Тема 8. Конструирование вне занятий

Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх и т.д.).

Игры раскрывают ребенку практическую целесообразность кон­струирования, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Но игра в то же время ставит перед детьми новые конструк­тивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретатель­ности. Например, на занятиях дети научились строить пароход, передавая основные его признаки. А в игре им понадобились и большие, и маленькие пароходы, и пассажирские, и грузовые. При­шлось думать, как знакомый образец парохода изменить в соответ­ствии с новым замыслом.

В игре конструирование представляет собой динамический про­цесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При этом постройки детей, как правило, значительно сложнее тех, ко­торые им были даны на занятиях.

На занятиях каждый ребенок может проявить свою индиви­дуальность только в рамках тех задач, которые перед ним ста­вятся; в игре же ребенок сам выбирает тему постройки, сам при­думывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи. Поэтому в играх наиболее полно раскрываются индиви­дуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и склон­ности, знания и представления. Конечно, все это происходит при условии внимательного руководства педагога, направляющего инициативу и творчество детей.

Руководство педагога играми должно быть направлено на развитие их содержания, на организацию детского коллектива, на установление правильных взаимоотношений между детьми, на закрепление знаний, полученных на занятиях, на развитие у де­тей самостоятельности мышления, конструктивного творчества и т.п. При этом педагог может пользоваться различными приемами с учетом возрастных особенностей детей и задач вос­питания.

В младшей и средней группах детям в часы игр предоставляется возможность играть уже знакомыми им деталями.

Воспитатель не ограничивает детей в материале, но следит за тем, чтобы они аккуратно обращались с ним, а по окончании игр убирали его на постоянное место.

Несмотря на то, что на занятиях педагог показывает малышам, как делать постройки, они первое время часто не ставят перед собой цель что-нибудь построить, а просто кладут одну деталь на другую, довольствуясь при этом любым результатом.

Педагог может напомнить детям, что они строили на за­нятиях, как интересно играли со своими постройками и игруш­ками, либо повторить ту или другую постройку и посоветовать детям сделать такую же. Очень важно, чтобы педагог прини­мал непосредственное участие в играх малышей. Если дети играют, то предложение построить что-либо не должно отвлекать их от игры, поэтому лучше посоветовать построить именно то, что не­обходимо для их игры.

Детей, не интересующихся играми со строительным материа­лом, можно привлечь несложным поручением, Например, после того как дети научились на занятии строить забор, педагог в часы игр строит дом, а затем просит из кирпичиков построить вместе забор для садика. Когда забор будет готов, дети играют с постройкой (куклы живут в доме, гуляют в саду и т.п.). Так развертывается оживленная игра, требующая все новых и новых построек.

Иногда удачная постройка получается у малышей случайно. Необходимо отметить эту удачу. Без побуждения со стороны педагога это достижение может остаться незамеченным.

Детям, которые научились хорошо строить какой-нибудь пред­мет и не находят новой темы, следует предложить построить какой-либо другой предмет, близкий по конструкции к первому: «Хороший ты, Ваня, стул сделал для куколки, а теперь сделай ей кроватку (или диван)». Так педагог побуждает ребенка к использованию приобретенных умений в новых постройках.

Руководя играми детей, педагог ставит новые несложные задачи: построить домик матрешке или кроватку кукле, с кото­рыми они играют. Чтобы сделать игры более содержательными и интересными, иногда можно предлагать отдельным детям новую тему стройки в пределах тех умений, которыми они владеют.

Так, Нина построила домик, в котором поселилась матрешка. Кроме того, у нее были игрушки, изображающие домашних живот­ных. Педагог спросил у Нины, где будет жить ее лошадка, и, убедившись, что Нина об этом не думала, предложил построить для лошадки домик (конюшню). Нина построила конюшню, помести­ла в ней лошадку, а затем отвела туда матрешку, чтобы та накор­мила лошадку.

Большой интерес проявляют дети четвертого и пятогогода жизни к сюжетным постройкам (двор, улица и др.), выполненным педагогом. Дети, рассматривая сооружения, называют отдельные постройки: дома, в которых живут люди, магазины, трамваи, авто­мобили.

Эти постройки педагога предназначены не для повторения детьми, а для обогащения их представлений о том, как по-раз­ному можно использовать строительный материал для одной и той же постройки, для знакомства с другими вариантами украшения ворот, забора, домика.

Постройки эти следует рассмотреть со всеми детьми, обра­тить их внимание на конструкцию, на различное использование деталей. С этими постройками педагог предлагает детям по­играть, а затем они разбирают их.

Такие постройки педагог может делать заранее, иногда в присутствии детей. Наблюдая за работой педагога, дети сами затем включаются в процесс постройки. Например, для трамвая дети прокладывают рельсы, около домика делают садик.

Интерес к конструированию приобретает также устойчивый ха­рактер благодаря влиянию детей друг на друга. Успехи отдельных детей вызывают у остальных желание что-то сделать так же хо­рошо, воодушевляют их. «Смотри, какой у меня домик!» — радостно восклицает Гена, сделавший домик после того, как педагог похвалил рядом сидящих Сашу и Вову за хорошо построенные ими гараж и дом. Так создается возможность некоторого обмена опытом среди детей.

Самостоятельные игры доставляют детям много радости, сопровождаются богатыми эмоциональными переживаниями, так как сам процесс деятельности вызывает у них удовольствие и, кроме того, они получают удовлетворение от результата своей работы.

В самостоятельных играх создаются благоприятные условия для объединения детей, что помогает более полноценно исполь­зовать постройки.

Например, Рита построила домик и посадила туда куклу. Рядом Лена построила пароход. Она гудит: «Ту-ту-ту!» Пароход плывет. Де­вочки изредка поглядывают друг на друга, но в общение не вступают.

Педагог предлагает Рите попросить у Лены разрешение покатать куклу на пароходе. Девочки оживляются. «Лена, возьми мою дочку на пароход», — просит Рита. Лена отодвигает один кирпичик, как будто открывает дверь, и пропускает Ритину куклу. «А на чем же ей сидеть?» — озадачена Рита. «Сейчас скамеечку ей сделаю», — находит выход Лена. Через минуту поясняет кукле, куда она поплывет, и предупреждает Лену: «Смотри, чтобы кукла не упала в воду». — «Нет, пароход тихо плывет».

Так, с помощью педагога девочки развернули интересную для них совместную игру.

В процессе самостоятельных игр со строительным материалом у детей часто возникает необходимость в таких игрушках, кото­рых нет в группе. На помощь должен прийти педагог, он сможет сделать их из бумаги, катушек, коробочек, глины, плас­тилина. Малыши с удовольствием наблюдают, как педагог мастерит такие игрушки, помогают ему и тут же обсуждают, как они будут играть. Хорошо использовать игрушки, которые делают на занятиях по конструированию дети подготовительной группы.

Положительное воздействие на конструктивные интересы детей оказывает общение младших со старшими. Малыши любят рассмат­ривать постройки старших детей. Надо предоставлять им эту воз­можность, особенно когда постройки старших по содержанию близки и понятны малышам. Интерес малышей служит поощрением для старших.

Систематическое руководство педагога игрой необходимо и в старшей, и в подготовительной к школе группах.

Иногда педагог может принимать активное участие в строительных играх детей этого возраста. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить ее содержания, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Советом, наводящим вопросом педагог напоминает, как опре­делить размер постройки, наметить интересные объекты, более точно воспроизвести увиденное, правильно распределить обязанности.

Дети подготовительной к школе группы критически оценивают результаты своей работы, но не всегда могут преодолеть встре­чающиеся у них затруднения и, зная, что педагог готов ока­зать им помощь, сами обращаются к нему с вопросами, если испы­тывают трудности в их разрешении: «Как нам дорогу сделать для трамваев, чтобы и машины могли ходить?»

Иногда педагог может подсказать сюжет будущей игры, используя чтение художественной литературы, и вместе с детьми обсудить предстоящую игру, отобрать нужные материалы для по­строек.

Для развития игр старших дошкольников можно использовать альбом с фотографиями разнообразных построек из набора А. П. Могилевского. Альбом не предназначается для копирования изобра­женных в нем построек: дети лишь заимствуют некоторые темы, способы украшения конструкций и т.д., обогащая этим свой строительный опыт. Желательно в группе иметь и альбом с фото­графиями, в котором способы конструктивного решения не показаны. Эти фотографии помогают найти общие конструктивные решения, а способы дети находят сами.

Иногда у детей бывает потребность поиграть в одиночку. В ин­дивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что ребенок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою индивидуаль­ность.

Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность про­бовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других ребят, которые наблюдают за работой. Они отгадывают, что строится, что будет строящий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры со строительным материалом не мешают развитию коллективных игр, напротив, они дополняют друг друга. Часто дети, увлекающиеся индивидуальной стройкой, одновременно лю­бят участвовать и в коллективных постройках.

Характерной особенностью коллективного конструирования в игре является то, что здесь не только деятельность каждого ребенка подчиняется общей цели игры (когда каждый ребенок строит свою постройку в соответствии с общим сюжетом, как это происходит у малышей), но и самый процесс создания постройки преимущественно выполняется детьми совместно. Так, например, дети строят для своих игр теплоход, зоопарк, детский сад, театр и т. д. В процессе стройки у детей возникают некоторые затруднения, которые они не всегда могут самостоятельно преодолеть. Одним из таких затруднений является неумение детей распределять обязанности.

Иногда в коллективных играх детей со строительным мате­риалом одни сооружают постройку, другие же только подают ма­териал. Это может привести к отрицательным последствиям. Дети, не умеющие строить, привыкают к роли помощников, у них не формируются конструктивные навыки, кроме того, развиваются нежелательные качества личности, они малоактивны, не умеют проявлять самостоятельность, инициативу в осуществлении за­думанного.

Задача педагога заключается в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на основе активного участия каждого ре­бенка в создании и осуществлении строительного замысла; не до­пускать такой совместной работы, когда одни строят, а другие лишь помогают.

Почему в процессе стройки у детей могут складываться такие неправильные отношения? Это объясняется рядом причин. У до­школьников не сразу развивается умение согласовывать свои замыс­лы. Собственный замысел в первое время особенно сильно захваты­вает ребенка, поглощает все его внимание, и это затрудняет обмен мыслями с товарищами, осознание себя частью коллектива.

Осуществление совместных замыслов затруднено из-за от­сутствия необходимых конструктивных умений. И дети, которые начали стройку с самыми радостными намерениями, испытывают горькое разочарование, когда видят, что получается совсем не то, что они предполагали. Поэтому важно на занятиях добиваться усвое­ния программы всеми детьми.

На взаимоотношениях детей в процессе стройки отражаются некоторые особенности характеров детей. Застенчивые, нереши­тельные, не уверенные в себе дети не решаются высказывать свое мнение, а тем более отстаивать его. Наоборот, дети, уверенные в себе, решительно принимаются за стройку, смело рассказывают о своих планах, проявляют настойчивость в исполнении их. Если педагог не руководит взаимоотношениями детей, эти черты характера закрепляются, и интерес к строительным играм у малоактивных детей снижается. Поэтому очень важно дать возможность высказаться неуверенным детям, обращаясь к ним с вопросами типа: «А как ты думаешь, Слава? Какой материал нужен?», «Нина, а как бы ты это сделала и почему?» и т. п.

Необходимо содействовать тому, чтобы в сюжетные игры детей включалась не только стройка, но и конструирование из бумаги и других материалов. По совету педагога дети могут сделать, например, для игры в пароход много дополнительных предметов: рупор, часы, телефон, бинокль, матросские ша­почки, спасательные круги, якорь и т. п. При этом педагог дол­жен быть не только советчиком, но и активным помощником (подсказывать конструктивные решения, делать наиболее трудные по­делки и т. д.).

Сочетание обучения конструированию на занятиях и целена­правленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструи­рованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: