Групповая работа

Сущность групповой работы в приоритете общения с другими людьми, которые имеют что-то общее. Много групп являются неформальными и имеют неофициального, неформального лидера; другие — организованные и имеют одного или больше лидеров, координаторов.

На сегодня существуют три главных модели групповой работы:

· терапевтическая групповая работа — групповая психотерапия;

· социальная групповая работа;

· саморуководимая групповая работа — группы самопомощи.

Групповая психотерапия имеет индивидуальные терапевтические цели и направлена на облегчение состояния или преодоление личностных проблем: тревога, низкая самооценка, недостаточность целенаправленности, неэффективность управления стрессом, низкая трудоспособность, заниженная эмоциональность или контроль над ней, что трудности в межличностных отношениях, дискомфорт в групповых ситуациях или недостаток доверия к другим людям. Групповой психотерапией, как правило, занимаются психолог или психотерапевт.

Групповое консультирование ориентировано на решение определенных проблем или модификацию специфичных ситуаций, которые схожи для членов всей группы (эмоциональные, межличностные проблемы или проблемы, касающиеся льгот и прав). Лидерами таких групп могут быть как психологи, так и социальные работники.

Социальная групповая работа — метод СПР, который помогает индивиду улучшить его функционирование с помощью получения целенаправленного опыта в группе и позволяет эффективнее исполнять персональные, групповые, социальные роли. Это любая систематичная программированная активность группы людей, которые разделяют общие интересы или имеют общие проблемы, с целью достижения определенных целей.

Цель социальных групп — функциональная активность по преодолению изолированности, приобретение позитивного опыта общения. В таких группах происходит развитие интересов и навыков, повышение чувства собственного достоинства. Примерами таких групп являются клубы, дневные центры для людей пожилого возраста, для молодежи с определенными проблемами, для бывших пациентов психиатрических лечебниц, для людей с ВИЧ /СПИДом, больных раком.

Образовательные группы занимаются обменом информацией и формированием навыков через прямые инструкции. Это необходимо как для приобретения новых знаний, умений, которых не хватает, так и для подготовки к следующим стадиям жизни (до или после выписки с психиатрической, наркологической клиники, освобождение с мест лишения свободы). В таких группах применяется специфический способ обучения — активное приобщение к решению реальных проблем, приобретение собственного опыта через дискуссию или ролевую игру.

Социальные терапевтические группы — поддержка адаптивных форм поведения или модификация не принятых форм поведения (преступное поведение, употребление алкоголя или наркотиков). К этой категории относят также группы ориентированные на определенную проблему.

Дискуссионные группы имеют целью обсуждение вопросов, проблем, актуальных для определенного круга людей. При этом происходит обмен опытом, взглядами, мыслями между членами группы.

Группы самопомощи, группы социальных действий создаются для поддержки и решения индивидуальных проблем. С их помощью организуют кампании по смене социальных установок и защите интересов и прав. Ресурсы группы используются с целью:

· предоставления возможностей иметь развлечения и удовольствия в жизни;

· облегчения способов распознания и удовлетворения собственных потребностей;

· помощи в выражении своих потребностей и чувств, обучение оказанию и получению помощи;

· использования группового процесса для понимания и преодоления преград, которые мешают получать поддержку, помощь;

· основания групп, в которых ее члены могут продолжать встречаться неформально.

В работе любой группы наблюдается групповая динамика — изменение структуры группы, разделение власти, позиций, ролей, групповых норм, моделей поведения, общения, межличностных отношений. Групповая динамика обусловлена влиянием членов группы и внешними требованиями. При этом группы могут быть закрытыми, когда в начальный состав не включаются новые члены, и открытыми, когда состав участников меняется.

Групповые нормы (правила) регулируют функционирование групп отношения ее членов. Эти правила принимаются по соглашению с членами группы, и они могут быть разнонаправленными. Вместе с этим, есть правила, принятие которых необходимо и желательно для каждой группы: конфиденциальность; решение конкретных проблем; необходимость говорить от собственного имени (Я хочу…, думаю…, могу.); обращение к другим на «ты», употребление имени; активность членов группы при решении проблем; принцип «тут и теперь».

Позитивные моменты групповой работы:

· универсализация — обобщение проблем, потребностей, чувств, мотивов. Люди начинают понимать, что другие чувствуют подобное и имеют такие же проблем. Исчезает чувство уникальности своей проблемы, чувство отчуждения и одиночества, повышается самооценка;

· сплоченность — чувство поддержки со стороны других членов группы, понимание того, что вас воспринимают как личность;

· обратная связь — получение честной и правдивой информации о себе, своей проблеме и пути их решения со стороны других людей. При этом разные мысли дают простор для выбора, а однозначные мысли дают чрезвычайную силу переубеждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: