Пространственный аспект воплощения Духовности в особенностях личности

Литература

1. Андерсен Г.Х. Сказки. М., Политиздат, 1990.

2. Андреев Д.Л. Роза мира. М., Прометей, 1991.

3. Будилоеа Е А. Философские проблемы в советской психологии, М., Наука, 1972.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. М., Мир, 1992.

5. Дилътей В. Описательная психология II История психологии. М„ Изд-во МГУ, 1992, с. 318-346.

6. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., Изд-во МГУ, 1982.

7. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994.

8. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1982, с. 179-198.

9. Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990.

10. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1986, с, 200-230.

11. Философский словарь. М., Политиздат, 1991.

12. Франкл В. Человеке поисках смысла. М., Прогресс, 1990.

13. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии. М., Изд-во МГУ, 1992, с. 346-361.

14. Юнг К. Аналитическая психология // История зарубежной психологии. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1986, с. 143-170.

Лекция 9 Тест-рисунок «Человек облагороженного образа» как метод тестирования личности

Приоритет Святостей (духовных ценностей) над ценностями материальными — как это реализовать в проективных тестах исследования личности.

Мы выяснили, что в случае подавления Святостей человека возникает болезнь личности — ригидность, а, в случае их пробуждения, личность становится в подлинном смысле духовной индивидуальностью. Это—крайние случаи. Метод исследования личности, согласно нашему ее определению, должен быть средством видения более незаметной духовной динамики, средством оценки того, насколько личность является духовной индивидуальностью. Это только первая часть задачи. Вторая задача тестирования состоит в определении типа личности, образованного преобладанием глубинных Святостей человека.

Следует отметить, что критерием качества психологического теста являются, как минимум, два типа валидности: концептуальной и критериальная.

В рамках теоретической работы мы можем остановиться лишь на концептуальной валидности теста, то есть на обосновании его соответствия «Концепции семи Святостей». Критериальная валидность, как было отмечено в 5-й лекции, базируется на критерии совместимости и требует отдельного разговора

Теоретическая валидность требует, чтобы метод тестирования личности был построен в соответствии с исходным ее определением:

Личность — это духовная индивидуальность человека Стержень личности образуют Святости Вера, Честь, Польза, Любовь, Красота, Истина, Справедливость Святости — это духовные надындивидуальные Силы (Метасилы) «бессознательного», существующие для «будущего» из «прошлого» и устремляющие человека к вершине его эволюции — Совершенству

В соответствии с этим определением вначале будут построены три «измерения», в которых личность проявляется как духовная индивидуальность. А затем на этой основе обоснуем правила организации тестирования типа личности.

Цель практики — понять принципы организации условий проек-тивдого тестирования личности по тест-рисунку «Человек облагороженного образа».

Тема собеседования — примеры «людей облагороженного образа».

1. Три «измерения» личности как духовной индивидуальности.

В соответствии с тремя принципами причинности: активности, саморазвития и иерархичности, предлагается три символических «измерения» личности, в которых она проявляется именно как духовная индивидуальность человека. В дальнейшем, в соответствии с этими «измерениями», будут обоснованы три условия организации проективного тестирования, которые в наибольшей степени способствуют пробуждению истинных Сил, образующих личность, — Святостей.

Душевная сила <= = = душевная слабость.

Эта символическая ось «измерения» личности соответствует принципу активности.

Душевная сила — это пространственная форма воплощения Духовности в человеческой индивидуальности. В. Франкл называл эту особенность — «упрямство Духа». Подавление Духовности развивает у человека душевную слабость.

Согласно К. Роджерсу, для здоровой личности характерна истинная самооценка, исходящая из внутреннего оценочного чувства или «внутреннего локуса оценки» [3, с. 346]. По-видимому, истинная самооценка помогает найти человеку истинные Святости, которые дают личности душевную силу или, как говорил В. Франкл, «упрямство Духа». И, наоборот, построенная в угоду внешним обстоятельствам, ложная самооценка засоряет душевный мир псевдоценностями, делая его хрупким или ригидным, личность при этом (несмотря на упрямство) становится марионеткой обстоятельств, что выражается в малодушии или душевной слабости.

Такие известные параметры: эго-сила <== эго-слабость (фактор «С» теста Кеттела), внутренний <==> внешний локус контроля, по-видимому, имеют связь с исходной символической осью. Косвенным подтверждением наших логических догадок могут служить исследования на «социальный интерес», проведенные Крандалом [7]. Свой тест он разработал на основе идеи Адлера о наличии «социального чувства» (или умения сопереживать) как главного признака здоровой, следовательно, одухотворенной психики. Русский вариант этого теста есть в работе [4].

На основании своих исследований Крандал делает вывод, что для людей с повышенным «социальным интересом» характерен внутренний локус контроля. Это подтверждает наше предположение о том (см. 7-ю лекцию), что пробуждение Духовности насыщает субъективное пространство человека, делая его душевный мир гибким и поэтому независимым.

Внутренний ЛК (локус контроля) — ответственность. Человек уверен в себе, последователен и настойчив в достижении поставленной цели, склонен к самоанализу, общителен, доброжелателен и независим Идеальному «Я» приписывается внутренний локус контроля. По-видимому, в проективных тест - рисунках у людей с внутренним ЛК получаются крупные рисунки, приподнятые вверх, стиль — глубинный символизм.

Внешний ЛК — безответственность Человек не уверен в своих способностях, стремится отложить реализацию намерений на неопределенный срок. Становится тревожным, подозрительным и агрессивным. Литературный образ — чеховский «Человек в футляре». По-видимому, в проективных тест-рисунках у людей с внешним ЛК получается мелкий рисунок, сдвинут вниз, стиль — подражательный натурализм.

Итак, душевная сила делает индивидуальность яркой, но эта яркость может быть духовной, но может быть и животной, поэтому следует рассмотреть две другие символические оси «измерения» личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: