Общая характеристика политических и правовых учений в странах Древнего Востока

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 2 « Политико-правовая мысль Древнего Востока».

Политическая мысль древнего мира обращает нас к далекой поре разложения родового строя и возникновения первых государств. Эти процессы отличались постепенностью, отсутствием четких граней между качественно различными явлениями и сохранением патриархальных иллюзий. Но медленность не означает безболезненность. Образование государств было мучительным и конфликтным. Вот почему у большинства древних народов сложилось представление о ходе истории, противоположное современному. Мы полагаем, что движемся к прогрессу, от низшего к высшему, что справедливость и гармония ожидают нас в будущем. Древние думали по-другому. Они создали легенду о четырех веках – золотом, серебряном, железном и медном. Золотой век – в прошлом, а история представляет собой регресс, разложение первоначального совершенства из-за ослабления нравственных устоев людей.

Политических трактатов в древнейший период не было. Средством объяснения тайн Вселенной и места в ней человека служил миф. На мифологической основе веками складывались всеобъемлющие своды мудрости и житейских правил. Их частью, не выделенной из единого целого, были и представления, относящиеся к организации общества и власти, т.е. зачатки политической мысли.

В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к различным историческим ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом пространстве, естественная потребность каждого поколения найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1.Общая характеристика политических и правовых учений в странах Древнего Востока.

2.Политические и правовые идеи в Древней Индии.

3.Политико-правовая мысль в Древнем Китае.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели выделиться в самостоятельную форму общественного сознания.

Космос в отличие от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен, согласно мифам, присутствием богов. Земные же порядки (в том числе и порядок человеческих взаимоотношений) – часть общемирового, космического порядка. В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и богами, их прав и обязанностей – словом, всего того, что им позволено и что запрещено.

Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков – основная идея и тема древних мифов.

Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является обязательной моделью соответствующего их устройства и одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения и т.п.

В мифах народов говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Так, в своей «Истории» Геродот сообщает, что, согласно источникам, было время, когда «в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один из них всегда был самым могущественным».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: