Физеологич основы педагогических принципов спортивной тренировки
Теория функциональных систем как физеологическая основа формирования двигательного навыка
Директор редакционно-издательского центра Короченцева Ж.Ю.
Ответственная за выпуск
Герасимова Наталья Ивановна
Для бакалавров
КУРС ЛЕКЦИЙ
По дисциплине «ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА»
Редактирование и корректура автора
Технический редактор:
Изд. №. Подписано к печати. Объем 6,0 уч. – изд. л.
Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать цифровая. Гарнитура «Таймс». Заказ №. Тираж 100 экз. “C”
344002, Ростов – на – Дону, ул. Б. Садовая 69, «РГЭУ (РИНХ(».
Редакционно-издательский центр.
Отпечатано в редакционно-издательском центре «РГЭУ (РИНХ)».
Знания классической теории недостаточно. Для современных представлений педагогических основ, педагогических принципов спортивной тренировки(сознательность, активность, систематичность, доступность, наглядность, прочность)
Факторы произвольной деятельностью не учитываемой в рефлектороной теории: 1)Потребность, как пусковой миханизм организации деятельности 2)Цель как система орг. Фактор 3) Программирование как механизм организации деятельности 4) Коррекция как средство … движений
Эти факторы лежат в центре ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ П.К. АНОХИНА, созданной на принципе системного подхода к изучению этих факторов. Сознательность и активность формируются на основе процессов возникновения социальной, установочной и текущей потребности роли механизмов не специфической активации, мобилизации организма к предстоящей деятельности(стадии афферентного синтеза и принятия решения)
Все остальные педагогические принципы, основанные на закономерностях формирования и закрепления программы действий(эфферетный синтез) а так же совершенствования функциональных свойств и мобилизации соматических вегетативных резервов исполнительных органов(скелетных мышц и органов энергообеспечения) обеспечивающих достижения заданной цели т.е. высокого спортивного результата.
4 компонента- Психического нейродинамического, энергетического и двигательного. Каждая из стадий организации функционально системы представлена функцией тих компонентов. ПСИХИЧЕСКИЙ компонент- отражает механизмы стадий афферентного синтеза(восприятие и переработка информации) и эфферентного синтеза(по строению программы деятельности) т.о. этот компонент отражает психические(сознательные и безсознательные)т.е. не материальные процессы. Эти процессы пока еще не поддаются измерению но измерение и оценка отдельных психических качеств широко используется в спортивной практике.
НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ компонент- отражает характер и интенсивность активации нейронных структур, обеспечивающих механизмы афферентного и эфферентного синтезов т.е. функционирование психического компонента. Отдельные параметры этого компонента доступны для количественного измерения- ВОЗБУДИМОСТЬ. ПОДВИЖНОСТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ и др. свойства нервных процессов.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ компонент –это усиление функции органов и систем энергообеспечения(Внешние дыхание, Гемодинамика, тканевое дыхание, ферментативные процессы))()()((()()()() Интенсивность работы этих органов програмируется в механизмах эфферентного синтеза на ряду с программой двигательных действий, этот компонент в спорте хорошо изучен и легко измеряется.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ компонент- это функция скелетных мышц осуществляющих разнообразные движения. Сила и композиция их сокращения т.е. временная и пространственная координация обуславливаются командными импульсами, идущими от програмирующего аппарата(коры головного мозга) Определяющее значение для контроля движений и их корреляции имеет обратное афферентации от рецепторов работающих скелетных мышц
Эффективность функции двигательного компонента измеряется и оценивается по параметрам внешних(просранственных перемещения туловища и конечностей) этих перемещений контролируются и оцениваются педагогом и тренером. Таким образом в прикладном аспекте можно дать определение- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – это слаженное взаимодействие психического нейродинамического и двигательного компонента, организуемая корой головного мозга и направленная на достижение запрограммированного полезного результата- цели. Механизмы формирования функциональной системы лежат в основе физиологической органицации любых видов деятельности, в том числе спортивной и наглядно иллюстрируется на примере формирования двигательного навыка как элементарной модели организации любой более сложной деятельности.