Первые теоретические концепции области социальной психологии

Этапы развития социальной психологии.

Первый этап - становление социальной психологии как науки - охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Оп­ределяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам соци­альной психологии. На этом этапе решение и теоретический ана­лиз социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, фи­лософов, литературоведов, этнографов и т.д. Большинство выше­перечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода яв­ляется К.Левин, создатель теории групповой динамики. Он иссле­довал проблемы социальных факторов воли как целенаправлен­ного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т.д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разраба­тывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ.

Экспериментальная психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план.

Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузов­ские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое при­стальное внимание к социально-психологическим вопросам вы­звано потребностями совершенствования и стабилизации общест­венных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: соци­ально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология фор­мирования общественного мнения и др.

Первые теоретические концепции в облас­ти социальной психологии разрабатывались во второй половине XIX - первой трети XX века.

Языковед Штейнталь и философ Лацарус, за­явили о психологии народов или народной психологии как нау­ке - это было началом разработки одной из первых социально-психологических концепций - психологии на­родов. Позднее концепцию психологии народов разрабатывал Вундт, написавший десятитомный труд с соответствующим на­званием.

В.Вундта принято считать родоначальником эксперименталь­ной психологии, поскольку он, будучи учеником знаменитого фи­зиолога Гельмгольца, впервые предложил отделить психологию от физиологии и превратить ее в отдельную науку. При этом Вундт параллельно занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека через метод внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспек­ция); проблемой влияния психологии народа на сознание кон­кретного индивида,

В.Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях. Он считал, что необходимо изучать те явления общест­венной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил три таких осно­вополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи.

Язык весьма существенно влияет на психологию народа, по­скольку он содержит в самой общей форме живущие в духе наро­да представления. Анализ различных языков как социально-психологических знаковых систем данного этноса показывает, что разница между ними достаточно существенная. Наиболее важным для системы индивидуальных представлений является язык, на котором человек думает, хотя знание других языков вно­сит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем его мире. Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках.

Социально-психологическое значение мифов заключается в том, что они несут в себе первоначальное содержание представле­ний в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, свя­занные с представлениями. Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о мире, но также и цен­ности, идеалы, долженствования. Они возникают на ранней ста­дии развития человеческого общества и транслируются через сказки, былины, эпос, любые художественные произведения, имея широкое распространение в обществе как на уровне обще­ственного сознания, так и на уровне индивидуального. Мифы передаются всей культурой общества, определяя мифологиче­ские представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим и плохим. Мифы часто определяют психологическую потребность человека видеть веши в определенном свете. Они могут помогать человеку пости­гать истину, но могут также и искажать ее. В любом случае ми­фологическое восприятие формируется непроизвольно в процес­се социализации и является более подсознательным процессом, нежели сознательным.

Обычаи представляют собой способы поведения, которые яв­ляются наиболее типичными в стандартных социальных ситуаци­ях у данного народа. Они регулируют поведение человека в раз­личных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно значимых для человека событиях во вступ­лении в брак, рождении ребенка, похоронах и др.

Почти одновременно с разработкой концепции психологии народов появляются концепции массового общества, или концеп­ции психологии масс, исследующие проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека. Г.Тард рассматривал народ как гигант­скую аудиторию, воспринимающую определенную информацию, поступающую из одного источника. Большинство социальных процессов в рамках данных концепций рассматривается с точки зрения развития цивилизации. Разрабатывается понятие массовой культуры как совокупности культурных ценностей в индустриаль­ном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Массовой культура является как по месту, так и по времени, т.е. потребите­лями массовой культуры являются практически все цивилизован­ные люди, и само ее производство осуществляется изо дня в день. Главный признак массовой культуры - стандартизация жизни, ко­торая не может не влиять на психологию человека в обществе.

Все достижения цивилизации рассматриваются как результат деятельности элиты, и большинство социально-психологических отношений изучается в системе взаимодействия элиты и массы. Элита - составная часть общества, в которую входит высший, при­вилегированный слой, осуществляющий функцию управления, -люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности; пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, бо­гатством; обладающие интеллектуальным и моральным превосход­ством; творческое меньшинство в отличие от нетворческого боль­шинства. Психологическое состояние общества изучалось в зави­симости от доминирующего влияния на него либо элиты либо мас­сы. При этом считалось, что если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности. Рассматривались социально-психологические феномены перехода доминирования от элиты к массам на примерах революций, гражданских войн, стихийных бунтов. Изучались изме­нения индивидуального поведения человека в толпе.

Г.Лебон - один из родоначальников социальной психологии полагал - что вслед за промышленной революцией, ростом горо­дов и увеличением средств массовой коммуникации жизнь все больше определяется поведением толпы, которая представляет собой слепую разрушительную силу. Особенно в ситуации соци­альных изменений.

Концепции психологии масс, разрабатываемые Г.Тардом и Г.Лебоном, содержали в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношений массы и элиты, влияния средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида. В целом, данные концепции имеют значение для анализа больших слабо организо­ванных социальных групп. Любая большая социальная группа, даже хорошо организованная, под влиянием определенных усло­вий может очень быстро превратиться в стихийную. Закономер­ности функционирования стихийных социальных групп были ис­следованы при разработке вышеназванных концепций.

Одной из наиболее консервативных первых концепций в об­ласти социальной психологии считается концепция инстинктов социального поведения Мак-Дугалла. Она разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Дарвина. В частности, идеи о борьбе за существование среди себе подобных; о приспособитель­ном значении психики как важнейшего средства адаптации к сре­де; о движущих силах развития социальных организмов, в основе которых лежат изменчивдсть вида, естественный отбор и наслед­ственность. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного. Социальные явления и процессы объяснялись им с биологических позиций, в связи с чем его теория получила название биологизаторской.

Основная идея заключалась в том, что причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами. В связи с этим изучались социальные инстинкты, определяющие чувства: инстинкт борьбы, связанный с гневом и страхом; инстинкт бегст­ва, связанный с чувством самосохранения; инстинкт воспроизве­дения рода, связанный с чувством любви; инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности; стадный инстинкт, связан­ный с чувством принадлежности к социальной группе и др. Наи­большее значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, ко­торый удерживает людей вместе.

Концепция инстинктов социального поведения, в отличие от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную актуальность, однако ее значение состояло в выделе­нии некоторых биологических факторов, определяющих социаль­ное поведение личности. Кроме того, именно в рамках данной концепции впервые появился сам термин «социальная психоло­гия». Позднее данная концепция повлияла и на развитие психо­аналитического направления в психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: