Анализ и самоанализ занятия

Тема 13. Цель, функции, методика проведения анализа занятия и корректировка учебного процесса

Конструирование занятия должно осуществляться с соблюдением условий и правил его организации, а также требований к нему.

Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация занятия. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические.

В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырех наиболее важных условий:

· квалифицированного, творчески работающего преподавателя;

· коллектива обучающихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

· необходимых средств обучения;

· доверительных отношений между обучающимися и преподавателем, основанных на взаимном уважении.

В группе психолого-дидактических можно указать:

· уровень обученности обучающихся, соответствующий программным требованиям;

· наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда;

· соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;

· применение активных форм и методов обучения.

Вся совокупность требований к учебному процессу в конечном счете сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:

· воспитывающего и развивающего обучения;

· научности;

· связи теории с практикой, обучения с жизнью;

· наглядностью;

· доступности;

· систематичности и последовательности;

· самостоятельности и активности учащихся в обучении;

· сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;

· целенаправленности и мотивации обучения;

· индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающий при подготовке занятия руководствуется и специальными правилами организации занятия, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:

· определить общую дидактическую цель занятия, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;

· уточнить тип занятия и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями обучающихся;

· определить и детализировать дидактические задачи занятия, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

· выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности обучающихся и дидактическими задачами;

· определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

· поставленные дидактические задачи стремиться решать на самом занятии и не переносить их на домашнюю работу.

Говоря о требованиях к занятию, как правило, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее отметим, что наиболее значимыми требованиями к занятию являются его целенаправленность; рациональное построение содержания занятия; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности обучающихся.

Повышение квалификации преподавателя во многом зависит от умения анализировать свою и чужую деятельность по конструированию занятия.

Анализ и самоанализ занятия должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности преподавателя и обучающихся на занятии, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы преподавателя и обучающихся.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов занятия; краткий - достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации занятия; аспектный - анализ отдельных элементов занятия.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа занятия, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

1. Профессиональное учебное заведение, группа, дисциплина (предмет), фамилия преподавателя, количество обучающихся по списку, из них присутствовало на занятии.

2. Тема занятия, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи занятия.

3. Организационное начало занятия:

· готовность преподавателя к занятию - наличие конспекта или подробного плана занятия, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

· подготовленность обучающихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

· подготовленность аудитории (чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.).

4. Организационная структура занятия:

· мобилизирующее начало занятия;

· последовательность, взаимосвязь и соотношение частей занятия;

· насыщенность занятия и темп его проведения и т.д.

5. Анализ содержания учебного материала занятия:

· обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на занятии;

· соответствие программе и уровню знаний обучающихся по дисциплине (предмету);

· соотношение практического и теоретического материала;

· связь с жизнью и практикой и т.д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к занятию:

· цель занятия и соответствие плана и конспекта занятия поставленной цели;

· обоснование выбора методов обучения;

· пути реализации дидактических принципов в обучении;

· индивидуализация и дифференциация в обучении;

· взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов занятия.

7. Деятельность преподавателя:

· научность и доступность изложения новых знаний;

· использование обучающим опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

· организация закрепления учебного материала;

· организация самостоятельной работы обучающихся;

· проверка и оценка знаний и умений обучающихся;

· вопросы преподавателя и требования к ответам обучающихся;

· отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

· задание на дом и проявленное преподавателем внимание к нему;

· пути достижения порядка и сознательной дисциплины обучающихся;

· эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

· контакт преподавателя с группой и т.д.

8. Деятельность обучающихся:

· подготовка рабочего места;

· поведение учащихся на занятии - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

· интенсивность и качество самостоятельной работы обучающихся;

· состояние их устной и письменной речи;

· знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

· отношение обучающихся к преподавателю;

· степень и характер участия в работе на занятии коллектива, в целом и отдельных обучающихся и т.д.;

9. Выводы:

· выполнение плана занятия;

· достижение целей занятия;

· особенно интересное и поучительное на занятии;

· что произвело на занятии наибольшее впечатление;

· какие изменения целесообразно внести при повторном проведении занятия на эту же тему;

· оценка занятия.

С помощью приведенной общей схемы возможно проведение как анализа занятия при взаимопосещениях, так и самоанализа. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа занятия. В этой связи приведем один из возможных ее вариантов.

1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на занятии? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2. Какова специфика занятия? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

3. Как учитывались возможности учащихся при планировании занятии?

4. Рациональны ли выбранная структура занятия и распределение времени на отдельные этапы занятия?

5. На каком материале или этапе занятия делается главный акцент?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для занятия формы обучения?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на занятии? Как он был реализован?

9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний обучающихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность обучающихся в течение всего занятия?

11. Каким образом предупреждались перегрузки обучающихся?

12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого занятия?

Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого их этапов конкретного занятия. Тем не менее их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок занятия, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа «мне занятие понравилось», «обучающиеся и преподаватель работали активно», «цель занятия достигнута» и т.д. Основанный на критическом подходе анализ занятия должен быть пронизан уважительным отношением к труду преподавателя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа - способствовать совершенствованию методики конструирования занятий, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся.

Вырабатывая критерии уровней технологичности занятия, ученые опирались на следующие показатели, свидетельствующие о том, что работа педагога протекает на технологическом уровне:

1) четко и диагностично заданная цель, т.е. корректно измеримое представление понятий, операций, деятельности обучающихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;

2) изучаемое содержание представлено как система познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;

3) жесткая последовательность, логика этапов усвоения темы;

4) указаны способы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса на каждом этапе (преподавателя и обучающихся, обучающихся друг с другом), а также их взаимодействия с информационной техникой (компьютером, видеосистемой и т.п.);

5) мотивация деятельности педагога и обучающихся основана на реализации их личностных функций (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);

6) указаны границы алгоритмической и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единых правил;

7) в учебном процессе применяются новейшие средства и способы переработки информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: