double arrow

Что такое социальная реальность?

Вычленив социальное действие из всей совокупности челове­ческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаменталь­ное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное действие», — «социальная реальность».

Формирование более или менее точного представления о соци­альной реальности является залогом и понимания тонкостей и нюансов социологической науки, и практического применения выводов социальной науки применительно к реальным проблемам (в семейной жизни, в управлении людьми, в политической жизни и т.д.).

Понятие «социальная реальность» несет, на наш взгляд, вполне определенную смысловую нагрузку.

Мы используем это понятие для подчеркивания особенности той среды, в которой осуществляется социальное действие (взаи­модействие), несводимости, невыводимости ее основных законов из логики развития других реальностей (физической, биологической, психической). Подчеркивается, что социальная реальность — это sui generis — особая, в своем роде реальность (термин, введенный Э. Дюркгеймом для обозначения социальной реальности), и это, пожалуй, общепризнанная трактовка понятия «социальная реаль­ность».

Под социальной реальностью, социальной жизнью подчас по­нимается все, что создано, сотворено человеком*. Тот факт, что во всем, что создано человеком, воплощены результаты социальных взаимодействий людей, дает многим основание чрезмерно широко трактовать социальную жизнь, социальную реальность.




У некоторых не вызывает сомнения социальность Робинзона (поэтому любое его действие социально? -г- А.Э.), заброшенного волею судеб на необитаемый остров, поэтому они «не согласны с альтернативным пониманием социальности и, в частности, с М. Вебером, считавшим социальным только те действия, которые по своему смыслу ориентированы на поведение других...»**.

Откровенно говоря, подлинно научное понимание социальной реальности, более или менее четко отграниченной от других «ре­альностей», в отечественной социальной науке только формирует­ся. Лишь выделив собственно социальную реальность, социальную


жизнь, социальное пространство, социальное поле (по сути эти понятия в данном контексте являются синонимами), мы получаем возможность научно корректно анализировать проблемы социаль­ной жизни. По крайней мере социологический анализ предполагает такую процедуру.



Можно ли ставить знак равенства между тем, что создано благо­даря социальным действиям и взаимодействиям, т.е. благодаря со­циальной жизни, социальной реальности (здания, автомобили, компьютеры, музыка и т.д.), и тем, что такое собственно соци­альная реальность?

Социальная реальность— это аналитически вычленяемая из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми. Социальная реальность может быть воплощена и погружена в материально-вещественные объекты, ат­рибуты, ресурсы (помещения, технологии), но не включает их в себя, представляя собой особую систему, развивающуюся по осо­бым законам. Под термином «социальная реальность» «мы понима­ем всю совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повсед­невной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнооб­разными отношениями интеракций (взаимодействий. — А.Э.). Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого должны найти свою точку опоры и с которым должны наладить взаимоотношения»*.

В чем своеобразие той ткани, первоматерии, из которой сотка­ны основные элементы социальной реальности?

Следует иметь в виду, что человеческому сознанию легче вос­принимать неосязаемые, но практически существующие явления по аналогии с природными объектами, которые зримы, осязаемы, легко воспринимаемы сознанием. Таких аналогий-иллюзий множе­ство. Причем речь идет не только о так называемых социальных объектах, но и о магнитном поле, гравитации, где также использу­ются аналогии — иллюзии.

Поэтому использование таких слов, как «объект», «объекты», «формы», «линии», «сеть», «социальные связи» и т.п., сугубо ус­ловно. Говоря о социальной реальности и, соответственно, об объек­тах социальной реальности, мы отнюдь не имеем в виду материаль­ный объект, который можно осязать. «Социальная реальность пред­стает межиндивидуальной реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обрядов, отношений лич­ной преданности... Существуют специфические, принципиально



* См.': Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество, с. 156—160.

** Момджян К.Х. Социум. Общество. История. — М., 1994, с. 75, 97, 98.

126


* Шюц А. формирование понятий и теории в общественных науках. В кн.: Американская социологическая мысль. — М., 1994, с. 485.

127


важные для жизни «узлы», «комплексы», «сплетения» социальных отношений, которые мы научились вычленять и говоря о которых склонны прибегнуть к языку материализма: мы называем их груп­пами, сообществами, организациями, национальными государства­ми. То, что они существуют в качестве реального объекта, — иллю­зия»*.

Социальная реальность — это сфера обитания, сотканная из социальных действий и взаимодействий. Все, что мы говорили о социальных действиях, их преимущественно символически-куль-. турной природе, возникающей в результате переплетений ожида­ний, обязательств, норм, требований, контроля и т.д., — все это отправные моменты для понимания социальной реальности, выч­ленения ее из всей жизнедеятельности людей.

Что такое общество?Люди, находящиеся на определенной тер­ритории, машины, здания, реки, горы и т.д.? Нет. Все перечислен­ное — это демографические, географические, материально-техни­ческие ресурсы общества. Общество — это определенная система социальных взаимодействий индивидов, проживающих на опреде­ленной территории, создавших города, работающих на промыш­ленных предприятиях и т.д. Данная система, «невидимая паутина» сцеплений между людьми, регулируется определенными нормами, правилами, ценностями (мы даем самое упрощенное понимание общества). Уместно использовать образное выражение П. Бергера: «Мы можем сравнить общество с невидимым каркасом здания, фасад которого (территория, население и т.п. — А.Э.) скрывает его от посторонних глаз**.

Что такое государство? Это не территория, имеющая опреде­ленные границы, это не задание правительства, это не герб, флаг, гимн, а особым образом отрегулированный комплекс социальных действий и взаимодействий, который позволяет более жестко кон­тролировать, управлять действиями людей в наиболее важных сфе­рах жизни. А пограничный столб — это метка территории, на кото­рую этот комплекс распространяется.

Что такое коллектив студенческой группы? Это особая невидимая сеть взаимодействий студентов (симпатии и антипатии, обязатель­ства друг перед другом, разделяемые ценности и т.д.), которые образуют определенную целостность связей при сохранении фи­зической изолированности каждого индивида. Эта целостность базируется на единстве цели, определенных правилах поведения; формируется управление этой системой взаимодействий (старо­ста, профорг, неформальные лидеры и др.).

* штомпка П. Социология социальных изменений, с. 28, 29. **.Бергер П. Приглашение в социологию, р. 35.


Что такое вуз как социальное явление? Это не аудитории, лабора­тории и т.д. — это особым образом организованный комплекс со­циальных взаимодействий преподавателей между собой, препода­вателей и студентов с целью обучения последних. В этом сложном комплексе взаимодействие осуществляется по определенным нор­мам, критериям, кому-то дано право руководить организацией учеб­ного процесса, кто-то обеспечивает контроль за качеством препо­давания, кто-то преподает, приобретя для этого определенные зна­ния. Аудитории, лаборатории, компьютерные классы — это ресурсы, которыми вуз как система социальных взаимодействий располага­ет.

Что такое социальные изменения? Это не изменения материаль­ных благ, технологий и т.д. — это изменения в системе социальных сцеплений, социальных связей (т.е. во взаимоотношениях между индивидами), в правилах, в соответствии с которыми организуются социальные взаимодействия, в нормах, принципах, которыми руко­водствуются люди.

Причем социальная реальность является не просто схемой соци­альных сцеплений, некой паутиной, сетью взаимодействий — это определенная среда, которая постоянно пульсирует, вбирая в себя мотивы, устремления, ожидания людей. Она управляется нормами, культурой, традицией. Иначе говоря, социальная реальность — это социокультурная реальность.

Приведенные примеры помогают нам понять важные положе­ния социологической науки. Остановимся на двух из них.






Сейчас читают про: