Тема 12. Человеческий фактор антикризисного управления.
1. Принципы управления персоналом муниципального образования в условиях кризиса.
2. Система антикризисного управления персоналом.
3. Антикризисная политика в управлении персоналом.
Одной из теоретических проблем современного менеджмента является определение принципов антикризисного управления персоналом.
Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления.
Все многообразие ПУП целесообразно разделить на общие, базисные принципы, регулирующие деятельность государственных органов управления в целом; специфические принципы, определяющие управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях; частные принципы, регулирующие функционирование отдельных сторон деятельности управленческого персонала.
К общим принципам государственной кадровой политики относятся научность, конкретно-исторический подход, нравственность, законность, демократизм, преемственность и сменяемость.
В качестве специфических принципов, определяющих управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях, можно отнести принципы оптимизации кадрового потенциала предприятия; принципы формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия; принцип комплементарности управленческих ролей на предприятии.
Группу специфических принципов можно разделить на две подгруппы.
первую подгруппу включены принципы, относящиеся к убеждениям, которые создают доверие между работниками; разделяемые
работниками этические ценности; политику полной занятости; повышение
разнообразия работы; личное стимулирование; развитие
неспециализированной карьеры; личное участие в принятии решений; неявный контроль вместо явного контроля; развитие всесторонней культуры; холистический подход к оценке работников.
Вторая подгруппа получила официальное признание и активное применение в крупнейшей корпорации мира IBM. эту подгруппу включены десять «передовых принципов»:
- сильную (официально признанную) веру в индивидуализм (уважение к личности);
- работу с кадрами, позволяющую осуществить на практике эту веру;
- единый статус всех работников;
- приглашение на работу в компанию специалистов высочайшего класса;
- продолжительное обучение работников, особенно высших управляющих;
- делегирование максимально возложенной ответственности на самые низкие уровни управления;
- преднамеренные ограничения, накладываемые на деятельность линейных управляющих;
- поощрение разногласий;
- развитие горизонтальных связей;
- институциализацию изменений.
Что касается группы частных принципов, то ряд исследователей к ним относит принципы деятельности кадровых служб по отбору, расстановке, селекции, подготовке и переподготовке персонала.
К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы:
Принцип системности.
Принцип равных возможностей.
Принцип уважения человека и его достоинства.
Принцип командного единства.
Принцип горизонтального сотрудничества.
Принцип правовой и социальной защищенности.
Принцип учета долгосрочной перспективы организации.
Принцип интеграции и сплоченности коллектива.
Принцип участия сотрудников в принятии решений.
Принцип опоры на профессиональное ядро кадрового потенциала.
Принцип соблюдения баланса интересов руководителей и подчиненных сотрудников.
Принципы действуют эффективно тогда, когда они взаимодействуют и дополняют друг друга, будучи интегрированными в целостную систему.