Опыт создания практической модели противодействия

Давайте будем исходить из сильно упрощенной модели общества, в котором в течение 5 лет наблюдалась наркоэпидемия.

В построении этой модели мы используем целый ряд предположений, основанных на реальном опыте нескольких стран. Одним из них является то, что около 10% тех, кто пробует наркотики, впадает в зависимость от них на долгий период времени.

В нашем городе живет 50 000 человек. 10 000 из них – молодые люди в возрасте от 13 до 25 лет. 40% из этих молодых людей, то есть 4000 человек, пробовали наркотики. Из них 10% начнут серьезно злоупотреблять наркотиками. Группа наркоманов в городе состоит, в своем ядре, из 400 человек. Остаются еще 3600, иногда или просто один раз пробовавших наркотики.

Городские власти провели исследование и проанализировали, что эта проблема означает для города. Обнаружилось, что почти никто из «ядра» злостных наркоманов не работал. Они добывали средства к существованию преступным путем. Некоторые получали свои деньги, помогая продавать наркотики. Большая часть наркоманов совершала разного рода преступления: кражи, вымогательства, грабеж. Многие женщины-наркоманки занимались проституцией. Однако на наркотики приходилась лишь небольшая доля прибылей от сексуальных услуг. Большая часть шла напрямую в карманы организованной преступности. Иными словами, эти 400 человек обеспечивали свое существование не своим трудом. Они получали небольшую поддержку общества, некоторые – от своих семей, но большинство добывали средства к существованию посредством преступной деятельности.

Было также подсчитано, какой психологический урон был нанесен наркоманами их близким. Много дней в году близкие наркоманов отсутствовали на работе по причине тревоги или практических проблем вокруг наркомана. Один из экспертов подсчитал, какие потери дохода получены из-за перерывов в трудовой деятельности, выходов на бюллетень жертв ограблений, совершенных наркоманами.

Городские власти обнаружили также, что многие политические силы получали финансовые средства от организованной преступности, которые, в свою очередь, получали деньги от проституции и торговли наркотиками. Это начало представлять серьезную угрозу демократии.

Городские власти, в руках которых по воле случая было сконцентрировано распоряжение бюджетными средствами по всем областям, руководили также полицейским управлением и здравоохранением. Они принимали решения по всем бюджетным вопросам, относящимся к защите правопорядка, медицине и образованию. Поскольку представители городских властей разбирались в принципах менеджмента, они решили назначить для решения проблемы специального руководителя.

Его задача была проста – остановить эпидемию. По истечении 4 лет число молодых людей, пробующих наркотики не должно было превышать 4%, и, следовательно, в зависимость не должно было впадать более 40 человек. Руководитель получил возможность свободно распоряжаться предоставленными ему ресурсами. Хотя городские власти считают, что наркомания это очень серьезная проблема, и понимают, что она слишком дорого обходится обществу, они не могли предоставить ответственному больше 50 человек для помощи в решении проблемы.

Через пару недель наркогенерал пришел в городское правление и представил свой план. Он выглядел таким образом: Сотрудники: 1+3. Координируют деятельность, информируют общественность в целом, а также родителей и учащуюся молодежь в частности.

Наркополиция: 18 человек. Работают в основном на улице, на дискотеках, в местах встреч подозреваемых наркоманов. В своей работе они ориентируются, прежде всего, на потребителей.

Следователи: 5 следователей тщательно расследуют все преступления, связанные с наркотиками, особенно касательно несовершеннолетних.

Прокурор: специалист по наркопреступлениям, работает в тесной связи с полицией и следователями.

Судья: специалист по делам, связанным с наркотиками. Работает судьей в случаях, касающихся молодежи и наркопреступности.

Места лишения свободы: 12 работников тюрем, специально обученных для работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками. Работают в отделениях, которые, естественно, полностью «свободны» от наркотиков.

Лечение и реабилитация: 10 специалистов. Некоторые работают в открытых лечебных учреждениях, но большинство в закрытых местах лечения.

Приведенная модель представляет, конечно, упрощенную схему и может служить, в основном, для мысленного эксперимента. Она далека от шведской действительности. Индустриальной страной, наиболее близкой к модели, вероятно, может считаться Япония.

Томас Халлберг Директор ECAD - «Европейские города против наркотиков».

Краткая информация об авторе:

  • Родился в 1961 году.
  • В 1982 году окончил шведский национальный университет полиции.
  • С 1983 по 1986 гг. работал в полиции Гетеборга.
  • С 1987 по 1994 гг. служил в полиции Стокгольма, в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
  • С 1995 по 1998 гг. – офицер связи скандинавских стран в Санкт-Петербурге (Россия).
  • С 1999 по 2002 гг. – директор Международной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков».
  • Принимал участие в конференциях посвященных теме наркотиков в городах Глазго, Рейкьявик, Драммен, Истад, Евле, Карлскрона, Вильнюс, Нарва, Стокгольм, Санкт-Петербург, Вологда, Таллинн, Рига, Дюссельдорф, Троса, Вэстерос, Бургас, Сан-Патриньяно, Калининград, Кохтла Ярве, Саутгемптон, Мальме;
  • Изучал методы борьбы с наркотиками в США, Ирландии, Северной Ирландии, Великобритании, Шотландии, Норвегии, Дании, Финляндии, Исландии, Германии, Италии, Польше, Беларуси, Украине, России, Болгарии, Бельгии, Кипре, Мальте, Эстонии, Латвии, Литве, Японии, Боснии-Герцеговине.
  • Автор доклада «Наркополитика 15-ти европейских стран» для шведского правительства.
  • Считает, что менеджмента по борьбе с наркотиками пока не существует.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: