Координация и руководство

Лечение и реабилитация

Лечение и реабилитация не являются мерами по уменьшению злоупотребления наркотиками в обществе. Нельзя излечиться от проблемы наркотиков, поэтому нельзя и ввести массового принудительного лечения, при котором наркоманы вылавливаются и изолируются в течение длительного времени. Тогда это понятие обретает тот же эффект, что запрет и контроль. Добровольное лечение в определенной степени удерживает злоупотребление на низком уровне. Наркоман, находящийся на лечении, не покупает наркотиков и, пусть, хоть и случайно, но оставляет наркорынок. Проходя курс реабилитации, он и не распространяет заразу, то есть не привлекает к наркотику новых пользователей. Добровольное желание вылечиться наступает в «карьере» наркомана достаточно поздно. К этому моменту наркозависимый больше не является «привлекательной рекламой» для потенциальных потребителей наркотиков. Поэтому, предложив наркоманам добровольное освобождение от зависимости мы не можем рассчитывать на сокращение числа новых пользователей наркотиков.

Лечение и реабилитация все равно должны предлагаться, но в другой связи. Речь здесь идет о гуманности, когда общество предлагает помощь человеку, пошедшему «кривой дорожкой». Однако неверно было бы думать, что это – эффективный метод для торможения роста злоупотребления наркотиками.

Определившись, на чем основываются наиболее эффективные стратегии, должно быть довольно легко координировать соответствующую деятельность. На самом деле в большинстве стран подобное единство не достигнуто. Знание тех, кто должен бороться с распространением наркотиков, отличается от знания тех, кто принимает решения. Нет согласия ни в целях, ни в методах, ни в определении ресурсов, потребных для достижения целей.

Ни в одной европейской стране нет хорошо разработанной стратегии, скоординированной для достижения четко обозначенной цели в борьбе с наркотиками. В этой области проводится много хорошей работы, однако положительные результаты объясняются скорее удачным стечением обстоятельств. Под «удачным стечением обстоятельств» я понимаю ситуацию, когда в стране появляются отдельные сильные, умные личности, которые занимаются проблемой наркотиков в каком-либо властном институте или организации. Современная Швеция – один из примеров. Швеция – невероятно «организованная» страна. Каждый швед является членом, в среднем, более трех общественных организаций. Эти общественные организации в течение последних 150 лет были настоящим «питомником» практически для каждого политического вопроса. Сказанное относится и к проблеме наркотиков.

Когда в Швеции в середине 60-х годов разразилась первая наркоэпидемия, этот вопрос еще не стал предметом широких общественных дискуссий. Уровень знаний общества о предмете был низок, а политики – весьма нерешительны в своих мнениях. Это привело к фатальной ошибке: разрешить выписку амфетамина амфетаминовым наркоманам. Злоупотребление наркотиком стремительно подскочило, что привело к созданию организации, выступающей за общество, свободное от наркотиков. Создание такой организации оказалось возможным благодаря сильной воле одного человека.

Впоследствии эта организация, совместно со многими другими, выступила за более рестриктивную наркополитику. По большому счету, все изменения шведской наркополитики явились результатом неудовлетворения, пришедшего «снизу», а не как декрет «сверху». То есть, когда борьба с наркотиками проводилась лучше всего, в начале 1990-х годов, и на всех уровнях общества существовала относительно хорошо организованная антинаркотическая деятельность, это не было результатом управления или координации каким-либо политическим руководством.

Хорошо это или плохо? Преимущество модели, которая, как в шведском случае, растет снизу, в том, что ей с самого начала обеспечена народная поддержка. Недостаток же в том, что эта деятельность рискует прекратиться сама, если не появится ясного руководства. Кто ответит за рост злоупотребления наркотиками? Общественные организации? Полиция? Школы?

Критика по поводу отсутствия руководства привела к появлению в 2002 году первого шведского «наркогенерала». В его обязанности входила организация борьбы против наркотиков, для чего и был набран штат в 10 помощников. Через полгода после этого премьер-министр решил назначить министра здравоохранения, который также отвечал бы за вопрос наркотиков. Одновременно с этим достаточно серьезные вопросы в сфере наркотиков уже находились в ведении двух других министров: министра социальных вопросов, отвечающего за лечение и реабилитацию, и министра юстиции, отвечающего за деятельность полиции и других правоохранительных органов. Я еще не назвал министра образования, отвечающего за то, чтобы молодежь получила обучение по проблеме наркотиков.

Четкая система руководства, обладающая полномочиями для координации четко сформулированной стратегии, нацеленной на достижение четко обозначенной цели, очень важна для успеха в рассматриваемой области.

Какого результата удастся достичь нынешнему разделенному руководству, зависит от целого ряда факторов. Например важно то, какими полномочиями оно будет наделено. Даже сравнительно ограниченная информационная кампания может быть радикально усилена масштабными контрольными методами. Соответственно, при отсутствии наркоманов не столь важно наличие разветвленной сети учреждений по лечению и уходу за ними. Никакое общество не сможет удержать на низком уровне злоупотребление наркотиками, если его усилия не будут поддержаны правовой системой. Если полиция не будет преследовать правонарушения, связанные с наркотиками, общество рано или поздно столкнется с наркоэпидемией.

Этому научили нас наши предшественники. Поэтому ООН объединилась вокруг строгой ограничительной антинаркотической политики, которая требует соединеннных усилий правовых систем всех стран мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: