Тема 28. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора

1. Основные положения правового регулирования взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам

2. Выдача

3. Процессуальный порядок принятия решений о выдаче

4. Осуществление уголовного преследования

5. Иные вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам

6. Содержание, форма и порядок исполнения поручения об оказании правовой помощи. Основания отказа в оказании правовой помощи

1. Основные положения правового регулирования взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам

Производство по большинству уголовных дел осуществляется силами и средствами национальных правоохранительных орга­нов на территории государства, где было совершено преступ­ление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного государства, с целью избежать уголовной ответственности либо по иным причинам уезжает в другое государство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в международном праве институт выдачи или экстрадиции * обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном по­рядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

_____________________

* От франц. extradition: лат. ех — из, вне + traditio — передача.


В случаях, когда выдача невозможна, государства, на террито­рии которых находятся правонарушители — «запрашиваемые го­сударства», обязуются самостоятельно возбуждать и осуществлять уголовное преследование этих лиц.

Также в двусторонних и многосторонних соглашениях дого­варивающиеся государства взаимно принимают на себя обязан­ность оказывать друг другу правовую помощь по уголовным делам путем выполнения процессуальных действий по правилам, предусмотренным законодательством запрашиваемого государст­ва, в частности: составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, изъятия, пересылка и выдача (передача) вещественных доказательств, проведение экспертизы, допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, признание и исполнение приговоров в части гражданского иска, а также путем вручения документов.

Таким образом, правоотношения в области оказания правовой помощи в расследовании и рассмотрении уголовных дел между государствами, как субъектами международного права, обладаю­щими суверенитетом на своей национальной территории и незави­симостью в международных отношениях, складываются на основе заключенных между ними двусторонних и многосторонних дого­воров (конвенций).

Государство должно выполнять обязанности, возложенные на него международным договором, после вступления этого договора в силу в целом и для конкретного государства. Обычно для вступления договора в силу недостаточно лишь его подписания уполномоченными органами или лицами договаривающихся госу­дарств. Например, подписанные Российской Федерацией между­народные договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Рав­ным образом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последую­щей ратификации (ст. 15 Федерального закона «О международ­ных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.)* В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме феде­рального закона (ст. 105, 106 Конституции РФ; ст 14 ФЗ «О международных договорах РФ»). После ратификации между­народный договор вступает в силу и становится составной частью правовой системы Российской Федерации. При этом, если между­народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применя­ются правила международного договора (ст 15 Конституции РФ).

_____________________

* СЗ РФ 1995 № 29 Ст 2757, Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» М Спарк, 1996


В настоящее время в России действуют двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные ею (или СССР, правопреемником которого в международных отношениях являет­ся Россия) с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Ираком, Йеменом, Кип­ром, Китаем, КНДР, Кубой, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Молдовой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финлян­дией, Эстонией В дальнейшем возможно заключение таких дого­воров и с другими странами.

Обычно вопросы выдачи регламентируются соответствующим договором о правовой помощи, однако с некоторыми странами, например с Китаем, Россия заключила два договора — один о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, а другой — о выдаче.

22 января 1993 г. в Минске представителями государств-членов Содружества Независимых Государств — Армении, Бела­руси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федера­ции, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины — была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отно­шениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее — Конвенция СНГ).* Вначале Конвенция была ратифицирована Казахстаном (31 марта 1993 г), Узбекистаном (6 мая 1993 г.), Арменией (22 июня 1993 г), Беларусью (10 июля 1993 г.), Туркменистаном (22 декабря 1993 г.) и 19 мая 1994 г. вступила в силу. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию СНГ 4 августа 1994 г,** и для нее Конвенция вступила в силу 10 декабря 1994 г. 28 марта 1997 г. был подписан Протокол к Конвенции СНГ, которым в нее вносятся некоторые изменения и дополнения3. Данный протокол вступит в силу в том же порядке, что и сама Конвенция, т.е. после его ратификации государствами-участника­ми и сдачи на хранение Правительсгву Беларуси третьей ратифи­кационной грамоты.

______________________

* См Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помо­щи М Спарк, 1996

** СЗ РФ 1995 № 15 Ст 1684.

*** Вопросы расследования преступлений Справочное пособие Изд 2, переработ и дон М Спарк, 1997 С 164-167.


Для практического выполнения положений двусторонних дого­воров и многосторонних конвенций органы прокуратуры, внутренних дел и иные органы стран-участниц заключают между собой соглашения о правовой помощи и сотрудничестве, в которых конкретизируют свои полномочия.*

_____________________

* Там же С 168—199, Сборник международных соглашений МВД России М Спарк, 1996

Вопросы оказания правовой помощи, выдачи и уголовного преследования между странами — членами Совета Европы также решаются на основе международных договоров. 13 декабря 1957 г. в Париже была открыта для подписания Европейская конвенция о выдаче (в Страсбурге 15 октября 1975 г. был подписан Допол­нительный протокол к названной Конвенции, 17 марта 1978 г. — Второй дополнительный протокол к этой Конвенции), а 20 апреля 1959 г. в Страсбурге была открыта для подписания Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (17 марта 1978 г. в Страсбурге был подписан Дополнительный протокол к Европейской конвенции).

Европейская конвенция о выдаче, участниками которой в настоящее время являются 29 государств, определяет обязатель­ства, условия и порядок взаимной выдачи лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование или которые разыски­ваются для приведения в исполнение приговора или постановле­ния о задержании. Тесно связанная с ней Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, участниками которой являются 25 государств, регулирует комплекс вопросов, касающихся оказания правовой помощи на взаимной основе в вопросах уголовного преследования.

В Заключении № 193 (1996 г.) по заявке России на вступление в Совет Европы Парламентская Ассамблея Совета Европы указа­ла, что она принимает к сведению намерение Российской Федера­ции при вступлении подписать и ратифицировать ряд Европейских конвенций, в том числе касающихся выдачи преступников и взаимной помощи в уголовно-правовой сфере.* Распоряжением Президента РФ от 3 сентября 1996 г. № 458-рп Министерству иностранных дел России было поручено подписать от имени Российской Федерации с оговорками и заявлениями Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительные протоколы к ним,** что и было сделано в Страсбурге 7 ноября 1996 г. 2 июля 1997 г. Президент РФ, реализуя предоставленное ему п. «г» ст. 84 и ст. 104 Конституции

РФ право законодательной инициативы, внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона о ратификации перечисленных документов. В настоящее время в Госдуме проводится работа по подготовке законопроекта к перво­му чтению.

________________________

* Российская юстиция 1996 Х° 4. С 5—7

** СЗ РФ 1997 № 37 Ст 4286


Участие России в указанных Конвенциях Совета Европы со­здаст основу для практического решения комплекса уголовно-процессуальных вопросов во взаимодействии более чем с двадцатью странами, с которыми не заключены соответствующие двусторон­ние соглашения.

После ратификации Российской Федерацией подписанных ею европейских конвенций о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам они заменят собой положения любых двусто­ронних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу и взаимную правовую помощь по уголовным делам между Российской Федерацией и соответствующими иностранными госу­дарствами — участниками этих конвенций. Страны — участницы Конвенций могут заключать между собой двусторонние или много­сторонние соглашения только для того, чтобы дополнить положе­ния Европейских конвенций или облегчить применение содержа­щихся в них принципов (п 1 и 2 ст. 28 Европейской конвенции о выдаче; п. 1—3 ст. 26 Европейской конвенции о взаимной право­вой помощи по уголовным делам)

Таким образом, процедура выдачи и оказания взаимной пра­вовой помощи по уголовным делам в России регламентируется только отдельными международными договорами, унифициро­ванное российское законодательство по этим вопросам отсутст­вует. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обра­щаться к правилам, изложенным в соответствующем договоре (конвенции).

В проект нового Уголовно-процессуального кодекса РФ вклю­чена глава, содержащая нормы о порядке решения вопросов о выдаче и правовой помощи. Такая глава имеется и в рекомен­дательном законодательном акте — Модельном Уголовно-процессуальном кодексе для государств — участников СНГ, кото­рый был принят на седьмом пленарном заседании Межпарла­ментской Ассамблеи государств — участников СНГ 17 февраля 1996 г.

В последующих параграфах данной главы рассматриваются нормы ратифицированной Россией Конвенции СНГ и подписан­ных ею Европейских конвенций 1957 и 1959 гг.


2. Выдача

В соответствии со ст 56 Конвенции СНГ выдача странами участницами правонарушителей для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашиваемой и запрашивающей Договаривающихся Сторон являются наказуемыми (принцип двойной криминальности)* и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством обоих государств являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

___________________

* В сентябре 1993 г Генеральная прокуратура РФ получила просьбу азербайджанскои стороны о выдаче бывшего президента Азербайджана А Муталибова Рассмотрев ходатайство Прокуратура РФ пришла к выводу что формулировки обвинения А Муталибова не соответствуют законам РФ Приведенные в нем факты не убеждали в том что А Муталибовым бы in совершены преступления в которых он обвинялся Посчановчение о выдаче не было принято // Лукашук ИИ Международное право Особенная часть М Ы'К 1997 С 263

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом нормам международного права (ст 63 Конституции РФ)*

_____________________

* См Положение о порядке предоставления Российской Федерацией полита ческою убежища утв Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г № 746 // СЗ РФ 1997 \° 30 Ст 3601


В Конвенции СНГ предусмотрено что выдача не производится (ст 57), если

а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства В силу ч 1 ст 61 Конституции РФ и ч 1 ст 13 У К РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству,*

6) на момент получения требования о выдаче уголовное пре следование согласно законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию (ст 78, 83 УК РФ, ст 5 УПК),

в) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства были вынесены приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу (ч 1 ст 50 Конституции РФ, ч 2 ст 6 У К РФ, п 9 и 10 ч 1 ст 5 УПК РСФСР),

г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государства преследуется в порядке частного обвинения — по заявлению потерпевшего (например, ст 27 УПК РСФСР)/

___________________

* И И Лукашук указывает на то что «нередко утверждают будто общепризнанным правилом является невыдача собственных граждан Думается что это не совсем так Законы многих стран действительно содержат такую норму Но есть и государства которые в принципе допускают выдачу собственных граждан '(Великобритания США Канада)» См Лукашук И И Указ соч С 262—263

Кроме того, в выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено на территории запрашиваемого государства (п 2 ст 57 Конвенции СНГ), а также если удовлетворение просьбы о выдаче может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемого государства либо противоречит его законодательству (ст 19 Конвенции СНГ)

Много схожих с Конвенцией СНГ положений содержится и в подписанной Российской Федерацией Европейской конвенции о выдаче 1957 г, которая в то же время регламентирует вопросы выдачи более детально

Государства — участники Европейской конвенции приняли на себя обязательство выдавать друг другу при условии соблюдения положений и условий, изложенных в Конвенции, всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей Стороны ведут уголовное преследование в связи с каким либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании* (ст 1)

________________________

* Учитывая различия в национальном законодательстве стран участниц выражение «постановление о задержании» в тексте Европейской конвенции «означает любое постановление предусматривающее лишение свободы и вынесенное уголовным судом в дополнение к приговору о тюремном заключении или вместо него» (ст 25)


Подписав Европейскую конвенцию и принимая на себя обяза­тельство производить выдачу правонарушителей, Российская Фе­дерация оставила за собой право отказать в выдаче, когда:

а) выдача лица запрашивается с целью привлечения к ответст­венности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судо­производства либо исполнения приговора, вынесенного чрезвы­чайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроиз­водства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. При этом в понятия «чрез­вычайный суд» и «порядок упрощенного судопроизводства» не включается какой-либо международный уголовный суд, полномо­чия и компетенция которого признаны Российской Федерацией;

б) имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отноше­нии которого поступил запрос о выдаче, было или будет подверг­нуто в запрашиваемом государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания или что этому лицу в процессе уголовного пресле­дования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах;

в) исходя из соображений гуманности, имеются достаточные основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;

г) выдача конкретных лиц может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации, ее безопасности, общественному порядку и другим существенно важным интересам. При подписании Рос­сией Европейской конвенции было отмечено, что преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавли­ваются федеральным законодательством Российской Федерации.*

_____________________

* В настоящее время специальное законодательство по этому вопросу отсут­ствует.


связи с обычным уголовным преступлением был подан с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями, или что по­ложению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин. Запрет выдачи в данном случае продиктован необходимостью охраны прав и свобод человека, гарантирован­ных международным правом.

Статья 3 Европейской конвенции предусматривает, что вы­дача не осуществляется, если преступление, в отношении кото­рого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Сто­роной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. Это же правило применяется тогда, когда запрашиваемая Сторона имеет достаточные основания считать, что запрос о выдаче в

В Европейской конвенции специально оговорено, что обвине­ние в убийстве или попытке убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в качестве политического преступ­ления для целей Конвенции, т.е. не препятствует выдаче.

Подписывая Конвенцию и Дополнительный протокол, Россий­ская Федерация указала, что хотя ее правовая система не знает понятия «политическое преступление», но во всех случаях при решении вопроса о выдаче целый ряд преступлений, предусмот­ренных в многосторонних международных договорах *, Россий­ская Федерация не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступлениями», выдача за которые не допускается.

____________________

* Статья 1 Дополнительного протокола 1975 г. к Европейской конвенции о выдаче для целей применения ст 3 Конвенции не считает политическими преступ­ления, указанные в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г), Женевских конвенций 1949 г, об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (ст 50), об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (ст. 51), об обращении с военнопленными (ст 130), о защите 1ражданского населения во время войны (ст 147), а равно любые сравнимые нарушения законов войны, действующих при вступлении Дополнительного протокола в силу, и обычаев войны, существующих на это время, которые еще не предусмотрены вышеупомя­нутыми положениями Женевских конвенций Российской Федерацией дополни­тельно названы преступления прошв человечества, предусмотренные статьями II и III Конвенции о пресечении преступления апаргеида и наказании за него (1973 г.) и статьями 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г), преступления, предусмотренные Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников (1979 г); правонарушения, предусмотренные Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г), а также ряд правонарушений, предусмотренных конвенциями по вопросам авиации (1970, 1971, 1988 Гг.) и некоторыми другими многосторонними международными договорами


Если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашива­ющего государства и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемого государства или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающее государство не пред ставит таких гарантий, что смертный приговор не будет приведен в исполнение, которые запрашиваемое государство считает достаточными (ст 11 Европейской конвенции о выдаче).*

____________________

* В конвенции СНГ общепринятое правило о том что выданное лицо не может быть приговорено к смертной казни отсутствует хотя в литературе отмечается что в практике Генеральной прокуратуры РФ это правило применяется Например бывший министр обороны Азербайджана Р Газиев был заочно приговорен азербайджанским судом к высшей мере наказания В сентябре 1993 г Генеральная прокуратура РФ получила ходатайство Прокуратуры Азербайджана о выдаче Р Газиева обвиняемою в совершении воинского преступления и хищении государственного имущества в особо крупных размерах Ссылаясь на Конвенцию СНГ и Договор о правовой помощи с Азербайджаном 1992 г Генеральная прокуратура РФ приняла решение о выдаче Р Газиева При этом было учтено заявление Генерального прокурора Азербайджана о том что к Р Газиеву смертная казнь не будет применена (см Лукашук И И Указ соч С 264)


Интернационализация и усиление организованной преступности, рост экспорта капитала с целью легализации (отмывания) преступных доходов и иные подобные явления заставили страны — члены Совета Европы пересмотреть свое первоначально весьма осторожное отношение к возможности выдачи за совершение фискальных преступлений Статья 5 Европейской Конвенции в редакции Второго дополнительного протокола к ней от 17 марта 1978 г устанавливает положение, согласно которому за правонарушения в связи с налогами, сборами, пошлинами и валютными операциями выдача преступников осуществляется между странами участницами, если такое правонарушение, согласно законодательству запрашиваемой стороны, соответствует правонарушению того же характера При этом в выдаче не может быть отказано на том основании, что законодательство запрашиваемой стороны не предусматривает таких же по характеру налогов или сборов или не содержит таких же по характеру положений, касающихся налогов, сборов, пошлин и валютных операций, как и законодательство запрашивающей стороны

Европейская конвенция не содержит запрета на выдачу государством собственных граждан, предоставляя однако договаривающейся стороне право отказать в выдаче (п 1а ст 6) Подписывая Конвенцию, Российская Федерация сделала оговорку о применении ею в рассматриваемом случае ч 1 ст 61 Конституции РФ

Европейская конвенция предусматривает также и другие основания, по которым запрашиваемое государство может отказать в выдаче

а) если предъявлено требование о выдаче лица в связи с преступлением, которое в соответствии с законом запрашиваемого государства считается совершенным полностью или частично на его территории или в месте, рассматриваемом в качестве его территории При этом в тех случаях, когда преступление, в отношении которого запрашивается выдача, было совершено за пределами территории запрашивающего государства, в выдаче может быть отказано только в том случае, если закон запрашиваемого государства не предусматривает преследования за ту же категорию преступлений в случае совершения за пределами территории последнего или не допускает выдачи за указанное преступление (ст 7),

б) если компетентные органы запрашиваемого государства ведут в отношении лица уголовное преследование в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается его выдача (ст 8),

в) когда запрашивающее государство просит выдать лицо для целей приведения в исполнение приговора или постановления о задержании лица в соответствии с решением, вынесенным в его отсутствие, если по мнению запрашиваемого государства, процедура, повлекшая за собой указанное постановление, не удовлетворяла минимальным правам на защиту, признанным за любым лицом, обвиняющимся в уголовном деянии Однако выдача осуществляется, если запрашивающее государство представляет заве рения, считающиеся достаточными, чтобы гарантировать лицу, в отношении которого имеется просьба о выдаче, право на повторное судебное разбирательство, обеспечивающее соблюдение прав на защиту Это решение даст право запрашивающему государству либо обеспечить выполнение данного постановления, если обви няемое лицо против этого не возражает, либо, в случае возражений с его стороны, возбудить уголовное преследование против выдаваемого лица (ст 3 Второго дополнительного протокола 1978 г к Европейской конвенции о выдаче)

В силу правила поп bis in idem выдача не осуществляется, если компетентные органы запрашиваемого государства вынесли окончательное решение в отношении лица, требуемого в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается выдача В выдаче может быть отказано, если компетентные органы запрашиваемого государства вынесли решение не возбуждать или прекратить преследование в отношении того же преступления или преступлений (п 1 ст 9 Европейской конвенции о выдаче)


Выдача не производится в связи с преступлением, в отношении которого в запрашиваемом государстве была объявлена амнистия и по которому это государство обладало компетенцией возбуждать судебное преследование согласно собственному уголовному зако­нодательству (ст. 4 Второго дополнительного протокола 1978 г. к Европейской конвенции о выдаче),а также когда требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающего или запрашиваемого государства не может быть подвергнуто преследованию или нака­занию в связи с истечением срока давности (ст. 10 Европейской конвенции о выдаче).

В целях защиты прав и свобод выданного лица конвенции устанавливают пределы его уголовного преследования со стороны запрашивавшего государства. Без согласия запрашивавшегося го­сударства выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответствен­ности или подвергнуть наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано. Кроме того, без согласия запрашивавшегося государства лицо не может быть выдано также третьему государству (ст. 66 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 14, ст. 15 Европейской конвенции о выдаче). Правило о преде­лах уголовного преследования (правило конкретности) установле­но для того, чтобы исключить случаи злоупотребления доверием запрашиваемого государства при решении вопроса о возможности выдачи. Например, выдача запрашивается в связи с обвинением в общеуголовном преступлении, а на самом деле лицо хотят привлечь к ответственности за политическое преступление, обви­нение в совершении которого исключает выдачу (п. 2 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче).

Если выданное лицо до истечения одного месяца после окон­чания уголовного производства, а в случае осуждения — до истечения одного месяца после отбытия наказания или освобож­дения от него не покинет территорию запрашивавшего государства или если оно туда добровольно возвратится, то согласия запраши­вавшегося государства на привлечение данного лица к уголовной ответственности за преступление, совершенное до его выдачи, не требуется. В месячный срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию запраши­вавшего государства не по своей вине, например, в случае болезни, эпидемии и обусловленных ею карантинных мероприятий, отсут­ствия транспортного сообщения и т.п. (п. 3 ст. 66 Конвенции СНГ). По Европейской конвенции о выдаче рассматриваемый срок равен 45 дням (п. 1Ь ст. 14), при этом запрашивавшему государ­ству предоставлено право принять любые меры, необходимые для выдворения соответствующего лица за пределы своей территории (п. 2 ст. 14).

3. Процессуальный порядок принятия решений о выдаче

Когда компетентным органам заинтересованного в выдаче государ­ства становится известно, что правонарушитель находится на территории иностранного государства, с которым имеется двусто­ронний договор о выдаче (правовой помощи), либо государства — участника соответствующей многосторонней конвенции, и одно­временно отсутствуют обстоятельства, исключающие выдачу, они направляют запрашиваемому государству требование (запрос) о выдаче. Сношения по вопросам выдачи, вытекающие из Конвен­ции СНГ, осуществляются генеральными прокурорами стран-участниц (ст. 80). Назначенным органом Российской Федерации по рассмотрению вопросов о выдаче в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче (после ее ратификации) будет Генеральная прокуратура РФ.

Требование о выдаче, направляемое запрашивающим государ­ством должностному лицу или органу, полномочному решать этот вопрос, должно содержать наименование запрашиваемого учреж­дения; описание фактических обстоятельств деяния и текст закона запрашивающего государства, на основании которого это деяние признается преступлением; фамилию, имя, отчество лица, которое подлежит выдаче, его гражданство, место жительства или пребы­вания, по возможности описание внешности и другие сведения о его личности; указание размера ущерба, причиненного преступле­нием (ст. 58 Конвенции СНГ; ст. 12 Европейской конвенции о выдаче).

К требованию о выдаче для осуществления уголовного пресле­дования должна быть приложена заверенная копия постановления о заключении под стражу, а к требованию о выдаче для приведения приговора в исполнение — заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст положения уголовного закона, на основании которого лицо осуждено, а если осужденный уже отбыл часть наказания, то сообщаются также данные об этом.

В целях обеспечения возможности выдачи запрашиваемое го­сударство должно взять под стражу лицо, выдача которого требу­ется (ст. 60 Конвенции СНГ), и известить запрашивающее госу­дарство о месте и времени выдачи. При этом если запрашивающее


государство не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после поставленной даты передачи, то данное лицо должно быть освобождено из-под стражи (ст. 67 Конвенции СНГ). Кон­венция также регламентирует вопросы взятия под стражу или задержания лица до получения требования о выдаче, а равно предписывает освободить его при непоступлении требования о выдаче в течение месяца со дня взятия под стражу либо в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания (ст. 61—62 Конвенции СНГ).

Схожие правила установлены и Европейской конвенцией о выдаче, согласно которой запрашиваемое государство информиру­ет запрашивающее государство о своем решении в отношении выдачи; при полном или частичном отказе в выдаче указываются причины. В случае удовлетворения запроса запрашивающее госу­дарство информируется о месте и дате передачи и о периоде времени, в течение которого требуемое лицо задерживалось с целью передачи. Если не зависящие от него обстоятельства пре­пятствуют государству в передаче или приеме лица, подлежащего выдаче, оно уведомляет другое государство, согласовывая с ним новую дату передачи. Если требуемое лицо не было передано в назначенную дату, оно может быть освобождено по истечений 15 дней и в любом случае освобождается по истечении 30 дней (ст. 18 Европейской конвенции о выдаче).

Как и Конвенция СНГ (ст. 61—62), Европейская конвенция о выдаче также предусматривает, что в случае, не терпящем отлага­тельства, компетентные органы запрашивающего государства могут обратиться с просьбой о предварительном задержании ра­зыскиваемого лица до получения запрашиваемым государством запроса о выдаче. Компетентные органы запрашиваемого государ­ства принимают решение по данному вопросу в соответствии с его законом. Просьба о предварительном задержании направляется компетентным органам запрашиваемого государства по диплома­тическим каналам или непосредственно по почте или телеграфу, или через посредство Международной организации уголовной полиции (Интерпол), или с помощью любых других средств, обеспечивающих письменное подтверждение или приемлемых для запрашиваемого государства. Запрашивающий орган незамедли­тельно информируется о предпринятых действиях по его запросу. Предварительное задержание может быть отменено, если в течение 18 дней после ареста запрашиваемое государство не получило запроса о выдаче и прилагаемых к нему документов. В любом случае этот период не может превышать 40 дней с даты такого


задержания. Возможность временного освобождения в любое время не исключается, однако запрашиваемое государство прини­мает любые меры, которые оно считает необходимыми, для пред­отвращения побега разыскиваемого лица. Освобождение не пре­пятствует повторному аресту и выдаче, если впоследствии получе­на просьба о выдаче (ст. 16 Европейской конвенции о выдаче).

Если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление на терри­тории запрашиваемого государства, его выдача может быть отсро­чена до прекращения уголовного преследования, приведения при­говора в исполнение или до освобождения от наказания (ст. 63 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче). Однако если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования (например, см. ст. 78 УК РФ) или причинить ущерб расследованию преступления, лицо, выдача которого требуется по ходатайству, может быть выдано на время. Выданное на время лицо должно быть возвра­щено после проведения действия по уголовному делу, для которого оно было выдано, но не позднее чем через три месяца со дня передачи лица. В обоснованных случаях указанный срок может быть продлен по решению Генерального прокурора запрашивае­мого государства (ст. 64 Конвенции СНГ). Согласно п. 2 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче, вместо того, чтобы отложить передачу, запрашиваемое государство может временно выдать требуемое лицо запрашивающему государству в соответствии с условиями, определяемыми на основе соглашения между ними.

При коллизии требований о выдаче лица за одно и то же преступление или за различные преступления, т.е. когда требова­ния поступили от нескольких государств, запрашиваемое государ­ство самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено (ст. 65 Конвенции СНГ). При этом оно должно принять свое решение с учетом всех обстоятельств и особенно относительной тяжести и места совершения преступле­ния, соответствующих дат запросов, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству (ст. 17 Европейской конвенции о выдаче).

Решения, принятые Генеральным прокурором Российской Фе­дерации как уполномоченным должностным лицом, относительно выдачи и иных вопросов, вытекающих из правоотношений, регламентированных Конвенцией СНГ, Европейской конвенцией о выдаче и другими соответствующими двусторонними догово­рами Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 15 и ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд заинте­ресованными лицами.

4. Осуществление уголовного преследования

В целях реализации принципов законности, равенства граждан перед законом, справедливости и гуманизма (ст. 3—8 УК РФ), в случаях, когда лицо совершило преступление на территории ино­странного государства, а затем вернулось в государство, гражда­нином которого оно является, и в силу этого выдача не может быть произведена, государство принимает на себя обязанность осущест­влять по поручению другого государства, но в соответствии со своим законодательством, уголовное преследование против собст­венных граждан, подозреваемых в том, что они совершили пре­ступление на территории запрашивающего государства (см. п. 1 ст 72 Конвенции СНГ).

В указанном случае граждане Российской Федерации, совер­шившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответ­ственности по У К РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государ­стве. При осуждении указанных лиц судом Российской Федерации наказание не может превышать верхнего предела санкции, преду­смотренной за вменяемое преступление законом иностранного государства, на территории которого было совершено это преступ­ление (ч. 1 ст. 12 УК РФ).

Конвенция СНГ предусматривает, что органы, осуществляю­щие предварительное расследование, и суды при расследовании преступлений и судебном рассмотрении уголовных дел обязаны учитывать предусмотренные законодательством запрашиваемого и запрашивающего государства смягчающие и отягчающие ответст­венность обстоятельства (см., например, ст. 61 и 63 У К РФ) независимо от того, на территории какого из государств-участни­ков они возникли (ст. 76).*

___________________

* Следует согласиться с мнением И. И. Лукашука о том, что «учет отягчающих обстоятельств не совсем соответствует общим принципам права» // Лукашук И. И. Указ соч С 261


Поручение об осуществлении уголовного преследования долж­но содержать наименование страны и запрашивающего учрежде­ния, описание деяния, в связи с которым направлено поручение

об осуществлении преследования, возможно более точное указание времени и места совершения деяния, текст закона запрашивающе­го государства, на основании которого деяние признается преступ­лением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу, фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности, заявления потерпевших по уголовным делам, воз­буждаемым не иначе, как по заявлению потерпевшего (см. ст. 27 УПК РСФСР), заявления о возмещении вреда (см. ст. 29, 53—54 УПК РСФСР) и указание на размер ущерба, причиненного пре­ступлением. К поручению прилагаются имеющиеся в распоряже­нии запрашивающего государства материалы уголовного пресле­дования, а также доказательства (п. 1 ст. 73 Конвенции СНГ).

При направлении запрашивающим государством возбужденно­го уголовного дела расследование по этому делу продолжается запрашиваемым государством в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством этого государства (п 2 ст. 73 Кон­венций СНГ). При этом каждый из находящихся в деле докумен­тов должен быть удостоверен гербовой печатью компетентного учреждения запрашиваемого государства, каковым в силу ст. 80 Конвенции СНГ является Генеральная прокуратура.

Следует иметь в виду, что в двусторонних договорах о правовой помощи по уголовным делам, заключенных Российской Федера­ции с рядом государств (например, Алжиром, Болгарией, Вен­грией, Ираком, Йеменом, КНДР, Румынией, Тунисом) обязан­ность возбуждения государством уголовного преследования про­тив собственных граждан, совершивших преступление на терри­тории соответствующего иностранного государства, возникает только в отношении преступлений, которые влекут выдачу ино­странных граждан в соответствии с положениями конкретного двустороннего договора. В то же время в Конвенции СНГ, а также в двусторонних договорах Российской Федерации с другими государствами (например, Азербайджаном, Албанией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Кипром, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдовой, Монголией, Польшей, Финляндией, Эстонией) подоб­ного ограничения обязанности возбуждения уголовного преследо­вания не установлено. Поэтому прежде чем возбуждать уголовное преследование против определенного лица, необходимо обратить­ся к положениям многосторонней конвенции или соответствующе­го двустороннего договора.

В целях защиты прав потерпевших (жертв преступлений) в договорах предусматривается, что если преступление, по которому


возбуждено уголовное дело, влечет за собой гражданско-правовые требования лиц, понесших ущерб от преступления, эти требования при наличии их ходатайства о возмещении ущерба рассматриваются компетентными органами запрашиваемого государства при разрешении данного дела (п. 2 ст. 72 Конвенции СНГ).

Конвенция СНГ предусматривает, что при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам двух и более государств-участни­ков, рассматривать их компетентен суд того государства, на территории которого закончено предварительное расследование, по правилам судопроизводства этого государства (ст. 77 Конвен­ции СНГ).

Подписанная Российской Федерацией Европейская конвенция о выдаче также содержит указание на обязанность осуществления уголовного преследования. Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции, если запрашиваемое государство не выдает своего гражданина, то оно по просьбе запрашивающего государства передает дело своим компетентным органам для возбуждения уголовного преследова­ния, если оно будет необходимым. Для этой цели запрашивающее государство бесплатно предоставляет запрашиваемому государст­ву документы, информацию и вещественные доказательства, ка­сающиеся преступления.

5. Иные вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: