Структура сознания. Модель личности по Фрейду

Модель личности по Фрейду

Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом:

- «Оно» - (Ид) — глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость», основа деятельного индивида, врожденные стремления к удовлетворению сексуальных и агрессивных импульсов, руководствующихся принципом удовольствия.

- «Я» (Эго) — сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, между неосознаваемым желанием и моральной цензурой. «Я» осознанно ищет компромиссное решение между «Оно» и «Сверх-Я».

- «Сверх-Я» (Супер-Эго) — внутриличностная совесть, своего рода моральная цензура, осознанные индивидом предписания, запреты и разрешения, полученные в лоне культуры, формирующие личность.

У здоровой личности «Я», «Оно» и «Сверх-Я» четко разделены и не находятся в остроконфликтных отношениях, как это наблюдается в процессе роста и развития у детей или у больных неврозами.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых живот­ных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое от­ражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности опериро­вания ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вто­рых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окру­жающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оце­нивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не слу­чайно «Я-конценцию» очень часто называют самосознанием.

В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, осно­вываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении со­знания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других пред­ставителей животного мира.

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношени­ях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в опреде­ленной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности созна­тельно трудиться. Труд — это специфический, присущий только человеку вид дея­тельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обес­печения условий своего существования.

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивиду­альный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в опре­деленные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя мо­жет быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходи­мое образование, т. е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотруд­ничества с другими людьми.

Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти от­личия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий су­ществования, т. е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуни­кации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень разви­тия психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения — регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с по­мощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобрета­ет в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключаю­щиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и раз­витие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования со­знания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в дет­ские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сооб­ществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирова­ние специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусло­вивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение вырази­лось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критично­сти мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержа­ние которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепен­но, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере спо­собствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию че­ловеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции по­ведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: