double arrow

Существует номинальный и реальный валовой национальный продукт

Номинальный ВНП– это валовой продукт, стоимость которого выращена в текущих фактических ценах. В условиях инфляции он завышает результаты экономики и требует корректировки.

Реальный ВНП – это валовой продукт, стоимость которого скорректирована на величину годового роста цен с помощью дефлятора.

Дефлятор– это индекс цен, отражающий их изменения. D = НВНП / РВНП

Реальный ВНП равен номинальному, делённому на дефлятор.

В условиях инфляции главное значение дефлятора всегда больше единицы, т.е. цены растут. Пример: если номинальный ВНП данного года 100 у.е., а цены в среднем снизились за год на 3%, то реальный ВНП будет 103,1.

Тема 4.2: Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика, модели макро равновесной динамики.

При исследовании экономики на макро уровне важнейшим методом исследования является метод равновесного анализа.

На макроуровне используются следующие категории:

1. национальный доход;

2. инвестиции;

3. сбережения;

4. потребление населением в целом;

5. прочие доходы и расходы общества в целом.

При изучении данных вопросов существует два подхода:

1. С точки зрения классиков(Ж. Б. Сея, А. Смита, Д. Риккардо) и их последователей. Подход – «классический»

2. кейнсианский подход– нейнсианская модель.

На макроуровне изучаются следующие рынки и их динамика:

1. Рынок товаров и услуг, где главные действующие силы инвестиции и сбережения. При снижении инвестирования происходит снижение темпов экономического роста, что отрицательно сказывается на производстве товаров и услуг.




2. Рынокденег подчинён закону Фишера, при этом увеличение денежной массы приводит к инфляции, росту цен и прочим негативным факторам, разрушающим экономику страны.

3. Рынок капиталацеликом зависит от уровня %, при его увеличении спрос на капитал падает, что тормозит экономический подъём. Низкий % так же сокращает приток самого капитала.

4. Рынок трудаглавным фактором, которого является заработная плата, при низкой заработной плате спрос превышает предложения и наоборот.

Изучая динамику рыночной системы её следует рассматривать в тесной связи с политикой, социальными и демографическими факторами и особенно производством, нарушение в сфере которого обязательно приведёт к изменению баланса на всех рынках.

Совокупный спрос – совокупное предложение.

Совокупный спрос– это общая сумма спросов на конечную продукцию или реальный объём национального производства, который все потребители готовы купить при любом возможном уровне цен.



Совокупный спрос формируется 4мя секторами экономики и включает:

1) потребительский спрос –это совокупный спрос всех домашних хозяйств;

2) спрос на товары и услуги со стороны государства;

3) спрос на инвестиционные товары;

4) спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств (чистый экспорт).

На основании анализа совокупности спроса графически строится кривая «АD».

Кривая «АD» обратная зависимость между реальным объёмом ВНП и уровнем цен на продукцию ВНП.

Неценовые факторы совокупного спроса:

1) Увеличение потребительских расходов вследствие роста реального дохода приводит к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой вверх и вправо.

Реальный доход может вырасти вследствие повышения стоимости ценных бумаг или снижению ставок подоходного налога.

Реальный доход снижается вследствие увеличения задолженности по кредитам и увеличения ставок подоходного налога.

2) Изменения в инвестиционных расходах. Факторы роста инвестиции.

а) снижение %ой ставки;

б) ожидание высокой прибыли от инвестиции;

в) уменьшение налогов;

г) внедрение новых технологий.

Рост инвестиций сдвигает кривую «АD» вправо и наоборот.

3) Изменение государственных расходов.

Сокращение государственных программ снизит спрос и сдвинет кривую «АD» влево и наоборот.

4)Динамика чистого экспорта (дешёвый экспорт – увеличение чистого экспорта и сдвинет кривую вправо и наоборот).

Совокупное предложение – это сумма стоимости всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг, которые находятся в прямой зависимости от уровня цен.

Неценовые факторы совокупного предложения.

1)Изменения в ценах фактора производства. При росте з/п., ренты, % и прибыли происходит рост издержек производства, что уменьшает предложение и сдвигает кривую «АS» влево и наоборот.

2)Изменения в производительности труда. При повышении вправо и наоборот.

3)Техническое развитие производства. При повешении вправо и наоборот.

4)Увеличение налогов и субсидий: рост налогов влево и наоборот, рост субсидий вправо и наоборот.






Сейчас читают про: