Перевод бюджетных средств и их учёт

Клиенты полевого банка, открывшие в нём бюджетные счета на балансовых счетах №№ 40106 и 40107, могут совершать любые операции как по зачислению, так и по снятию (переводу) этих средств на бюджетные, либо текущие счета учреждений и организаций.

Для осуществления операции по списанию и телеграфному переводу средств бюджета на счёт клиента, открытый в другом банке, владелец бюджетного счёта (например, 40106…01) представляет в свой банк (полевое учреждение) платёжное поручение ф.0401002 в котором указывает:

§ номер поручения;

§ дату;

§ наименование плательщика (если это в/ч, то пишется слово «Воинский»), его индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) и номер его бюджетного счёта (например: 40106810000000920001);

§ наименование банка плательщика, города в котором он находится и номер его банковского идентификационного кода (БИКа);

§ наименование получателя, его ИНН и номер его бюджетного или текущего счёта;

§ наименование банка получателя, города в котором он находится и номер его банковского идентификационного кода (БИКа), а также, если имеется, то и номер корреспондентского счёта этого банка в его РКЦ;

§ сумму прописью и цифрами;

§ в разделе «Назначение платежа» указывается:

ü при финансировании получателя по смете МО РФ: «Финансирование по разделу…, параграфу…, главе…, символу…» (например: «Финансирование по разделу 208, параграфу 3, главе 192, символу 92»);

ü при иных платежах пишется: «По договору №… от “…”….. 199..г Счёт №… (и сумма по каждому счёту с указанием налога на добавленную стоимость НДС)»;

§ подписи и гербовая печать клиента, согласно заявленным образцам;

§ кроме этого, при телеграфном переводе в поручении указывается (подчёркивается) слово «телеграфом».

В бухгалтерии полевого учреждения Банка России на основании поступившего поручения, для осуществления иногороднего платежа, составляется телеграфное авизо следующего содержания: (см. тему №5)

«Адрес банка получателя и его БИК.

Министерство обороны: номер БИК банка отправителя.

Кредитуйте наименование банка получателя, номер корреспондентского счёта банка получателя в его РКЦ, номер расчётного счёта получателя, наименование получателя, его ИНН, сумма цифрами, указывается назначение платежа из платёжного поручения, наименование плательщика, номер его бюджетного счёта, его ИНН, наименование банка отправителя, дата и номер авизо, кодовые знаки, подпись начальника полевого учреждения и гербовая печать банка отправителя авизо»

Поступающие в учреждение банка бюджетные средства, подлежащие зачислению на балансовый счёт № 40106, зачисляются на него по соответствующим лицевым счетам клиентов (40106…01, 40106…02 и т.д.) на основании:

Ø ответного провода к телеграфному кредитовому авизо;

Ø второго экземпляра платёжного поручения о переводе бюджетных средств;

Ø мемориального ордера;

Ø объявления на взнос наличными;

Ø приходного кассового ордера.

Списание средств с бюджетного счёта № 40106 может осуществляться на основании платёжных поручений, денежных чеков, расходных кассовых ордеров, мемориальных ордеров, платёжных требований, платёжных требований-поручений и аккредитивов.

При безналичном списании средств с балансового счёта № 40106 в ПУ ЦБ РФ делается проводка: Д-т 40106; К-т Счёт получателя.

При получении наличных денег с бюджетного счёта делается следующая проводка: Д-т 40106; К-т 20201.

При безналичном зачислении средств на счёт 40106 делается проводка: Д-т Счёта плательщика; К-т 40106.


Система сверки с финансовой службой отчётных данных о полученных из федерального бюджета средствах

Не реже одного раза в месяц клиенты полевого банка, имеющие бюджетные счета, обязаны получать выписку по этим счетам, для осуществления сверки операций прошедших по счёту в учреждении банка и, зафиксированных клиентами по их собственным учётным документам. Выписка по бюджетному счёту ни чем не отличается от выписки по обычному клиентскому счёту.

По состоянию на 1-е января каждого года клиент обязан предоставить в ПУ подтверждение остатка по бюджетному счёту № 40106.

Для завершения исполнения бюджета за прошедший год Департаментом полевых учреждений Банка России даются указания полевым банкам по заключительным оборотам по всем бюджетным счетам. Данные указания обязаны также исполнять и клиенты банка, так как они основываются на указаниях Минфина и Центробанка.

В качестве примера можно привести порядок закрытия бюджетных счетов за 1994год. Согласно указаниям ДПУ ЦБ РФ, 10 января 1995 года все бюджетные предприятия, организации, учреждения (в том числе и в/ч) со своих бюджетных счетов отдельными платёжными поручениями перечислили в порядке заключительных оборотов за 1994 год остатки неиспользованных ими бюджетных средств. Эти остатки были перечислены на отдельные лицевые счета, открытые в полевых банках каждой организации на специальном пассивном балансовом счёте «Средства федерального бюджета будущего года». По этим отдельным лицевым счетам осуществлялись, предусмотренные ДПУ операции, до 27 января 1995 года.

А 27 января 1995 года сумма остатка с балансового счёта «Средства федерального бюджета будущего года» была перечислена на, вновь открытый в новом 1995 году, балансовый счёт «Доходов федерального бюджета, на отдельный лицевой счёт «Остатки бюджетных средств на начало года». То есть неиспользованные в прошлом году остатки бюджетных средств были зачислены в доход федерального бюджета. Со временем (в течение года) эта сумма неиспользованных бюджетных средств, в составе прочих доходов бюджета, была перечислена по принадлежности, т.е. в вышестоящее ПУ, затем в Департамент, а оттуда в Минфин.

В настоящее время, согласно Инструкции № 66 от 18.09.97, неиспользованные бюджетные средства в 1-й рабочий день нового года подлежат перечислению со счетов 40106 и 40107 на счета 40113 «Средства федерального бюджета прошлого года, выделенные государственным предприятиям, организациям и учреждениям» и 40114 «Средства федерального бюджета прошлого года, выделенные негосударственным предприятиям, организациям и учреждениям» соответственно. А затем, согласно указаниям ЦБ РФ, эти бюджетные средства либо вновь возвращаются бюджетополучателям, либо перечисляются в доход федерального бюджета на счёт 40102 “Доходы федерального бюджета”.

Кроме расходования бюджетных средств может производиться их восстановление. Денежные средства зачисляются на бюджетный счёт № 40106 на восстановление бюджетных расходов как наличными деньгами, так и безналичными перечислениями с текущих, расчётных или бюджетных счетов. От отдельных физических лиц перечисления на восстановление бюджетных средств могут производиться как наличными деньгами (с выпиской приходного кассового ордера), так и безналичным порядком – с вкладных счетов этих граждан. Однако следует иметь в виду, что документы по такому перечислению должны быть с разрешающей визой довольствующего финансового органа.

В приходных кассовых ордерах и в заявлениях вкладчиков (при снятии-списании денег с вкладного счёта) указывается наименование получателя («воинский»), номер бюджетного счёта получателя, а также номера статей сметы МО РФ на которые подлежат отнесению сдаваемые на бюджетный счёт суммы. Номера этих статей вноситель обязан узнать в ДФО самостоятельно.

Если суммы на восстановление бюджетных средств переводятся платёжными поручениями, то в графе «Назначение платежа» воинские части указывают:

Ø статьи сметы Министерства Обороны, по которым подлежат зачислению переводимые суммы, а по суммам, полученным воинской частью от военнослужащих за имущество, кроме того слова: «За имущество»;

Ø номер лицевого счёта, установленный ДФО для данной воинской части;

Ø при возврате на бюджетные счета сверхлимитных сумм по финансированию, номера статей сметы МО не указываются, а в графе «Назначение платежа» пишутся слова: «Сверхлимитные суммы».

Полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации принимают средства от воинских частей, учреждений, от самих военнослужащих для последующего зачисления этих средств в доход федерального бюджета. Приём от клиентов средств осуществляется как в безналичном порядке, так и наличными деньгами.

Для осуществления безналичного платежа в бюджет клиент представляет в полевое учреждение оформленный бланк платёжного поручения, в котором в разделе «Назначение платежа» точно указывает, от каких поступлений эти средства образовались, а также номера раздела, параграфа и символа, по которым необходимо зачислить указанную сумму в доход федерального бюджета.

Точно такая же запись делается и в соответствующей графе бланка объявления на взнос наличными или приходного кассового ордера, когда клиент желает сдать наличные деньги для зачисления их в доход федерального бюджета.

Если клиент самостоятельно не может определить номера разделов, параграфов и символов, то работники банка будут руководствоваться Классификацией доходов и расходов бюджетов РФ.

Вносителю наличных денег (физическому лицу) выдаётся квитанция (или копия приходного кассового ордера), заверенная подписями должностных лиц и оттиском гербовой печати самого банка. Если платёж в бюджет осуществляется вкладчиком самого полевого банка путём безналичного перечисления с его вклада на основании заявления самого клиента, то в подтверждение платежа ему возвращается второй экземпляр его заявления, заверенный подписями работников банка и оттиском гербовой печати.

Как уже говорилось в первом учебном вопросе, для учёта каждого вида доходов в банке открываются отдельные лицевые счета по балансовому счёту № 40102. В бухгалтерии банка эти лицевые счета ведутся в электронном виде и распечатываются в одном экземпляре (так как выдача выписок по этим счетам не требуется). В лицевых счетах отражаются суммы каждого отдельного поступления. Например: при поступлении в полевой банк платёжного поручения от в/ч, в котором в графе «Назначение платежа» будет указано: «Подоходный налог с физических лиц: раздел 7, параграф 1, символ 53», в бухгалтерии банка будет сделана следующая проводка: Д-т 40503; К-т 40102810000000530001.

Затем соответствующая сума будет списана со счёта в/ч и зачислена на балансовый счёт № 40102 «Доходы федерального бюджета» по лицевому счёту №40102810000000530001 «Подоходный налог с физических лиц». Причём запись о зачислении будет произведена по лицевому счёту №40102810000000530001 «Подоходный налог с физических лиц».

В основном, в течение года бухгалтерией полевого учреждения осуществляются операции только по кредиту счёта №40102 и лишь в установленные Банком России сроки (раз в 5 дней, в 10 дней, в месяц, в конце года) остаток этого счёта списывается (операция по дебету) и перечисляется вышестоящему полевому банку с разбивкой по видам (символам) поступлений. Делается проводка: Д-т №40102 на сумму остатка; К-т №30701.

Следовательно, на начало года остатка по балансовому счёту №40102 в полевом учреждении быть не должно.

Однако помимо указанной операции, возможны ещё дебетовые операции по счёту №40102. А именно: возможен возврат из бюджета сумм неправильно зачисленных клиентом в доход федерального бюджета. Такой возврат производится по распоряжению Министерства финансов на основании ходатайства финансовых органов воинских частей через довольствующую финансовую службу. Полевые банки указание на возврат сумм, зачисленных ранее в бюджет, получают от Департамента ПУ ЦБ РФ, после положительного решения Минфина. Тогда в бухгалтерии банка изготавливается мемориальный ордер с контировкой: Д-т №40102; К-т по Счёту клиента.

Возможна такая же дебетовая операция, но тогда, когда ошибочное зачисление на счёт №40102 произошло по вине работников банка. В этом случае ошибочно зачисленная сумма списывается со счёта № 40102 на основании исправительного ордера без истребования разрешения от Департамента ПУ ЦБ РФ.


Классификация доходов и расходов федерального бюджета и их учёт

Классификация доходов и расходов федерального бюджета утверждена приказом Министерства финансов РФ № 71 от 14 августа 1992 года.

В ней доходы федерального бюджета сгруппированы по разделам и параграфам.

Раздел по доходам отражает определённый тип дохода. Например: раздел № 21 – «Налог на добавленную стоимость». Всего в классификации доходов 62 раздела.

Параграф в разделе обозначает вид дохода. Например: в разделе № 21 первый параграф называется «Товары, работы и услуги».

Расходы федерального бюджета сгруппированы по разделам, параграфам, главам и статьям.

Раздел объединяет расходы на соответствующие цели, вытекающие из основных функций государства. Например: расходы государства на оборону объединены в 208-м разделе «Национальная оборона».

Параграф показывает вид расхода или расходы по мероприятиям (адресное выделение финансовых ресурсов). Например: среди расходов на национальную оборону параграфами выделены следующие виды расходов:

· на содержание армии и флота – параграф 1;

· на закупку вооружения и военной техники – параграф 2;

· на капитальное строительство – параграф 3;

· на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – параграф 4;

· на пенсии и пособия военнослужащим – параграф 5;

· на прочие расходы – параграф 40.

По главе учитываются расходы по соответствующим министерствам и ведомствам.

Статья отражает направление расходуемых средств.

Всем сметным подразделениям бюджетной классификации по доходам и расходам присваиваются постоянные номера – символы, которые нужны для составления отчётов о кассовом исполнении федерального бюджета и для нумерации лицевых счетов в бухгалтерии.


В полевых учреждениях ЦБ РФ в настоящее время, как правило, учитываются следующие доходы федерального бюджета:

1. Налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций: раздел 2, параграф 1, символ 01 (учитываются средства, поступающие в основном от военторгов);

2. Налог на добавленную стоимость. Товары работы и услуги: раздел 21, параграф 1, символ 02 (на лицевом счёте № 40102810000000020000 учитываются средства, поступающие от военторгов);

3. Другие поступления: раздел 62, символ 20 (на лицевом счёте 40102810000000200000 учитываются поступления от клиентов по прочим видам доходов федерального бюджета, не учтённым в остальных разделах и параграфах Классификации доходов и расходов, как правило, это суммы штрафов и пени);

4. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах: раздел 11, параграф 1, символ 31 (на лицевом счёте под символом 31 учитываются суммы госпошлины, поступающие от клиентов);

5. Прочие налоги, сборы и другие поступления. Возврат бюджетных ссуд: раздел 12, параграфы 17 и 18, символ 32 (на лицевом счёте под символом 32 учитываются суммы, поступающие от в/ч, учреждений, организаций МО РФ);

6. Подоходный налог с физических лиц: раздел 7, параграфы 1 и 2, символ 53 (на лицевом счёте под символом 53 учитываются суммы, поступающие от в/ч, военторгов и прочих клиентов, которые производят удержание данного этого налога с заработной платы своих рабочих и служащих).

Кроме перечисленных выше лицевых счетов, в бухгалтерии полевого учреждения могут вестись и другие лицевые счета по учёту доходов федерального бюджета. Всё зависит от того, какие расчёты с бюджетом будут вести клиенты данного полевого банка, ибо на каждый вид доходов (см. классификацию) должен открываться отдельный лицевой счёт.


Отчётность по кассовому исполнению федерального бюджета

Полевые учреждения Банка России, согласно письму ЦБ РФ №134 от 30 декабря 1994 года «О схеме ежемесячного отчёта о кассовом исполнении федерального бюджета», на основании данных бухгалтерского учёта составляют на 1-е число каждого месяца «Ежемесячный отчёт о кассовом исполнении федерального бюджета» (форма 412) и «Ежемесячный дополнительный отчёт о кассовом исполнении федерального бюджета» (форма 413).

А также по состоянию на 1-е, 5-е, 15-е, 20-е и 25-е числа каждого месяца составляются оперативные отчёты (форма №746) и (форма №746 Д – дополнительный). Эти отчёты составляются в рублях и представляются в вышестоящее полевое учреждение.

Ежемесячный отчёт о кассовом исполнении федерального бюджета по форме 412 составляется в разрезе сметных подразделений бюджетной классификации по символам банковской отчётности по:

Ø доходам (нарастающими итогами с начала года);

Ø расходам на пенсии и пособия военнослужащим, органам МВД, ФСБ (также нарастающими итогами с начала года);

Ø остаткам неизрасходованных средств федерального бюджета. Эти остатки неизрасходованных средств сообщаются в расшифрованном виде согласно символам, установленным для глав в приложении № 2 к Письму Центробанка № 134 от 30.12.94.

В ежемесячном дополнительном отчёте по форме 413 отражаются остатки неизрасходованных средств федерального бюджета учитываемые на текущих лицевых счетах организаций финансирующихся за счёт средств федерального бюджета по разделам 208 (параграфы 1,2,3,4,40); 209, 214, 225 по соответствующим символам, приведенным в приложении № 2 к бюджетной классификации.

Отчёты по форме 412 и 413 представляются одновременно в установленные вышестоящим банком сроки. При составлении этих отчётов необходимо проверять соответствие отчётных данных (ф.412 и ф.413) данным оперативной отчётности (ф.746) и баланса (ф.103 – отчётный баланс). В случае расхождений банк должен представить в вышестоящее учреждение (вплоть до Департамента ПУ ЦБ РФ) объяснения этих расхождений, Департамент ПУ ЦБ РФ будет представлять исчерпывающие объяснения «Департаменту организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов ЦБ РФ».

Отчёт ф.746 составляется в полевом учреждении на основании лицевых счетов, открытых по балансовым счетам №№ 40102 и 40106. В нём в рублях указываются остатки по этим счетам на отчётную дату и, кроме того, после контрольного итога по счетам №№ 40102 и 40106, дополнительно указывается остаток по балансовому счёту № 40503 «Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации».

Форма отчёта следующая:

«Командиру части …

Форма 746 40102111 111 40106222 222 333 40503555 Командир части …

Где: 111 – остаток по счёту 40102 на отчётную дату;

222 – остаток по счёту 40106 на отчётную дату;

333 – сумма остатков по счетам 40102 и 40106;

555 – сумма остатка по балансовому счёту 40503 на отчётную дату».

При составлении и представлении (отсылке) отчётов, следует помнить следующее, что суммы расходов федерального бюджета, учитываемые под отдельными символами, такими как: 92, 03, 50, 71, 76, 74, 58, 94 и т.д., являются секретными. Следовательно, отчёты, в которых будут фигурировать эти суммы, должны представляться в вышестоящее учреждение особым (т.е. секретным) порядком.

Подробнее формы отчётов полевого банка, порядок их составления и проверки мы с Вами рассмотрим при изучении темы 10 нашей дисциплины.

А на сегодняшнем занятии Вы получили представление о порядке открытия бюджетных счетов и работе с ними, узнали об операциях, совершаемых по учёту доходов и расходов федерального бюджета, а также ознакомились с отчётностью по кассовому исполнению федерального бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: