Территориальные формы организации промышленности

Территориальная организация - это размещение хозяй­ственных объектов по территории, их пространственные соче­тания, взаиморасположение и связи между собой и ресурсами территории. Ее элементами выступают экономические районы, промышленные комплексы и узлы, зоны и районы сельского и лесного хозяйства, сети транспорта и расселения. Взаимодей­ствуя между собой, они формируют территориальную органи­зацию хозяйства страны.

В каждой стране формируется своя территориальная ор­ганизация хозяйства, связанная с историей развития государ­ства, культурно-национальными особенностями, природно­ -ресурсным своеобразием, географическим положением в мире. Развитая и удачно сформированная территориальная орга­низация способствует экономическому развитию страны, в то время как ее незавершенность, слабость отдельных звеньев, пространственная неравномерность и территориальные раз­рывы между хозяйственными объектами мешают этому раз­- витию. Обнаружение слабых звеньев в территориальной орга­низации хозяйства - одна из задач географического анализа. Так, слабость развития транспорта в северных районах нашей страны, низкая плотность заселения тормозят освоение этих районов. В то же время плотная сеть промышленно-городских.~ центров Центральной России, ее транспортных линий и сельского расселения, напротив, облегчает экономическое развитие этого региона.'

Главной чертой территориальной организации хозяйства России является неравномерность размещения всех элементов как в направлении с запада на восток, между Европейской и Ази­атской Россией, так и с юга на север. Так, деление России на За­падную (Европейскую) и Восточную (Азиатскую) части опреде­ляется не только положением страны на разных материках, но и уровнем освоенности и заселенности территории. Зона Севера, занимающая более 10 млн. км 2, С суровыми природными усло­виями, где невозможно массовое земледелие, заселена крайне слабо, население проживает редкими очагами, занимаясь пре­имущественно промыслами и горнодобычей. Здесь и в перспек­тиве сохранится низкий уровень освоения.

Зона основного хозяйственного развития в пределах Евро­пейского региона насыщена крупными промышленными и агро­промышленными районами, освоенными территориями, круп­ными городами и транспортными линиями. По направлению к северу и востоку от этого региона насыщенность снижается, по­степенно сужается в Сибири, и особенно - за Байкалом. Весь обширный северо-восток страны имеет лишь редкие небольшие очаги производства, имеющие связи с центрами освоения - Тю­менью, Красноярском, Якутском, Хабаровском; Основные транс­портные линии соединяют районы запада и востока, севера и юга между собой и с центром страны.

Необходимо отметить, что существуют отличия способа освоения севера России от мировой практики. Север осваивался не только как сырьевой источник, а как органичная часть страны. Здесь формировалось постоянное население, строились города и делалась ставка на долговременное развитие северных тер­риторий, на которых сосредоточена большая часть природно -­ресурсного потенциала страны. В мировой же практике при­нят "вахтовый" метод использования таких территорий, куда люди, сменяясь, приезжают временно, на период разработки дефицитных ресурсов. Остальная территория остается ареной жизни и промыслов коренного населения, для развития которого создаются небольшие административные центры. В России в настоящее время реализуются программы, направленные на решение проблем традиционного хозяйства народов Севера и улучшение условий их жизни, однако основное развитие про­исходит в главных нефтегазовых и металлургических регионах. Важной особенностью территориальной организации хо­зяйства России выступает также высокая концентрация про­изводства в сравнительно небольшом числе крупнейших про­мышленных узлов и центров, являющихся одновременно и крупными городскими агломерациями с населением более 500 тыс. чел. В стране насчитывается, по разным оценкам, 35-40 главных экономических центров, которые сосредоточива­ют более 80% производственного потенциала страны и вместе с соединяющими их транспортными линиями формируют основу экономического развития страны.

Процесс территориальной концентрации хозяйства является глобальным, он заметно активизировался во всем мире во 2-й по­ловине ХХ столетия. Толчком к формированию и развитию терри­ториальных комплексов самых различных иерархических уров­ней послужила промышленность. Промышленная зона - наибо­лее простая форма территориальной концентрации промышлен­ности на самом нижнем иерархическом уровне, локальная груп­па соседствующих предприятий, нередко располагающихся на одной промышленной площадке. В большинстве случаев между промышленными предприятиями, входящими в состав такой группы, складываются тесные производственные связи. Приме­ром может служить группа, состоящая из нефтеперегонного за­вода, предприятия оргсинтеза и тепловой электростанции.

Пространственная локализация на относительно ограни­ченной площади нескольких промышленных зон представля­ет собой уже более высокий ранг территориальной концентра­ции - промышленный узел. Иногда промышлен­ным узлом называют группу производств, компактно размещенных на неболь­шой территории. Главными его признаками являются участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность си­стемы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Современные промышленные узлы планируются и развивают­ся не как автономные промышленные центры, а как элементы расчлененных производственных структур территориально- ' производственных комплексов.

Ареалы с высокой территориальной концентрацией промышленных узлов и отдельных предприятий образуют следующий ранг - промышленные районы. Все эти формы довольно сильно различаются по площади своих ареалов и являются мощ­ными градообразующими факторами. Так, на базе промышлен­ных узлов обычно формируются города, а на основе промышлен­ных районов - городские агломерации. Причем для крупных городов (областных центров) характерно сочетание промышлен­ных предприятий, не имеющих между собой технологических связей, называемое промышленным центром. А под промышленными агломерациями понимают территориальные экономи­ческие образования, отличающиеся высоким уровнем террито­риальной концентрации предприятий различных отраслей хо­зяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономической пред­посылкой развития промышленной агломерации являются пре­имущества, присущие данной форме размещения:

. высокий уровень концентрации и диверсификации произ­водства, что обусловливает его максимальную эффективность;

. максимально эффективное использование систем произ­водственной и социальной инфраструктуры. Крупнейшими про­мышленными агломерациями России являются Московская, Ни­жегородская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Ярос­лавская и др. Однако чрезмерное развитие промышленных агло­мераций, как и концентрация производства, может оказывать негативное воздействие, значительно сокращающее экономиче­ский эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды, развитием социальной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: