Вопрос 2. Функции финансов

Схема 5 - Централизованные и децентрализованные финансы.

Государственными (публичными) централизованными финанса­ми являются денежные средства, которыми непосредственно распо­ряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти денежные средства исполь­зуются для удовлетворения общих нужд соответствующих террито­риальных образований: района, города, области, государства в це-

Государственные (публичные) финансы включают:

o федеральный бюджет;

o бюджеты субъектов Российской Федерации;

o местные бюджеты;

o внебюджетные фонды;

o фонды, образуемые посредством государственного и муни­ципального кредита.

В свою очередь государственные централизованные финансы (бюд­жеты) подразделяются:

o на общие бюджеты;

o бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинско­го, социального страхования), которые в совокупности мож­но было бы назвать социальным бюджетом.

К централизованным фондам денежных средств, относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта.

К ним относятся:

1) денежные средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства,

2) государственные внебюджетные фонды,

3) государственное страхование – имущественное и личное,

4) кредит (государственный и банковский).

В отношении централизованных фондов гос-во выступает полномочным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.

К децентрализованным фондам денежных средств относятся:

1) финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые за счет собственных ресурсов и бюджетных ассигнований (бюджетные ассигнования - средства федерального, региональных и местных бюджетов, направляемые на развитие РАЗВИТИЕ
- целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией; проц... экономики, управление УПРАВЛЕНИЕ
- сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов, на... государством ГОСУДАРСТВО
-1) в теории права - определенный способ организации общества, основной элемент политической сис..., регионом, финансирование ФИНАНСИРОВАНИЕ
- обеспечение денежными ресурсами текущих затрат и капитальных вложений; осуществляется за счет... социальной сферы, обороны страны, правоохранительных органов.

2) отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ)

Анализ государственных (публичных) централизованных и децентрализованных финансов позволяет определить достаточно распространенное в финансовой литературе понятие казны.

Казна - это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну Российской Федерации составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.

Понятие «финансы» является менее общим по отношению к категории «денежное хозяйство страны». Последняя помимо понятия «финансы» включает такие понятия, как «деньги», «кредит», «прибыль», «заработная плата» и др.

Финансы - это понятие одновременно экономической и юридической наук.

┌────────────────┐

│ Финансы │

└───────┬────────┘

┌───────────────────────┴─────────────────────┐

┌─────────┴─────────────┐ ┌──────────────────────────┴───────────────┐

│в материальном смысле │ │ в экономическом смысле │

├───────────────────────┤ ├──────────────────────────────────────────┤

│совокупность фондов де-│ │категория, характеризующая совокупность│

│нежных средств │ │общественных отношений в сфере образова-│

└───────────────────────┘ │ния, распределения, перераспределения и│

│использования денежных средств государст-│

│ва, регионов, муниципальных образований,│

│хозяйствующих субъектов, юридических и фи-│

│зических лиц │

└──────────────────────────────────────────┘

Схема 1 – Общее понятие финансов.

Схема2 – Сравнительные понятия финансов.

Для уяснения сущности любого понятия необходимо показать его место в понятийном аппарате науки. Для этого следует назвать хотя бы одну более общую по отношению к рассматриваемому понятию категорию, а затем определить объем и содержание рассматриваемого понятия.

Если принять за основу постулат «экономические отношения представляют собой отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления», то «денежное хозяйство» обслуживает лишь ту часть экономических отношений, которая проходит денежную стадию. Соответственно за пределами категории «денежное хозяйство» остаются возникающие в обществе натуральные отношения.

Наиболее распространена точка зрения, согласно которой финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Специфическими признаками финансов, выделяющими их из всей массы денежных отношений, являются:

1) денежный характер: финансы - это всегда денежные отношения;

2) одна из сторон в этих отношениях - государство или уполномоченный государством орган;

3) движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды.

Между тем верные с экономической точки зрения определения для юридической науки не имеют практического смысла.

Если в юридической науке оперировать экономическим пониманием финансов, согласно которому финансы - это отношения, то совершенно исчезает различие между понятиями «финансы» и «финансовые правоотношения». В связи с этим слушателю становится совершенно не ясно, почему курс финансового права начинается с темы, в которой следует объяснение понятия «финансы», а затем, когда раскрывается содержание термина «финансовые правоотношения», речь идет как бы совершенно о другом, хотя, по смыслу в обоих случаях говорят об одном и том же.

На самом деле верное с экономической точки зрения определение не вполне совместимо со всем комплексом понятий, применяемых в юридической науке.

Финансы представлены в уровнях:

- Наднациональный уровень - регулируется нормами международного публичного права.

- Национальный уровень - регулируется нормами финансового права конкретного государства.

Система финансов Российской Федерации представляет собой совокупность соответствующих фондов денежных средств и включает следующие относительно самостоятельные звенья:

- бюджетные фонды;

- внебюджетные фонды;

- налоги;

- государственный и муниципальный кредит;

- фонды обязательного страхования;

- финансы предприятий и организаций.

В юридической науке финансы - это совокупность не экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, а фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций, по поводу которых возникают финансовые отношения.

Таким образом, при характеристике финансов следует исходить из следующих положений:

1. Существование финансов обусловлено функционированием денег. Финансы - это локальная система денежных отношений.

2. Финансы - область распределительных отношений, связанная с обособлением части стоимости в денежной форме на определенные нужды и движением стоимости от одного субъекта к другому, необусловленным непосредственным товарным обращением (обменом).

3. Финансы - это система отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВОП или НД в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, мат. стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функция есть внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Из определения финансов выводим их функции. Чаще всего считают, что финансы выполняют 2 функции: распределительную и контрольную.

Сущность финансов проявляется, прежде всего, через распределительную функцию. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования и государства необходимы ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального назначения.

Объектом действия распределительной функции выступает ВВП (ВВП - внутренний валовой продукт) в денежной форме, т.е. НД, а также часть национального богатства, принявшего денежную форму. Именно с использованием этой функции осуществляются процессы первичного распределения, когда произведенная стоимость распадается на составляющие ее элементы:

С - стоимость затрат основного капитала, сырья и материалов;

V - стоимость рабочей силы;

М - прибавочный продукт, прибыль.

(Есть точка зрения, что только дальнейшее распределение М следует считать финансовыми отношениями).

Это распределение приводит к формированию, так называемых, основных или первичных доходов. Эти доходы образуются при распределении НД среди участников материального производства (внутрихозяйственное и внутриотраслевое распределение). Они делятся на две группы:

- доходы занятых в сфере материального производства (зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян);

- доходы предприятий сферы нематериального производства.

Однако эти доходы не обеспечивают удовлетворение всего круга личных и общественных потребностей. Необходимо их дальнейшее перераспределение. Перераспределение НД связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы:

- денежные ресурсы в отраслях непроизводственной сферы;

- средства государства.

Перераспределение производится в интересах структурной перестройки экономики, сглаживания в развитии отдельных территорий, в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Перераспределение происходит между:

- производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства и отраслями материального производства;

- отдельными регионами страны;

- различными формами собственности;

- социальными группами населения.

Цель - пропорциональное развитие производительных сил, поддержание рынка и укрепление государства, обеспечение высокого качества жизни широких слоев населения.

Распределительному процессу присуща многоступенчатость. Можно выделить следующие виды распределения:

- внутрихозяйственный;

- внутриотраслевой;

- межотраслевой;

- межтерриториальный.

Благодаря распределительной функции на предприятии формируются фонды, обслуживающие и регулирующие воспроизводственный процесс (например: соотношение фонда потребления и фонда накопления). Благодаря распределительной функции создаются государственные финансы, удовлетворяющие общественные потребности и обеспечивающие социальную защиту отдельных слоев населения.

Контрольная функция финансов непосредственно связана с распределительной (имеет производный характер) и основывается на том, что финансы обладают свойством количественно (через объем финансовых ресурсов и размеры денежных фондов) отображать производственный процесс в целом и его различные фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно "сигнализировать" о том, как складываются пропорции распределяемого НД, обеспечивается ли непрерывный воспроизводственный процесс. Финансы способны количественно отображать ход воспроизводственного процесса, "сообщая" о неполадках и отклонениях (например: невыплата заработной платы бюджетникам, забастовки шахтеров, остановка предприятия, износ оборудования, прогулы, текучесть кадров и т.д.).

Инструмент реализации контрольной функции - финансовая информация, которая содержится в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Контрольная функция проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги и т.д.) в процесс воспроизводства. Посредством данной функции достигается регулирование экономики и социальных отношений. Регулирующая функция финансов непосредственно связана с распределительной функцией и иногда с ней отождествляется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: