double arrow

Международно-правовая защита жертв войны

Правовой режим раненных и больных Режим данной категории лиц регламентируется главным образом Женевской конвенцией об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949 года и Женевской конвенцией об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 года. Если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, они считаются военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных. В отношении раненых запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, пытки, взятие заложников, применение практики апартеида, и другие действие унижающие достоинство человека. Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или ок­купированных районах, по собственной инициативе подбирать ра­неных и больных и ухаживать за ними.

Правовой режим военнопленных. Основным документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года, согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта. МГП запрещает осуществлять дискриминацию военнопленных. К женщинам оно предписывает относиться со всем полагающимся их полу уважением. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска неприятеля. Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращению военных действий. Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности. Военнопленных (за исключением офицеров) можно привлекать к работам, не связанным с военными действиями (сельское хозяйство, работы по дом. хоз-ву, погрузо-разгрузочные работы на транспорте). Подчиняются военнопленные законам, уставам и приказам действующим в вооруженных силах держащей в плену державы. Если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к побегу, то он несет только дисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные, которые оказывали ему помощь.

Правовой режим гражданского населения регулируются Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной катего­рии участников вооруженного конфликта и непосредственно не прини­мающие участия в военных действиях. К гражданскому населению не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений. Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой деятельности за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных операциях. Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение граж­данского населения продовольствием и медикаментами. Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительству­емых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольно­го поступления его в армию неприятельского государства. Международное право, применяемое в период вооруженных кон­фликтов, содержит нормы, в соответствии с которыми воюющая сто­рона несет ответственность за обращение своих представителей с гражданским населением, причем это не снимает личной ответствен­ности с этих представителей.

Защита лиц не участвующих в военном конфликте (медицинский персонал, журналисты). Медицинский персонал, предназначенный для розыска и подби­рания, транспортировки или лечения раненых и больных и принад­лежащий исключительно к администрации санитарных формирова­ний, находится под защитой МГП. Такая защита обеспечивается и в том случае, если: а) личный состав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своим оружием для самообороны или зашиты своих раненых или больных; б) ввиду отсутствия воо­руженных санитаров формирование или учреждение охраняется пи­кетом, часовыми или конвоем; в) в формировании или учреждении будут найдены ручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых или больных и не сданные еще по принадлежности; г] в формировании или учреждении находятся личный состав и имущество ветеринарной службы, не являющиеся его неотъемлемой частью; д) гуманитарная деятельность сани гарных формирований и учреждений или их персо­нала распространяется на раненых и больных гражданских лиц. К личному составу санитарных формирований и учреждений в своих правах приравнивается личный состав добровольческих об­ществ помощи, уполномоченных своим правительством, а также организации Красного Креста и соответствующие им другие нацио­нальные общества.

23. Международно-правовые вопросы гражданства Под населением в международном праве понимается совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. В понятие населения любого государ­ства входят: а) граждане данного государства (основной состав насе­ления); б) иностранные граждане; в) лица, имеющие двойное граж­данство (бипатриды); г) лица, не имеющие гражданства (апатриды). Правовое положение населения любой страны регулируется внут­ренним законодательством — конституциями, законами о граж­данстве и другими нормативными актами государства. Вместе с тем имеется определенная группа вопросов, которые регулируются на основе международно-правовых норм и принципов, например режим иностранцев, защита национальных меньшинств и коренного на­селения. Существует целый ряд универсальных международных докумен­тов, которые являются основой для широкого признания прав всех категорий населения любого государства. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, вы­раженная в обладании взаимными правами и обязанностями. Двойное гражданство (бипатризм) — это правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно является гражданином двух или более государств в со­ответствии с их законами. Иными словами, приобретение двойного гражданства осуществляется только в силу норм национального зако­нодательства различных государств. Безгражданство (апатризм) представляет собой такое правовое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого либо государства. Дети апатридов, согласно Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства, должны приобретать гражданство по месту рождения, т.е. по «праву почвы». Способы приобретения гражданства. Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы при­обретения и утраты гражданства. Гражданство может быть приобретено по рождению (происхож­дению), путем натурализации, на основании международного дого­вора и в некоторых случаях путем реинтеграции (восстановления) и пожалования. Филиация может иметь место на основе двух принципов: «права крови» и «права почвы», а в ряде случаев зако­нодательство государств предусматривает смешанную систему. Со­гласно принципу «права крови» (национальный принцип), граждан­ство ребенка определяется гражданством его родителей и не зависит от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Евро­пы, в том числе и РК. Согласно принципу «права почвы» (территориальный принцип), гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. По этому принципу определяют граж­данство многие страны Латинской Америки. Действие принципа «права почвы» исключается в отношении де­тей иностранных дипломатов и консулов Приобретение гражданства в порядке натурализации. Другим спо­собом приобретения гражданства является так называемое укорене­ние, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Изве­стны индивидуальная натурализация (по заявлению) и натурализа­ция в силу правопреемства государств. Приобретение и перемена гражданства на основании международ­ных договоров. В ряде случаев они имеют место при заключении мир­ных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: в связи с образованием новых государств в результате объ­единения двух или нескольких государств в одно государство (напри­мер, объединение ГДР и ФРГ) или разделения одного государства и образования нескольких государств (например, распад СССР). Таким образом, приобретение гражданства по причине правопре­емства может иметь место в результате появления нового субъекта международного права. Приобретение гражданства также может иметь место: при заклю­чении соглашений о репатриации; при переходе части территории от одного государства к другому (цессия), а также при обмене отдель­ных участков территории между сопредельными государствами; при добровольном выборе гражданства (оптация) и автоматическом его изменении (трансферт); при территориальных изменениях. При опта­ции население в индивидуальном порядке может выбрать граждан­ство. При этом имеется в виду, что оптант будет проживать на терри­тории того государства, гражданство которого он избрал. Практика свидетельствует о том, что оптация происходит, как правило, при браке, при ликвидации двугражданства и т.д. Утрата гражданства возможна: а) в результате добровольного выхода из гражданства (экспатриации);б) при денатурализации, то есть принудительном лишении гражданства натурализованных лиц государством; в) на основании положений международного дого­вора. Гражданство РК.Конституция РК и Закон о гражданстве РК от 20 декабря 1991 г., устанавливают ряд общих принципов, которые определяют сущностные черты отношений гражданства: 1.Гражданство РК является единым. За гражданином РК не признается гражданство другого государства. Казахстанская Конституция исходит из принципа непризнания института двойного гражданства. 2. Гражданин РК не может быть лишен своего гражданства и изгнан за пределы РК. 3. Принцип защиты и покровительства граждан РК, в том числе, находящихся за пределами РК утверждает, что гражданин РК не может быть выдан другому государству. Основания приобретения гражданства РК. Гражданство РК приобретается: 1. По рождению; 2. В результате приема в гражданство; 3. По основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами РК; 24. Правовое положение беженцев После Второй мировой войны в рамках ООН для решения проблемы беженцев в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН было учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Его функции заключаются в обеспечении международной защиты беженцев и нахождении окончательного или долгосрочного решения их проблем посредством доб­ровольной репатриации или ассимиляции в других государствах. Также в 1951 г. 28 июля в Женеве была принята Конвенция о статусе беженцев. Конвенция о статусе беженцев 1951 года (вступила в силу 22 ап­реля 1954 г.) — это международный договор, разработанный одно­временно с созданием УВКБ ООН. Под мандатом или под защитой УВКБ ООН находятся любые лица, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой либо вслед­ствие таких опасностей, либо по причинам, не связанным с соображе­ниями личного удобству В настоящее время существует несколько категорий беженцев. Категория беженцев, входящая в компетенцию УВКБ ООН, получи­ла название «мандатные» беженцы. Этот термин применяется к ли­цам, которые рассматриваются УВКБ ООН в качестве беженцев в соответствии с Уставом этой организации. «Мандатные» беженцы могут получать помощь непосредственно от УВКБ ООН в результа­те проводимых им программ оказания помощи. «Конвенционные» беженцы пользуются правами и льготами, предоставляемыми государством убежища в соответствии с Конвенцией 1951 г. Согласно ст. 1 Конвенции, беженец — это лицо, находящееся вне стра­ны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасе­ний стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользо­ваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследований; или, не имея определенного граждан­ства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожитель­ства в результате подобных событий, не может или не желает вер­нуться в нее вследствие таких опасений. Одно из важных положений, заложенных в Конвенции, заключа­ется в утверждении принципа невысылки, в соответствии с которым любое лицо, ищущее убежища, не может быть насильно возвращено в государство, где может подвергнуться преследованиям. Конвенция определяет правовой статус беженца, решает вопросы социального и медицинского обеспечения и ряд других. В Конвенции О статусе беженцев 1951 г. закреплены следующие права и обязанности беженцев:Личный статус беженца определяется законами страны его домицилия, а в случае его отсутствия — законами страны его пребывания, право на жизнь, защиту от пыток и плохого обращения, право на гражданство, право на свободу передвижения, право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою стану, и право не подвергаться принудительному возвращению. Право беженца на религиозные убеждения. Право беженца на движимое и недвижимое имущество. Авторские и промышленные права. Право обращения в суд. Право на труд. Право на образование. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Каждый человек имеет право на гражданство. Ни одно государство – участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьёзные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться У каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка. Также в МП существуют Вынужденных пересе­ленцы — это гражданин, покинувший место жительства вслед­ствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности под­вергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принад­лежности к определенной социальной группе или политических убеж­дений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретнее лица или группы лиц, массовых нарушений об­щественного порядка. Одной из категорий граждан, пользовавшихся правовой защитой после окончания Второй мировой войны, являлись перемещенные лица. Перемещенные лица— это лица, насильственно вывезенные во вре­мя Второй мировой войны с оккупированных немецкими войсками и их союзниками территорий для использования в качестве рабочей силы. После окончания войны вопросами возвращения перемещен­ных лиц в страну их постоянного местожительства занималась со­зданная в 1946 году Международная организация по делам беженцев. С понятием беженец также связан институт убежища. «Убежище означа­ет покровительство, которое государство предоставляет на своей тер­ритории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое ищет его». Существует две формы убежища: а) территориальное — предоставление государством иностранному гражданину убежища на своей территории и б) дипломатическое — предоставление убежища отдельным лицам на территории дипломатического или консульско­го представительства иностранного государства,.
25. Правовой статус иностранных граждан Исходя из понятия термина «иностранец», принятого в современной международно-правовой практике, он включает в себя каждое лицо, которое не является гражданином страны пребывания. По признаку гражданской принадлежности, иностранцы делятся на 2 категории: иностранные граждане и лица без гражданства. Иностранными гражданами в РК признаются лица, не являющиеся гражданами РК и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства. Режим иностранца устанавливается внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств.. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства. Существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим. Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области собственными гражданами государства пребывания. Режим наибольшего благоприятствования с означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима. Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства. Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: а) политических прав иностранцев; б) военной службы иностранцев; в) регулирования въезда и выезда иностранцев; г) установления пределов уголовной юрисдикции государства в отношении иностранцев; д) дипломатической защиты, оказываемой иностранцам государством их гражданства. Иностранные граждане в РК В РК правовой статус иностранных граждан регулируется Закон РК «О правовом положении иностранных граждан». от 19 июня 1995 г В РК иностранные граждане бывают: постоянно проживающие и временно пребывающие Постоянно проживающими в РК признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в РК иностранного гражданина либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел. Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в РК является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, своей платежеспособности в период пребывания в РК в порядке, определяемом Правительством РК. Иностранные граждане, находящиеся в РК на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РК. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из РК по истечении определенного им срока пребывания. Конституция РК закрепила основной принцип, определяющий правовой статус этой категории лиц. В нашей стране установлен такой правовой режим иностранцев, при котором они в большинстве сфер общественных отношений, за исключением, в основном, сферы политики, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК. Такой режим называется национальным режимом. Иностранцы в РК пользуются следующие права - Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, имеют право на получение образования наравне с гражданами РК в порядке, установленном законодательством РК. - Иностранным гражданам в РК гарантируется неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности. - Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в РК на общих основаниях с гражданами РК, - Иностранные граждане в РК имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав. - Иностранные граждане, находящиеся на территории РК, в сфере охраны здоровья имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан. - Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК - Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в РК на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами РК. Ограничения в следующих правах Иностранные граждане не могут поступитьгосударственную. службу. У иностранцев нет избирательных прав. Иностранные граждане в РК не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах. Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РК, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РК, за исключением случаев, установленных международными договорами. Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РК: а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц; в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство. г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином РК явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в РК. 26. Правосубъектность Ватикана и Мальтийского Ордена К государственно-подобным образованиям относится Ватикан (Святой престол). Государство Ватикан является особым образованием, созданным в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым пре­столом от 11 февраля 1929 года и наделенным некоторыми чертами государственности, что означает чисто формальное выражение само­стоятельности и независимости Ватикана в мировых делах. В настоящее время общепризнано. что Святейший престол явля­ется субъектом международного права. Такое признание со стороны международного сообщества он получил вследствие его международ­ного авторитета как независимого руководящего центра католичес­кой церкви, объединяющего всех католиков мира и активно участву­ющего в мировой политике. Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с Государством-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Республики Казахстан и практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусто­ронних и многосторонних международных соглашениях. Имеет ста­тус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО. ФАО, является членом ОБСЕ Ватикан заключает особые международные догово­ры — конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католи­ческой церкви с государственными властями, имеет во многих стра­нах послов, именуемых нунциями. В международно-правовой литературе можно встретить утверж­дение, что определенной международной правосубъектностью обла­дает Суверенный военный орден св. Иоанна Иерусалимского, Родос­ского и Мальтийского (Мальтийский орден). После потери территориального суверенитета и государственно­сти на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1844 года в Италии, где были под­тверждены его права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает офи­циальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая Россию, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих офи­циальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы. Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена — Великий магистр обладает иммунитетами и приви­легиями, присущими главе государства. Однако Мальтийский орден по своей сущности является между­народной неправительственной организацией, осуществляющей бла­готворительную деятельность. Сохранение в названии Ордена тер­мина «суверенный» — исторический анахронизм, поскольку свой­ством суверенности обладает лишь государство. Скорее этот термин в названии Мальтийского ордена с точки зрения современной меж­дународно-правовой науки означает «независимый», чем «суверен­ный». Поэтому Мальтийский орден не считается субъектом международ­ного права, несмотря на такие атрибуты государственности, как под­держание дипломатических отношений и обладание иммунитетами и привилегиями. История международных отношений знает и другие государствен­но-подобные образования, которые обладали внутренним самоуп­равлением и некоторыми правами в области международных отно­шений. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: