Базовые концепции финансового менеджмента

Концептуальные основы любой науки в наиболее концентрированном виде могут быть выражены путем определения ее предмета и метода. Предметом финансового менеджмента, как научного направления, являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки. Содержание и основная целевая установка финансового менеджмента — максимизация богатства владельцев фирмы с помощью рациональной финансовой стратегии и политики. Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего данной науке метода. В широком смысле слова метод финансового менеджмента как науки представляет собой систему категорий, базовых концепций, принципов управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и научный инструментарий.

К финансовым методам, используемым в управлении финансами, относятся: финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовое планирование, финансовый контроль, система расчетов, система финансовых санкций, кредитные операции, налоги, страхование. С помощью применения тех или иных финансовых методов осуществляется воздействие финансовых отношений на хозяйственные процессы, управление движением финансовых ресурсов и оценка эффективности их использования на основе анализа финансовых показателей.

Категории финансового менеджмента — это наиболее общие, ключевые понятия данной науки. В их числе: фактор, модель, ставка, процент, дисконт, финансовый инструмент, денежный поток, риск, леверидж и др. Базовые концепции определяют логику организации финансового менеджмента и использования его прикладных методов и приемов на практике. Эти концепции учитываются в процессе принятия решений финансового характера. К числу принципов финансового менеджмента относятся: системность, комплексность, регулярность, преемственность, объективность и др. Теоретико-экономическая интерпретация этих принципов достаточно очевидна. В частности, системность в финансовом менеджменте означает, что любая система управления финансами хозяйствующего субъекта должна рассматриваться, с одной стороны, как самостоятельная сложная система, а с другой стороны, как часть той или иной системы более высокого порядка. Например, при принятии решений в решении мобилизации источников средств хозяйствующий субъект может и должен рассматриваться как один из элементов рынка капитала, как раз и представляющего собой сложную экономическую систему более высокого порядка. Научный инструментарий (аппарат) финансового менеджмента - это совокупность общенаучных и конкретно научных способов управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.

С позиции практики финансы представляют собой комплексный механизм, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта (страна, регион, предприятие и др.). Всостав финансового механизма входят: финансовые инструменты; финансовые приемы, методы и модели; обеспечивающие подсистемы (правовая, нормативная, информационная, кадровая, техническая и программная). С помощью этого механизма осуществляется организация, регулирование и планирование финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов.

Финансовый менеджмент как научное направление базируется на ряде фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция(от лат.conceptio — понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. С помощью концепции выражается основная точка зрения на данное явление, определяющая его сущность и направления развития. Вфинансовом менеджменте основополагающими являются следующие концепции: временной ценности денежных ресурсов, денежного потока, компромисса между риском и доходностью, стоимости капитала, эффективности рынка капитала, асимметричности информации, агентских отношений, альтернативных затрат.

Концепция временной ценности денежных ресурсов. В условиях рыночной экономики при проведении финансовых операций важнейшую роль играет фактор времени. В результате денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. Третья причина — оборачиваемость — заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.

Концепция денежного потока предполагает а) идентификацию денежного потока, его продолжительности и вида; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком.Идентификация денежного потока производится, в частности, в рамках анализа инвестиционных проектов, в основе которого лежит количественная оценка связанного с проектом денежного потока как совокупности генерируемых этим проектом притоков и оттоков денежных средств в разрезе выделенных временных периодов.

Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе связано с определенным риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: т.е. чем выше требуемая или ожидаемая доходность, тем выше степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности. В связи с этим в рамках финансового менеджмента решаться задачи максимизация доходности или минимизация риска или же достижение компромисса между риском и доходностью. Категория риска в финансовом менеджменте принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, выбору тех или иных финансовых инструментов, принятию решений по структуре капитала, обосновании дивидендной политики и др.

Концепция стоимостикапитала. Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования (собственных и заемных). Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости и т.п. При этом наиболее важной характеристикой средств является стоимость капитала. Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость, например, за банковский кредит нужно платить проценты, стоимость собственных средство зависит от размера выплачиваемых дивидендов. В связи с этим количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.

Концепция эффективности рынка капитала. Применительно к рынку капитала термин «эффективность» понимается не в экономическом (как соотношение затрат и результатов), а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. В научной литературе рассматриваемая концепция известна как гипотеза эффективности рынка (Efficient Markets Hypothesis, EMH).

Согласно данной концепции при полном и свободном доступе участников рынка к информации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно отражается на ценах на акции и другие ценные бумаги. При этом выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную.

В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализируя тренды; иными словами, анализ динамики цен, каким бы тщательным и детализированным он ни был, не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы. Таким образом, в условиях слабой формы эффективности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистических данных о динамике цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом динамику изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию, которая включает статистику цен,отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств.

Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым имеют так называемые инсайдеры – лица, работающие в компании и в силу своего положения имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду. В реальности ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смысле этого слова, хотя существование слабой формы эффективности некоторых рынков подтверждается эмпирическими исследованиями.

Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь ее обнародование. В известной мере асимметричность информации способствует и существованию собственно рынка капитала. Каждый потенциальный инвестор имеет собственное суждение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще всего на убеждении, что именно он владеет некоторой информацией, возможно, недоступной другим участникам рынка.

Концепция агентских отношений становится актуальной по мере усложнения форм организации бизнеса. Большинству фирм в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе — рассчитано на перспективу. Чтобы в известной степени нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров исходя из собственных интересов, владельцы компании вынуждены нести так называемые агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

Одной из ключевых концепций в финансовом менеджменте является концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей (opportunity cost). Смысл ее состоит в том, что принятие любого решения финансового характера в большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Например, можно положить имеющиеся деньги на банковский депозит, а можно использовать их для приобретения ценных бумаг. В этом случае решение принимается в результате сравнения альтернативных упущенных возможностей.

Концепция альтернативных затрат играет весьма важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей и др. Альтернативные затраты, называемые также ценой упущенных возможностей, представляют собой доход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной вариант использования имевшихся у нее ресурсов.

Концепция альтернативных затрат играет важную роль и при принятии решений текущего характера, например, в отношении управления дебиторской задолженностью. Предположим, что компания вынуждена поддерживать среднегодовой уровень дебиторской задолженности в сумме 100 тыс. руб., что равносильно омертвлению оборотных средств. Альтернативой этому в идеале могло быть, например, депонирование данной суммы в коммерческом банке под 12% годовых. Эти 12% и являются альтернативными затратами выбранного варианта использования собственных оборотных средств. Отметим, что логика альтернативных затрат заложена, в частности, в методике обоснования скидок, предоставляемых покупателям для ускорения оплаты за товары, проданные в кредит.

Следует отметить, что расчет альтернативных затрат субъективен во всех отношениях.

Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего. Смысл ее состоит в том, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно. Для бухгалтера и для финансового менеджера эта концепция чрезвычайно важна. Она служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на рынке ценных бумаг, дает возможность использовать фундаменталистский подход для оценки финансовых активов. Действительно, если бы эта концепция была неверна в целом, т.е. в отношении подавляющего числа компаний, во-первых, необходимо было бы постоянно использовать текущие рыночные оценки для составления отчетности, во-вторых, компаниям было бы практически невозможно мобилизовать источники на рынке капитала и, в-третьих, фактически была бы подорвана идея равновесного рынка ценных бумаг, поскольку в ее основе лежат множественные расчеты теоретической стоимости финансовых активов исходя из прогнозных оценок генерируемых ими доходов. Следует отметить, что концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъёкта в явной или неявной форме предусматривается и основными нормативными документами, регулирующими ведение бизнеса в России; для примера упомянем о Федеральном законе «Об акционерных обществах», где в статье 2 сказано, что «общества создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: