41. Международная борьба с терроризмом
Слово "террор" пришло из латинского языка (terror - страх, ужас). Терроризм –преступление против общественной безопасности, совершение взрыва, поджога, или иных действий, создающих опасность гибели людей, захват заложников, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон;
Впервые вопрос о сотрудничестве в борьбе с терроризмом был выдвинут в системе Лиги Наций в 1934 г. в связи с убийством югославского короля Александра и французского министра иностранных дел Барту. Политический терроризм впервые был признан преступлением в 1937 г. после подписания 24 государствами Конвенции предупреждении и пресечении терроризма и Конвенции о международной уголовной палате для суда над террористами и другими уголовными преступниками. Это произошло в Женеве 16 ноября. Однако обе конвенции не собрали необходимого количества ратификаций и, соответственно, в силу не вступили. Тем не менее, в первом документе содержалось много положений, не потерявших своей актуальности и сегодня.
С 11 августа 1973 года при Ассамблеи функционирует специальный комитет (т.н. VI комитет), в состав которого входят 35 квалифицированных юристов, избираемых на началах справедливого географического распределения. На этот орган возлагаются следующие задачи:
- дать определение понятия терроризма как преступления международного характера;
- выявить порождающие его причины;
- установить меры борьбы с ним.
Деятельность ООН в сфере борьбы с терроризмом постоянно развивалось. Так, принятая 14 декабря 1973 г. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов, ставит их под усиленную охрану государств.
17 декабря 1979 г. в Нью-Йорке была принята Международная конвенция о борьбе с захватом заложников. Она стала ответом международного сообщества и правовым заслоном ставшему массовым похищению или захвату и удержанию людей в качестве заложников.
В 1987 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 42/159, в которой содержались конкретные предложения-рекомендации по борьбе с международным терроризмом:
- предотвращать на своих территориях подготовительную и организационную деятельность, имеющую цель совершения на территориях или за их пределами террористических и подрывных актов, направленных против других государств и их граждан;
- стремиться к заключению специальных соглашений в этой области на двусторонней, региональной и международной основе;
- сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;
- государствам привести свое внутренне законодательство в соответствие с существующими международными конвенциями по этому вопросу, участниками которых они являются.
Система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. На глобальном уровне такое взаимодействие концентрируется в рамках ООН, ее специализированных учреждений, прежде всего ИКАО, ИМО, МАГАТЭ. Под их эгидой создана и действует международно-правовая база такого сотрудничества, включающая в себя целый ряд универсальных соглашений, таких как:
1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, совершенная в Гааге 16 декабря 1970 года.
2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенная в Монреале 23 сентября 1971 года.
3. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 декабря 1973 года.
4. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 года.
5. Конвенция о физической защите ядерного материала, принятая в Вене 3 марта 1980 года.
6. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенный в Монреале 24 февраля 1988 года.
7. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, совершенная в Риме 10 марта 1988 года.
8. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 года)
9. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 декабря 1997 года.
10. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1999 года.
| 42. Международное право, внешняя политика и дипломатия
При рассмотрении явлений международной жизни часто употребляются понятия; внешняя политика, дипломатия, дипломатическая служба. Нередко эти понятия рассматриваются как абсолютно похожие.
Дипломатия является государственной деятельностью по осуществлению целей и задач внешней политики. Но она хотя не является единственным средством осуществления этой политики, тем не менее, занимает существенное место, а числе этих средств. Дипломатия - это, прежде всего мирное средство осуществления внешней политики. Основой, методом дипломатии являются переговоры Дипломатия - это деятельность внутригосударственных и зарубежных органов внешних сношений государства в сфере международных отношений по осуществлению задач и целей внешней политики этого государства
(Соотношение понятий "внешняя политика", "дипломатия", "международное (дипломатическое, консульское) право".
Первые два понятия появились в древности. В средневековье начинает складываться международное право в целом, дипломатическое и консульское праве, в частности. При этом следует подчеркнуть, что зачатки дипломатического (посольского), консульского права появились с эпоху древнего мира. Все эти понятия сходны между собой, так как существуют в сфере международных отношений. Они могли появиться тогда, когда возникли по крайней мере два государства, которые вступали в отношения друг с другом. Внешняя политика одного государства могла быть по отношению к другому государству как миролюбивой, так и воинственной. Это зависело от того, насколько сильным в военном отношении было первое государство, насколько обороноспособным оказывалось другое государство. Если государства не могли осилить друг друга, подчинить друг друга, их внешняя политика поневоле принимала миролюбивый характер. Содержание внешней политики, таким образом, зависело от соотношения сип государств на международной арене. Ее содержание зависело от потребностей населения своего государства, удовлетворение которых лежало на путях договоренностей с другими государствами. Итак, определим понятие "внешняя политика".
Внешняя политика - это обусловленное внутренними потребностями своего народа направление деятельности определенного государства на международной арене. Общие положения внешней политики разрабатываются в государственных учреждениях данной страны при содействии, как правило, известных ученых, специализирующихся в сфере международных отношений, международного права.
Осознать, разработать основы внешней - политики государства важно, но недостаточно. Надо каким-то образом осуществлять эту внешнюю политику. И для ее осуществления в другую страну (страны) направляются специально уполномоченные люди, которым и предписывается защищать, отстаивать интересы внешней политики пославшего их государства. Эти люди доводили до сведения государей других стран предложения своих государей, при этом они руководствовались и руководствуются инструкциями государей, своих внешнеполитических ведомств. В древней Греции например, эти предложения, записывались на специальные дощечки, которые именовались "дипломами", а люди, отвозившие эти дощечки, начали именоваться дипломатами. Главной обязанностью дипломата было обеспечение, осуществление внешней политики своего государства всеми доступными методами и средствами. Таким образом, дипломатия - это совокупность определенных методов и средств для осуществления внешней политики государства, на международной арене руководствуясь требованиями внешней политики своего государства, дипломаты разных стран с помощью соответствующих методов и средств добиваются осуществления целей внешней политики своего государства. Но осуществление этих целей невозможно без воплощения их в письменной (устной) форме в соответствующих договорах и соглашениях. Совокупность таких договоров и соглашений, вся совокупность заключенных в них нормах образует международное право. Международное право - это совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, как видим, является понятием, производным от внешней политики и дипломатии. Но необходимо подчеркнуть, международное право, став продуктом внешней политики и дипломатии, оказывает обратное воздействие на внешнюю политику и дипломатию. Это находит свое выражение в том, что государи через своих дипломатов, записав в договоре взаимно представляющие и обязывающие права и обязанности, должны были исполнять их: иначе они уже не могли достичь целей своей внешней политики. Международное право обслуживало многие сферы межгосударственной деятельности. Это затрагивало такие области человеческой деятельности как: экономика, торговля, морское дело, таможенное дело, борьба с преступностью и т.д. Не оказалось, что сами дипломаты, их деятельность стали нуждаться в правовом регулировании. Дипломатов, а затем и консулов могли избить, убить, держать в заключении. Стали вырабатываться нормы, направленные на защиту личности дипломата и консула, на защиту их неприкосновенности, на обеспечение их нормальной деятельности. Таким образом, в международном публичном (межгосударственном) праве начали формироваться самостоятельные отрасли - дипломатическое право и консульское право.
|