением основной функции ФП - готовить личный состав к успешному овладению учебной программой ВУЗа и обеспечить эффективную служебно-профессиональную деятельность сотрудников ГПС.
Принцип прикладности требует, чтобы в процессе ФП преимущественное внимание уделялось развитию и совершенствованию тех качеств, навыков, умений и свойств курсантов (сотрудников), которые имеют наибольшее практическое значение для успешности их обучения и эффективных профессиональных действий. Отсюда вытекает и основное требование к направленности физического совершенствования личного состава: при выборе средств, методов и форм для решения какой-либо задачи ФП, следует отдавать предпочтение тем из них, которые имеют большее прикладное значение.
В системе ФП личного состава реализация принципа прикладности достигается:
а) в процессе обучения обучающихся - преимущественно формировать и совершенствовать те знания, навыки и умения, которые нужны в реальной профессиональной деятельности; более широким применением в ходе занятий и тренировок по ФП и спорту, на спортивных соревнованиях прикладных видов спорта, служебно-профессиональных приемов и действий;
б) в процессе развития физических, специальных качеств- акцентированием внимания на совершенствовании особо важных качеств (физических и специальных); улучшении деятельности тех функциональных систем организма и антропометрических показателей курсантов (сотрудников), которые в большей степени обеспечивают успех в учебной (служебно-профессиональной) деятельности;
в) в процессе воспитания обучающихся - созданием конкретных педагогических ситуаций, максимально приближенных к учебно-познавательной и служебно-профессиональной деятельности требующих конкретных психических и моральных качеств.
Содержание, характер и условия образовательной и служебно-профессиональной деятельности различных специалистов ГПС существенно различаются. Поэтому и требования к физическому состоянию личного состава неодинаковы. Специфические требования диктуют необходимость специализации всех элементов системы ФП, т.е. ее специальной направленности - наиболее существенного проявления прикладности ФП.
|
|
Применительно к подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России прикладная физическая подготовка может включать пожарно-прикладные упражнения и соревнования, специальную гимнастику, Учебные и служебные физкультурные паузы, поддерживающие упражнения и др. Её содержание, последовательность и порядок проведения упражнений определяются особенностями процесса обучения, подготовки, службы, дежурств и т.д.
Сущность специальной направленности ФП состоит в наиболее эффективном использовании всех элементов системы ФП в рамках конкретных условий учебной или служебно-профессиональной деятельности с целью обеспечения на базе разносторонней физической подготовленности преимущественного развития и совершенствования тех качеств, навыков и свойств, которые составляют основу профессионального мастерства специалиста ГПС.
Профессиональная подготовка специалистов ГПС (ее содержание и уровень) определяется «Квалификационными характеристиками выпускников образовательных учреждений ГПС МЧС России». Выпускники университета ГПС должны знать:
организацию боевой и служебной, в том числе физической, подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны;
уметь: проводить занятия с личным составом в системе боевой и служебной подготовки (в т.ч. и по физической); владеть строевыми приемами, необходимым уровнем физической подготовленности.
В приказе начальника ГУ ГПС № 38 от 30.06.97г. отмечаются наиболее профессионально важные физические, психические и специальные качества, а также приводятся методики их диагностики. В частности, говорится о необходимости развития вестибулярной устойчивости, чтобы успешно действовать в условиях загазованности и сильной задымленности горящих объектов. В целях поддержания высокой эффективности и надежности пожарные должны обладать высоким уровнем физической работоспособности.
|
|
Именно решению этих и подобных им задач должна быть подчинена специальная ФП, которая реализуется:
НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ - рациональным распределением учебного времени по разделам ФП и целесообразной последовательностью их прохождения, преимущественным использованием физических упражнений для формирования и развития, наиболее важных служебно-прикладных двигательных навыков, физических и специальных качеств;
НА УТРЕННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКЕ – преимущественным применением вариантов зарядки и физических упражнений для формирования и развития, наиболее важных служебно-прикладных двигательных навыков, физических и специальных качеств;
В СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЕ – использованием наиболее важных служебно-прикладных видов спорта и упражнений.
В процессе выполнения физических упражнений (с учетом принципа прикладности) достигается специфический и неспецифический результат системы ФП. Под воздействием систематических физических тренировок, в организме занимающихся происходит адаптация к различным физическим нагрузкам и постепенно они приобретают новое интегральное качество (формирование знаний, умений и навыков, улучшение физического состояния и т.п.). Благодаря явлению переноса, которое понимается как положительное влияние занятий физическими упражнениями на различные показатели учебной и служебно-профессиональной деятельности, осуществляется повышение их эффективности. Полученные знания, сформированные умения и навыки, развитые физические, психические и специальные качества переносятся на конкретную профессиональную деятельность. Таков в общих чертах механизм положительного влияния ФП на эффективность учебной и служебно-профессиональной деятельности сотрудников ГПС.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ «НАСТАВЛЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ГПС»
Наставление по физической подготовке сотрудников ГПС МЧС (НФП) введено в действие приказом МЧС № 153 от 30 марта 2011 года и определяет содержание и организацию процесса физического совершенствования в подразделениях ГПС МЧС.
По структуре НФП имеет 12 глав и 5 приложений.
В 1-й главе отражены общие положения,
во 2-й – общие и специальные задачи,
в 3-й – организационно-методические указания,
в 4-й – планирование, учет и отчетность,
в 5-й – формы ФП,
в 6-й – физкультурно-спортивная работа,
в 7-й – прикладная гимнастика,
в 8-й – легкая атлетика,
в 9-й – контрольные комплексные упражнения,
в 10-й – лыжная подготовка,
в 11-й – плавание и переправы вплавь,
в 12-й – оценка физической подготовки.
Приложения отражают следующие документы:
1- описание формы одежды для ФП,
2- примерный учебный план по ФП,
3-сводный протокол сдачи нормативов по ФП,
4-нормативы по общим упражнениям для рядового и начальствующего состава,
5- нормативы по ФП для абитуриентов.
Далее описано краткое изложение некоторых глав с акцентом на основные понятия. Так, например,
в главе 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ указано:
предназначение данного наставления;
место ФП в системе профессиональной подготовки;
определение ответственности руководителей за уровень физической подготовленности и качество организации процесса Физической подготовки;
определение ответственности по решению задач развития, в т.ч. планирования Физической подготовки и служебно-прикладных видов спорта.
в главе 2. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
даны следующие определения:
Общими задачами физической подготовки сотрудников являются:
- развитие и постоянное совершенствование физических качеств: быстроты, силы, ловкости и выносливости;
- воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности;
- вовлечение личного состава в регулярные занятия физической подготовкой, повышение их мастерства в служебно-прикладных видах спорта;
- активное внедрение разнообразных форм занятий физическими упражнениями в режиме работы, учебы и отдыха;
- овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Специальными задачами физической подготовки личного состава являются:
- овладение и совершенствование навыков выполнения приемов, в т.ч. после значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным;
- преодоление различных препятствий;
- преодоление полос препятствий и подъем по штурмовой лестнице;
- развитие общей и скоростной выносливости, ловкости, пространственной ориентации;
- воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных ситуациях;
Содержание физической подготовки составляют физические упражнения, теоретические знания, методические умения и навыки.
Основным средством физической подготовки являются физические упражнения, применение которых должно сочетаться с соблюдением гигиенических требований.
Физическая подготовка организуется и проводится в следующих формах: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе служебной деятельности, спортивно-массовые мероприятия, самостоятельные занятия.
в главе 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
перечислены:
обязанности личного состава по регулярному посещению занятий по ФП;
распределение сотрудников согласно ежегодному медицинскому освидетельствованию по возрастным группам (гр. ЛФК);
порядок организации ФП в отделах и подразделениях МЧС ГПС России (количество часов, форма одежды);
меры по предупреждению травматизма.
в главе 4. ПЛАНИРОВАНИЕ
описаны:
задачи планирования с учётом деятельности личного состава;
содержание ФП в планах территориальных органов, учебных заведений МЧС России в которых предусматривается:
- учебно-тренировочные сборы инструкторов, команд, проведение соревнований;
- мероприятия по контролю, помощи и совершенствованию работы, созданию и совершенствованию материальной базы;
- расходы на проведение мероприятий по ФП и спорту;
- вопросы агитации.
Перечень документов по учёту ФП:
- учебный план на год (приложение №2);
- расписание занятий;
- поурочный план;
- план массовых физкультурно-спортивных мероприятий;
- протоколы соревнований, сдачи нормативов (приложение №3),
- журналы учета занятий.
Дополнительно учитывается: количество инструкторов (тренеров), спортсменов, результаты конкурсов, соревнований, рекорды.
Перечень основных вопросов отчетности лиц ответственных за физическую подготовку и спорт: организационные мероприятия; учебно-методическая работа; материально-техническое обеспечение; состояние работы по физической подготовке, служебно-прикладным видам спорта; выводы и предложения по совершенствованию физической подготовки личного состава.
В главе 5. ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЧС РОССИИ, УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ даётся
определение форм физической подготовки, её направленность, порядок проведения утренней физической зарядки, учебных занятий, спортивно-массовых мероприятий, секционных мероприятий по видам спорта.
Учебные занятия являются основной формой физической подготовки и организуются в виде теоретических, практических, методических и показных занятий.
Практические занятия проводятся в составе группы численностью до 15 человек по разделам физической подготовки и комплексно. Практические занятия должны иметь учебно-тренировочную направленность, обеспечивать освоение программного материала и проводиться по следующему примерному плану: