Методы и приемы обучения. Обучение конструированию в первой и второй младших группах детского сада

Содержание занятий

Задачи обучения

Обучение конструированию в первой и второй младших группах детского сада

Первая младшая группа.

Детей знакомят со строительным материалом - кубиками, кирпичиками, формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (кирпичик лежит, стоит) и разной устойчивостью в зависимости от положения, учат размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка), накладывать один на другой, комбинировать различное размещение, образуя простейшие перекрытия (ворота, домик) или замыкая пространство (загородка). Воспитатель учит малышей находить сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.

Вторая младшая группа.

Детей учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а также понимать и употреблять такие слова, как большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий, учат располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на узкую плоскость, начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек.

Первая младшая группа.

Детей обучают сооружать 8—10 несложных построек: мебель (стол, стул, диван, кровать), башня, лесенка, горка, мост, домик, трамвай. На первых занятиях повторяются постройки, которые малыши делали в предыдущей группе, затем дети строят мебель.

Сначала каждый предмет дети создают отдельно и в различных вариантах, по освоении предлагают сделать две-три постройки сразу (стол и стулья, стол и диван и т. п.). Для обыгрывания этих построек малышам дают куклы, посуду, лоскутки (куклы отдыхают, куклы едят и т. д.).

На следующем занятии дети строят башню с домиком для птиц из 3-4 кубиков, положенных друг на друга, и накрывают их сверху трехгранной призмой; далее строят лесенку из 6 кубиков или кирпичиков, упражняясь в укладывании деталей вверх. Знакомые приемы закрепляются в сооружении горки.

Следующий этап работы (когда дети освоят эти постройки, научатся воспроизводить по слову воспитателя, поиграют) - строительство моста из двух кубиков, пластины и двух малых трехгран­ных призм. Умения замыкать пространство, делать перекрытия за­крепляются строительством гаража, трамвая.

На участке детского сада и в групповой комнате воспитатель побуждает детей воспроизводить постройки, которые они создавали на занятиях, и играет с ними.

Вторая младшая группа.

Первые 3-4 занятия во второй младшей группе (если дети перешли из первой младшей) посвящают закреплению умения располагать кирпичики в ряд на плоскости, делая дорожку, линию. Дети строят короткую узкую дорожку к домику, широкую дорожку — для машин.

Далее можно предложить построить трамвайную линию: корот­кие линии, сделанные каждым ребенком, объединяют в единую длин­ную. Основная цель этих занятий - научить детей аккуратно соеди­нять кирпичики, выстраивая их в линию, и различать пространст­венные признаки: короткий - длинный, узкий - широкий.

На следующих двух-трех занятиях дети учатся ставить кирпичики вертикально - либо плотно друг к другу, либо на равном расстоянии друг от друга; кирпичики можно ставить и на узкую длинную плоскость, и на узкую короткую плоскость. С этой целью детей обучают строить загородку для животных (воспитатель обращает внимание на то, что вначале строят загородку, потом размещают уточку, собачку), заборчик у домика и т. д.

На последующих занятиях дети осваивают различные варианты ворот (из кирпичиков, кубиков, пластин), учатся располагать детали вертикально, выполнять постройку в определенной последовательности. Представления узкий - широкий, низкий - высокий уточняются посредством строительства ворот: широких - для грузовой машины и узких - для легковой, высоких - для большой матрешки и низких - для маленькой.

По освоении способа (изменение одной и той же постройки — ворот - путем замены одних деталей другими) детей знакомят с другим способом изменения постройки — надстройкой в высоту и в длину. В ходе нескольких занятий детям в строгой системе дают новую конструкцию. Причем каждый раз необходимо сравнивать новую конструкцию с предыдущей и устанавливать разницу и сходство между ними.

Примечание: Чтобы проверить, научились ли дети воспроизводить заданную конструкцию домика по образцу, нужно перед ними ставят задачу - самостоятельно преобразовать этот образец: например, построить такой же домик (т. е. сохранить саму конструкцию), но только высокий или длинный и т.д. Предварительно объяснив принцип удлинения или увеличения постройки в высоту, используя первую конструкцию. Постановка такого рода задач (преобразование образца) способствует повышению умственной активности детей.

Для обучения в первой и второй младших группах используют наборы кубиков, кирпичиков, пластин и трехгранных призм из калужского строительного материала М. П. Агаповой, а также строительные наборы № 3 и № 4, разработанные НИИ игрушки.

В начале года в первой младшей группе на занятиях воспитатель составляет подгруппы по 4—6 детей. Постепенно количество в группах увеличивается, а со второй половины года занятия проводятся со всей группой.

В обучении детей младших групп конструированию используются разнообразные методы. Но основное место занимают информационно-рецептивный и репродуктивный методы, т.е. детей знакомят с тем, что и как надо построить, т. е. демонстрируют образец, подробно объясняя, показывают процесс возведения постройки.

Прежде чем начать обучение, необходимо познакомить детей с самим изображаемым предметом, как в целом, так и с частями, объясняя их фактическое назначение.

Целенаправленное рассматривание предметов дает возможность детям успешно воспроизводить их в своих постройках. Например, во время прогулки на горку необходимо обращать внимание детей на лесенку, по которой дети взбираются на горку, и на скат, расположенный с другой стороны по которому съезжают.

В начале каждого занятия образец рассматривается в целом. Дошкольникам свойственно воспринимать отдельные части, а не весь предмет в целом, что, что затрудняет воспроизведение предмета. Выделяя совместно с детьми отдельные части конструкции, определяются форма этих частей и их пространственное расположение по отношению друг к другу. Такой порядок обследования соответствует последовательности возведения постройки и тем самым облегчает детям ее конструирование.

Конструктивная деятельность становится более интересной, если в работе с детьми используются стихотворения, песни, сказки и сказочные персонажи.

В конце каждого занятия показывают детям, как играют с данной постройкой, и предоставляет эту возможность (2—3 мин), что формирует интерес к игровой деятельности.

Замечание: Игрушки первоначально отвлекают детей от самого конструктивного процесса, но именно игрушка побуждает ребенка младшего возраста строить, т.к. они не могут учитывать при конструировании размеры, а игрушка должна соответствовать размерам деталей.

Замечание: Чтобы дети усвоили названия конструктивного материала, на него нужно обращать внимание не только на занятия, но и процессе уборки после занятий и игр (разбирают постройку, детали группируют на столе: кубики, кирпичики, пластины и т. д., а затем убирают со стола).

В процессе выполнения постройки воспитатель следит за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали материл и правильно его использовали, помогает некоторым (не мешая при этом другим) советом, вопросом («А проедет ли твоя машина в ворота?»), иногда и практическим действием. Если же воспитать видит, что многие дети не могут выполнить задание, или замечая общие ошибки, он использует повторное объяснение акцентируя при этом внимание на моментах, вызывающих затруднение

Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает не только ее результаты (правильность и аккуратность постройки),
но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т. д.

После занятий со строительным материалом педагог систематически показывает детям, как разбирают постройки и укладывают материал на место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: