ФП - важное средство повышения эффективности профессионального обучения и профессиональной деятельности сотрудников ГПС

Психолого-педагогические требования.

Психологические и психофизиологические факторы.

Медико-биологические аспекты.

Общая характеристика процесса.

Профессиограмма, составленная в интересах совершенствования ФП, должна иметь направленность на выявление в каждом из ее разделов именно тех компонентов (способностей, качеств, свойств и т.п.), которые можно эффективно развивать средствами ФП. На этой основе формулируются специальные задачи, которые необходимо решать в процессе ФП:

- формирование достаточных по структуре и прочности двигательных навыков, умений и физкультурно-образовательных знаний, способствующих более качественному освоению избранной профессии;

- преимущественное развитие профессионально важных физических и специальных качеств, обеспечивающих устойчивость повышенной на этой основе умственной и физической работоспособности;

- повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных факторов профессиональной деятельности, содействие увеличению адаптационных возможностей организма.

Средства, направленность и методические основы организации ФП, позволяющей решать эти задачи рассмотрим в рамках второго учебного вопроса.

Процесс физического воспитания, а тем более одна из его специфических форм – ФП, осуществляется в общей структуре образования ВУЗа. Он протекает в тесном взаимодействии с другими учебными дисциплинами и, более того, направлен на ускорение овладением профессиональными навыками и умениями, эффективной их реализацией в практической деятельности. И вместе с тем, ФП существует в виде относительно самостоятельной системы, решающей общие и специальные задачи физического совершенствования специалиста той или иной области человеческой деятельности.

Система ФП представляется как упорядоченная в соответствии с требованиями служебно-боевой деятельности совокупность компонентов, необходимых для обеспечения физической готовности специалиста к профессиональной деятельности. В этой системе все необходимые компоненты объединены в три подсистемы, которые расположены на различных субординарных уровнях.

Основу, ядро системы ФП составляет подсистема атрибутов физической тренировки, которая включает такие компоненты как средства, формы и методы, используемые в процессе физического совершенствования.

На более высоком уровне находится подсистема управления, которая приводит в действие, упорядочивает функционирование подсистемы физической тренировки. Поэтому основными компонентами подсистемы управления предстают: руководство; организация; обеспечение. Именно они придают подсистеме атрибутов физической тренировки определенный динамизм и результативность. Условно можно назвать подсистему атрибутов физической тренировки первым уровнем системы ФП, подсистему управления - вторым.

Подсистема культурно-исторического опыта являет собой третий уровень системы ФП и определяет методологические аспекты ее структуры, функционирования и перспективы дальнейшего совершенствования. Эта подсистема формирует стратегию поведения всей системы ФП и по иерархии стоит выше двух предыдущих. Она включает такие компоненты как:

-культурные ценности (материальные и духовные);

-основные черты системы;

-теоретические основы ФП;

-принципы ФП.

Первые три аспекта, с одной стороны, в общем-то, понятны и не требуют особых комментариев, а с другой, представляют профессиональный интерес для специалистов ФП, имеющих соответствующее образование.

Для занимающихся физическими упражнениями большое значение имеет знание общих принципов ФП и умение реализовать их в практике физической тренировки.

Принципы - это правила, регламентирующие какую-либо деятельность; они формируются на основе знания закономерностей функционирования человеческого организма и помогают командирам, преподавателям и самим занимающимся грамотно организовывать и проводить различные мероприятия по ФП.

Обычно выделяют пять общих принципов, которыми руководствуются не только при непосредственном проведении физических упражнений в различных формах ФП, но и при ее организации и обеспечении: прикладность; комплексность; систематичность; оптимальность конкретность.

В русле нашей темы особо следует сказать о принципе прикладности ФП. Его сущность тесно связана с решением основной функции ФП - готовить личный состав к успешному овладению учебной программой ВУЗа и обеспечить эффективную служебно-профессиональную деятельность сотрудников ГПС.

Принцип прикладности требует, чтобы в процессе ФП преимущественное внимание уделялось развитию и совершенствованию тех качеств, навыков, умений и свойств курсантов (сотрудников), которые имеют наибольшее практическое значение для успешности их обучения и эффективных профессиональных действий. Отсюда вытекает и основное требование к направленности физического совершенствования личного состава: при выборе средств, методов и форм для решения какой-либо задачи ФП, следует отдавать предпочтение тем из них, которые имеют большее прикладное значение.

В системе ФП личного состава реализация принципа прикладности достигается:

а) в процессе обучения обучающихся - преимущественно формировать и совершенствовать те знания, навыки и умения, которые нужны в реальной профессиональной деятельности; более широким применением в ходе занятий и тренировок по ФП и спорту, на спортивных соревнованиях прикладных видов спорта, служебно-профессиональных приемов и действий;

б) в процессе развития физических, специальных качеств- акцентированием внимания на совершенствовании особо важных качеств (физических и специальных); улучшении деятельности тех функциональных систем организма и антропометрических показателей курсантов (сотрудников), которые в большей степени обеспечивают успех в учебной (служебно-профессиональной) деятельности;

в) в процессе воспитания обучающихся - созданием конкретных педагогических ситуаций, максимально приближенных к учебно-познавательной и служебно-профессиональной деятельности требующих конкретных психических и моральных качеств.

Содержание, характер и условия образовательной и служебно-профессиональной деятельности различных специалистов ГПС существенно различаются. Поэтому и требования к физическому состоянию личного состава неодинаковы. Специфические требования диктуют необходимость специализации всех элементов системы ФП, т.е. ее специальной направленности - наиболее существенного проявления прикладности ФП.

Применительно к подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России прикладная физическая подготовка может включать пожарно-прикладные упражнения и соревнования, специальную гимнастику, Учебные и служебные физкультурные паузы, поддерживающие упражнения и др. Её содержание, последовательность и порядок проведения упражнений определяются особенностями процесса обучения, подготовки, службы, дежурств и т.д.

Сущность специальной направленности ФП состоит в наиболее эффективном использовании всех элементов системы ФП в рамках конкретных условий учебной или служебно-профессиональной деятельности с целью обеспечения на базе разносторонней физической подготовленности преимущественного развития и совершенствования тех качеств, навыков и свойств, которые составляют основу профессионального мастерства специалиста ГПС.

Профессиональная подготовка специалистов ГПС (ее содержание и уровень) определяется «Квалификационными характеристиками выпускников образовательных учреждений ГПС МЧС России». Выпускники университета ГПС должны знать:

организацию боевой и служебной, в том числе физической, подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны;

уметь: проводить занятия с личным составом в системе боевой и служебной подготовки (в т.ч. и по физической); владеть строевыми приемами, необходимым уровнем физической подготовленности.

В приказе начальника ГУ ГПС № 38 от 30.06.97г. отмечаются наиболее профессионально важные физические, психические и специальные качества, а также приводятся методики их диагностики. В частности, говорится о необходимости развития вестибулярной устойчивости, чтобы успешно действовать в условиях загазованности и сильной задымленности горящих объектов. В целях поддержания высокой эффективности и надежности пожарные должны обладать высоким уровнем физической работоспособности.

Именно решению этих и подобных им задач должна быть подчинена специальная ФП, которая реализуется:

НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ - рациональным распределением учебного времени по разделам ФП и целесообразной последовательностью их прохождения, преимущественным использованием физических упражнений для формирования и развития, наиболее важных служебно-прикладных двигательных навыков, физических и специальных качеств;

НА УТРЕННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКЕ – преимущественным применением вариантов зарядки и физических упражнений для формирования и развития, наиболее важных служебно-прикладных двигательных навыков, физических и специальных качеств;

В СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЕ – использованием наиболее важных служебно-прикладных видов спорта и упражнений.

В процессе выполнения физических упражнений (с учетом принципа прикладности) достигается специфический и неспецифический результат системы ФП. Под воздействием систематических физических тренировок, в организме занимающихся происходит адаптация к различным физическим нагрузкам и постепенно они приобретают новое интегральное качество (формирование знаний, умений и навыков, улучшение физического состояния и т.п.). Благодаря явлению переноса, которое понимается как положительное влияние занятий физическими упражнениями на различные показатели учебной и служебно-профессиональной деятельности, осуществляется повышение их эффективности. Полученные знания, сформированные умения и навыки, развитые физические, психические и специальные качества переносятся на конкретную профессиональную деятельность. Таков в общих чертах механизм положительного влияния ФП на эффективность учебной и служебно-профессиональной деятельности сотрудников ГПС.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ «НАСТАВЛЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ГПС»

Наставление по физической подготовке сотрудников ГПС МЧС (НФП) введено в действие приказом МЧС № 153 от 30 марта 2011 года и определяет содержание и организацию процесса физического совершенствования в подразделениях ГПС МЧС.

По структуре НФП имеет 12 глав и 5 приложений.

В 1-й главе отражены общие положения,

во 2-й – общие и специальные задачи,

в 3-й – организационно-методические указания,

в 4-й – планирование, учет и отчетность,

в 5-й – формы ФП,

в 6-й – физкультурно-спортивная работа,

в 7-й – прикладная гимнастика,

в 8-й – легкая атлетика,

в 9-й – контрольные комплексные упражнения,

в 10-й – лыжная подготовка,

в 11-й – плавание и переправы вплавь,

в 12-й – оценка физической подготовки.

Приложения отражают следующие документы:

1- описание формы одежды для ФП,

2- примерный учебный план по ФП,

3-сводный протокол сдачи нормативов по ФП,

4-нормативы по общим упражнениям для рядового и начальствующего состава,

5- нормативы по ФП для абитуриентов.

Далее описано краткое изложение некоторых глав с акцентом на основные понятия. Так, например,

в главе 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ указано:

предназначение данного наставления;

место ФП в системе профессиональной подготовки;

определение ответственности руководителей за уровень физической подготовленности и качество организации процесса Физической подготовки;

определение ответственности по решению задач развития, в т.ч. планирования Физической подготовки и служебно-прикладных видов спорта.

в главе 2. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

даны следующие определения:

Общими задачами физической подготовки сотрудников являются:

- развитие и постоянное совершенствование физических качеств: быстроты, силы, ловкости и выносливости;

- воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчи­вости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности;

- вовлечение личного состава в регулярные занятия физической под­готовкой, повышение их мастерства в служебно-прикладных видах спорта;

- активное внедрение разнообразных форм занятий физическими упражнениями в режиме работы, учебы и отдыха;

- овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самос­тоятельных занятий физическими упражнениями.

Специальными задачами физической подготовки личного состава являются:

- овладение и совершенствование навыков выполнения приемов, в т.ч. после значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным;

- преодоление различных препятствий;

- преодоление полос препятствий и подъем по штурмовой лестнице;

- развитие общей и скоростной выносливости, ловкости, прост­ранственной ориентации;

- воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных ситуациях;

Содержание физической подготовки составляют физические упражнения, теоретические знания, методические умения и навыки.

Основным средством физической подготовки являются физические упражнения, применение которых должно сочетаться с соблюдением гигиенических требований.

Физическая подготовка организуется и проводится в следу­ющих формах: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физи­ческая тренировка в процессе служебной деятельности, спортив­но-массовые мероприятия, самостоятельные занятия.

в главе 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

перечислены:

обязанности личного состава по регулярному посещению занятий по ФП;

распределение сотрудников согласно ежегодному медицинскому освидетельствованию по возрастным группам (гр. ЛФК);

порядок организации ФП в отделах и подразделениях МЧС ГПС России (количество часов, форма одежды);

меры по предупреждению травматизма.

в главе 4. ПЛАНИРОВАНИЕ

описаны:

задачи планирования с учётом деятельности личного состава;

содержание ФП в планах территориальных органов, учебных заведений МЧС России в которых предусматривается:

- учебно-тренировочные сборы инструкторов, команд, проведение соревнований;

- мероприятия по контролю, помощи и совершенствованию работы, созданию и совершенствованию материальной базы;

- расходы на проведение мероприятий по ФП и спорту;

- вопросы агитации.

Перечень документов по учёту ФП:

- учебный план на год (приложение №2);

- расписание занятий;

- поурочный план;

- план массовых физкультурно-спортивных мероприятий;

- протоколы соревнований, сдачи нормативов (приложение №3),

- журналы учета занятий.

Дополнительно учитывается: количество инструкторов (тренеров), спортсменов, результаты конкурсов, соревнований, рекорды.

Перечень основных вопросов отчетности лиц ответственных за физическую подготовку и спорт: организационные мероприятия; учебно-методическая работа; материально-техническое обеспечение; состояние работы по физической подготовке, служебно-прикладным видам спорта; выводы и предложения по совершенствованию физической подго­товки личного состава.

В главе 5. ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЧС РОССИИ, УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ даётся

определение форм физической подготовки, её направленность, порядок проведения утренней физической зарядки, учебных занятий, спортивно-массовых мероприятий, секционных мероприятий по видам спорта.

Учебные занятия являются основной формой физической под­готовки и организуются в виде теоретических, практических, мето­дических и показных занятий.

Практические занятия проводятся в составе группы числен­ностью до 15 человек по разделам физической подготовки и комп­лексно. Практические занятия должны иметь учебно-тренировочную направленность, обеспечивать освоение программного материала и проводиться по следующему примерному плану:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: