Схема 5 - Централизованные и децентрализованные финансы.
Государственными (публичными) централизованными финансами являются денежные средства, которыми непосредственно распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти денежные средства используются для удовлетворения общих нужд соответствующих территориальных образований: района, города, области, государства в це-
Государственные (публичные) финансы включают:
o федеральный бюджет;
o бюджеты субъектов Российской Федерации;
o местные бюджеты;
o внебюджетные фонды;
o фонды, образуемые посредством государственного и муниципального кредита.
В свою очередь государственные централизованные финансы (бюджеты) подразделяются:
o на общие бюджеты;
o бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.
К централизованным фондам денежных средств, относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта.
К ним относятся:
1) денежные средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства,
2) государственные внебюджетные фонды,
3) государственное страхование – имущественное и личное,
4) кредит (государственный и банковский).
В отношении централизованных фондов гос-во выступает полномочным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.
К децентрализованным фондам денежных средств относятся:
1) финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые за счет собственных ресурсов и бюджетных ассигнований (бюджетные ассигнования - средства федерального, региональных и местных бюджетов, направляемые на развитие РАЗВИТИЕ
- целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией; проц... экономики, управление УПРАВЛЕНИЕ
- сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов, на... государством ГОСУДАРСТВО
-1) в теории права - определенный способ организации общества, основной элемент политической сис..., регионом, финансирование ФИНАНСИРОВАНИЕ
- обеспечение денежными ресурсами текущих затрат и капитальных вложений; осуществляется за счет... социальной сферы, обороны страны, правоохранительных органов.
2) отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ)
Анализ государственных (публичных) централизованных и децентрализованных финансов позволяет определить достаточно распространенное в финансовой литературе понятие казны.
Казна - это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Государственную казну Российской Федерации составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.
Понятие «финансы» является менее общим по отношению к категории «денежное хозяйство страны». Последняя помимо понятия «финансы» включает такие понятия, как «деньги», «кредит», «прибыль», «заработная плата» и др.
Финансы - это понятие одновременно экономической и юридической наук.
┌────────────────┐
│ Финансы │
└───────┬────────┘
┌───────────────────────┴─────────────────────┐
┌─────────┴─────────────┐ ┌──────────────────────────┴───────────────┐
│в материальном смысле │ │ в экономическом смысле │
├───────────────────────┤ ├──────────────────────────────────────────┤
│совокупность фондов де-│ │категория, характеризующая совокупность│
│нежных средств │ │общественных отношений в сфере образова-│
└───────────────────────┘ │ния, распределения, перераспределения и│
│использования денежных средств государст-│
│ва, регионов, муниципальных образований,│
│хозяйствующих субъектов, юридических и фи-│
│зических лиц │
└──────────────────────────────────────────┘
Схема 1 – Общее понятие финансов.
Схема2 – Сравнительные понятия финансов.
Для уяснения сущности любого понятия необходимо показать его место в понятийном аппарате науки. Для этого следует назвать хотя бы одну более общую по отношению к рассматриваемому понятию категорию, а затем определить объем и содержание рассматриваемого понятия.
Если принять за основу постулат «экономические отношения представляют собой отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления», то «денежное хозяйство» обслуживает лишь ту часть экономических отношений, которая проходит денежную стадию. Соответственно за пределами категории «денежное хозяйство» остаются возникающие в обществе натуральные отношения.
Наиболее распространена точка зрения, согласно которой финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.
Специфическими признаками финансов, выделяющими их из всей массы денежных отношений, являются:
1) денежный характер: финансы - это всегда денежные отношения;
2) одна из сторон в этих отношениях - государство или уполномоченный государством орган;
3) движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды.
Между тем верные с экономической точки зрения определения для юридической науки не имеют практического смысла.
Если в юридической науке оперировать экономическим пониманием финансов, согласно которому финансы - это отношения, то совершенно исчезает различие между понятиями «финансы» и «финансовые правоотношения». В связи с этим слушателю становится совершенно не ясно, почему курс финансового права начинается с темы, в которой следует объяснение понятия «финансы», а затем, когда раскрывается содержание термина «финансовые правоотношения», речь идет как бы совершенно о другом, хотя, по смыслу в обоих случаях говорят об одном и том же.
На самом деле верное с экономической точки зрения определение не вполне совместимо со всем комплексом понятий, применяемых в юридической науке.
Финансы представлены в уровнях:
- Наднациональный уровень - регулируется нормами международного публичного права.
- Национальный уровень - регулируется нормами финансового права конкретного государства.
Система финансов Российской Федерации представляет собой совокупность соответствующих фондов денежных средств и включает следующие относительно самостоятельные звенья:
- бюджетные фонды;
- внебюджетные фонды;
- налоги;
- государственный и муниципальный кредит;
- фонды обязательного страхования;
- финансы предприятий и организаций.
В юридической науке финансы - это совокупность не экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, а фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций, по поводу которых возникают финансовые отношения.
Таким образом, при характеристике финансов следует исходить из следующих положений:
1. Существование финансов обусловлено функционированием денег. Финансы - это локальная система денежных отношений.
2. Финансы - область распределительных отношений, связанная с обособлением части стоимости в денежной форме на определенные нужды и движением стоимости от одного субъекта к другому, необусловленным непосредственным товарным обращением (обменом).
3. Финансы - это система отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.
Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВОП или НД в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, мат. стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Функция есть внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Из определения финансов выводим их функции. Чаще всего считают, что финансы выполняют 2 функции: распределительную и контрольную.
Сущность финансов проявляется, прежде всего, через распределительную функцию. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования и государства необходимы ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального назначения.
Объектом действия распределительной функции выступает ВВП (ВВП - внутренний валовой продукт) в денежной форме, т.е. НД, а также часть национального богатства, принявшего денежную форму. Именно с использованием этой функции осуществляются процессы первичного распределения, когда произведенная стоимость распадается на составляющие ее элементы:
С - стоимость затрат основного капитала, сырья и материалов;
V - стоимость рабочей силы;
М - прибавочный продукт, прибыль.
(Есть точка зрения, что только дальнейшее распределение М следует считать финансовыми отношениями).
Это распределение приводит к формированию, так называемых, основных или первичных доходов. Эти доходы образуются при распределении НД среди участников материального производства (внутрихозяйственное и внутриотраслевое распределение). Они делятся на две группы:
- доходы занятых в сфере материального производства (зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян);
- доходы предприятий сферы нематериального производства.
Однако эти доходы не обеспечивают удовлетворение всего круга личных и общественных потребностей. Необходимо их дальнейшее перераспределение. Перераспределение НД связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы:
- денежные ресурсы в отраслях непроизводственной сферы;
- средства государства.
Перераспределение производится в интересах структурной перестройки экономики, сглаживания в развитии отдельных территорий, в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Перераспределение происходит между:
- производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства и отраслями материального производства;
- отдельными регионами страны;
- различными формами собственности;
- социальными группами населения.
Цель - пропорциональное развитие производительных сил, поддержание рынка и укрепление государства, обеспечение высокого качества жизни широких слоев населения.
Распределительному процессу присуща многоступенчатость. Можно выделить следующие виды распределения:
- внутрихозяйственный;
- внутриотраслевой;
- межотраслевой;
- межтерриториальный.
Благодаря распределительной функции на предприятии формируются фонды, обслуживающие и регулирующие воспроизводственный процесс (например: соотношение фонда потребления и фонда накопления). Благодаря распределительной функции создаются государственные финансы, удовлетворяющие общественные потребности и обеспечивающие социальную защиту отдельных слоев населения.
Контрольная функция финансов непосредственно связана с распределительной (имеет производный характер) и основывается на том, что финансы обладают свойством количественно (через объем финансовых ресурсов и размеры денежных фондов) отображать производственный процесс в целом и его различные фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно "сигнализировать" о том, как складываются пропорции распределяемого НД, обеспечивается ли непрерывный воспроизводственный процесс. Финансы способны количественно отображать ход воспроизводственного процесса, "сообщая" о неполадках и отклонениях (например: невыплата заработной платы бюджетникам, забастовки шахтеров, остановка предприятия, износ оборудования, прогулы, текучесть кадров и т.д.).
Инструмент реализации контрольной функции - финансовая информация, которая содержится в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Контрольная функция проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.
Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги и т.д.) в процесс воспроизводства. Посредством данной функции достигается регулирование экономики и социальных отношений. Регулирующая функция финансов непосредственно связана с распределительной функцией и иногда с ней отождествляется.